Библиографическое описание:

Азимова М. Б. Воспитание изобразительного искусства внеаудиторных работ // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 344-346.

Расположенная в центре Шелкового пути, Бухара связала многие страны Востока и Запада. Особое развитие получил город при правлении Темуридов. 1370 году Бухара вошла в состав Тимуридской империи, внук Эмира Тимура учёный – астроном Мирза Улугбек из построенных за свою жизнь медресе - 2 основал в городе Бухаре.

Рис. 1. Арк

В период вхождения Бухары в состав империи Тимура город превратился в центр культуры, науки и искусства на Востоке. Для молодежи того периода учеба в этом городе было престижном. В последующие периоды Бухара становится на Востоке признанным центром народного прикладного искусства, восточной архитектуры, литературы искусства. Бухара внесла огромный вклад в развитии мировой цивилизации. Бухара дала миру таких выдающихся людей, как великий энциклопедист и врач Абу Али ибн Сине (Авиценна), Исмаил ал - Бухаре, Абу Абдулла Рудаки, Бахоуддин Накшбанди. В Бухаре в первозданном виде сохранились переедаемые из поколения в поколение архитектурные и исторические памятники, воздвигнутые с IX по XX в, которые и поныне привлекают внимание многочисленных гостей города. В целях осмотра и изучения этих живых свидетелей истории в Бухару со всех концов мира приезжают потоки туристов, которые хотят окунуться в атмосферу древности. Из них древняя крепость Арк расположена на насыпном холме площадью 4- гектаров. Высота холмы составляет около 20 – метров [1].

Арк является самым древним сооружением города, представляет собой замкнутый многоугольник, Арк имеет крутые склоны, которые были первоначально обложены блоками, позднее заменены жженым кирпичом. Арк много столетий служил местопребыванием правителей Бухары (Рис. 1).

В IX-X веках Арк заново перестраивается, укрепляется башнями и окружается крепостной стеной. Арк - свидетель многих кровопролитных событии, происшедших в городе. В XIII веке во время нашествия полчищ Чингисхана, Арк подвергся большим разрушениям. Современный вид Арка сохраняется с XVI века. Арк по наклонному длинному крытому коридору. Въезд в Арк оформлен двумя столпообразными башнями. На верхней части башни построено помещение с террасами для наблюдения и охраны.

Поднимаясь по наклонной дорожке в Арк - (Цитадель, дворец хана с укреплёнными стенами) посетитель видит стену, где висит большая кожаная плеть (камча), якобы принадлежавшая легендарному герою народного эпоса - Рустаму. При правлении эмиров плеть была символом деспотической власти правителей. При подъеме по коридору слева видны помещения для воды (обхана), песка (рекхана). Наклонная дорожка ведет к пятничной мечети Джами. Здание, где в настоящее время размещены экспозиции краеведческого музея. Эти здания построены в период между XII и XX веками при династии узбекских правителей. В этих помещениях размещались канцелярии государственных служащих. С 1605 года в аудиенц-зале возвышается мозаичный портал, служивший укрытием от посторонних глаз при проведении торжественных мероприятии [1].

В «аудиенц-зале» происходили церемонии коронования правителей и прием иностранных послов. Трон правителя располагался на восточной стороне двора. Обычно эмир принимал гостей сидя на троне, изготовленном из нуратинского резного камня. Над троном возвышался деревянный балдахин. С трех сторон аудиен – зал окружал резной деревянный айван (крыша). В настоящее время в восточной стороне Арка ведутся археологические раскопки и реставрационные работы. Бухара как богатый город всегда привлекала внимание чужеземцев.

В 1220 году монгольские завоеватели во главе с Чингисханом попытались овладеть городом, но натолкнулись на упорное сопротивление горожан. Группа защитников, засевших в Арке, в течение двенадцати дней оказывала упорное сопротивление захватчикам. Несмотря на это, врагам всё же