Библиографическое описание:

Опарина О. В. О проблемах формирования креативной личности // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 278-280.

Современные процессы, происходящие в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, глобализация, миграция, информационно-коммуникативная и технологическая революция привели к интенсивному развитию культурных связей между странами, социальными группами и индивидами различных национальностей и культур. Интенсивное развитие поликультурного образовательного пространства обусловило становление новой образовательной парадигмы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. По мнению исследователей, с этой задачей призвано справиться инновационное креативное образование (6,С.32), направленное, прежде всего на развитие духовности и творческой сущности человека. Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от традиционной педагогики, сосредоточенной на получение суммы знаний, к гуманистической, личностно-ориентированной.

Креативность, или творческая способность личности, изучение психических закономерностей и механизмов творческого процесса, на всех этапах развития общества являлись актуальной проблемой. Как неотъемлемая сторона духовной культуры, креативность тесно связана с самовыражением и самоактуализацией, представляя собой основу личностного развития и являясь существенным резервом гуманизации общества. Главная цель инновационного креативного образования – сохранение и развитие творческого потенциала человека, один из принципов – формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и ответственности за свои действия (6, С. 527-528).

Важнейшим условием, необходимых для формирования креативности, по мнению ряда исследователей, является  нерегламентированная среда с демократическим стилем общения, основанном на увлеченности совместной творческой деятельностью и подражании творческой личности (В.Н. Дружинин, А.Н.Лук, К.Роджерс). Кроме того, определены факторы проявления креативности, это творческая личность, творческий процесс, творческая среда (6, С.96). Система образования, основанная на развитии в основном логического мышления, в условиях жесткой регламентации образовательного процесса не способствуют в полной мере развитию творческих способностей, в то время как сфера досуга обладает уникальными возможностями для формирования креативной личности. 

 Анализ основных концепций и подходов в изучении проблемы творческих способностей, позволяет выявить ряд обязательных условий формирования креативности, так или иначе отмеченных всеми исследователями (1,4,6). Их можно разделить на внутренние и внешние условия: внутренние – это личностные характеристики (общая культура, интеллект), внешние – окружающая среда и всё, что с ней связано (среда воспитания, общения). Культурно-досуговая деятельность, в рамках которой осуществляется процесс воспитания, обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает реализацию вышеуказанных внутренних и внешних условий, где в достаточной мере развиваются личностные качества, осуществляется совместная творческая деятельность с эмоциональной вовлечённостью и общим позитивным настроем. Педагогика досуга является наиболее динамичной, ситуативной, творческой отраслью педагогики. Педагог досуга не обременён обязательной программой, что даёт определённую творческую свободу и возможность индивидуального подхода к решению педагогических задач (3,5).

Известно, что одно из основных направлений в изучении психических закономерностей и механизмов формирования креативности рассматривает творчество как деятельность человека, создающая новые ценности. В связи с этим, необходимо отметить, что основным направлением в деятельности культурно-досуговых учреждений является художественно-творческая деятельность. Она включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту.

Важнейшее значение художественно-творческой деятельности для формирования креативной личности отмечали В.А.Воловик, Л.С. Выготский, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Б.М.Теплов, причём, наиболее эффективной её формой была признана коллективная форма. Коллективная форма досуга  также является ведущей и в деятельности учреждений культуры и искусства. Она позволяет реализовать важнейшее условие формирования креативности – совместную творческую и продуктивную деятельность, основанную на подражании творческой личности педагога (Д.Б Богоявленская, Н.М. Гнатко, В.Н. Дружинин, В.А. Просецкий).

Принимая во внимание тот факт, что необходимыми условиями для проявления креативности являются: творческая личность, творческий процесс, творческая среда, а творческими способностями в той или иной мере обладают все, то остальные условия (творческий процесс и творческая среда) являются естественными составляющими любой художественно-творческой деятельности. Следовательно, необходимо конкретизировать жанр и вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой осуществлялось бы интенсивное формирование креативной личности в сфере досуга. Таким универсальным средством является искусство хореографии, реализованное в деятельности различных творческих объединений, самодеятельных детских и взрослых хореографических коллективах.

Сочетая в себе силу двух искусств - музыки и пластики, хореография имеет огромный потенциал, осуществляя формирование креативности и развивая личность в трёх основных направлениях: музыкально-эстетическом, нравственном и физическом (Е.Н.Водовозова, В.А.Гринер, Э.Ж.Далькроз, Н.А.Зотов, М.С.Каган). Этот факт подтверждается и в исследованиях крупнейших врачей психофизиологов: П.К.Анохина, В.М.Бехтерева, Э. Клапареда, Л.А.Орбели И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского и др. Кроме того, хореография – специфическая форма общения, где выполняются условия сразу трёх знаковых систем невербальной формы коммуникации: оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической, а так как танец представляет собой яркое костюмированное представление, то и визуальной.

Таким образом, хореография – универсальное средство формирования креативной личности, поскольку в процессе художественно-творческой деятельности в хореографическом коллективе, выполняются вышеуказанные внутренние и внешние условия, а также присутствуют факторы и компоненты, необходимые для формирования креативности.

В ходе теоретического анализа проблемы исследования и обобщения педагогического опыта был выявлен комплекс психолого-педагогических условий, реализация которых способствует формированию креативности средствами хореографии:

- наличие в программе хореографического коллектива стержня, центрального методического звена – азбуки классического танца, цементирующего и объединяющего весь танцевальный материал,  являющейся технологической базой для развития креативности;

- готовность педагога – руководителя детского хореографического коллектива к инновационной деятельности (педагогическая креативность,  новаторство);

- введение в содержание учебного процесса принципов активного обучения (проблемное и эвристическое обучение), необходимых для формирования основных компонентов креативности - познавательной мотивации, дивергентного и продуктивного мышления;

- создание благоприятных условий для развития креативности обучающихся: нерегламентированная среда с демократическим стилем общения, основанном на увлеченности совместной творческой деятельностью, подражание творческой личности.

Реализация проанализированных необходимых и достаточных психолого-педагогических условий обеспечила результативность формирующего эксперимента. Экспериментальной базой исследования стали Елабужское училище культуры и искусств, Детская академия искусств, Дворец Культуры г. Елабуги. В ходе эксперимента была реализована авторская методика «Хрестоматия для урока классического танца на основе татарской музыки». Методика основана на использовании нетрадиционного музыкального оформления урока классического танца (народная татарская музыка) с целью усиления антиконформизма, освобождения от стереотипов, то есть создаётся проблемная ситуация, в процессе разрешения которой активизируется продуктивное мышление и познавательная мотивация, что стимулирует творческие способности обучающихся.

Анализ современных стандартизированных методик позволил использовать для исследования уровня сформированности креативности в ходе педагогического эксперимента набор креативных тестов Ф.Вильямса в адаптации Е.Е.Туник. Критериями креативности явились: когнитивно-интеллектуальные показатели – беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления; личностно-индивидуальные показатели – рискованность, сложность, любознательность, воображение. По мнению исследователей на данный момент батарея креативных тестов Вильямса — лучший психодиагностический инструмент для диагностики креативности: они надёжны, валидны, удобны в проведении, предназначены для широкой возрастной группы и отражают различные креативные характеристики. Тесты не требуют длительного времени для их проведения и обработки результатов, в то же время они позволяют сопоставить показатели творческого мышления с самооценкой детьми своих личностных черт, связанных с креативностью, а также с экспертной оценкой родителями и педагогами творческих проявлений детей (7, С.79)

Итоговые результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике показателей дивергентного мышления, творческих характеристик и рейтинговой шкалы школьников экспериментальных групп, при этом, в контрольных группах изменение показателей незначительно.

Литература:

1.             Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр

     «Академия», 2002.

2.      Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980.

3.      Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 1998.

4.      Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008.

5.      Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.

6.      Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004.

7.      Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle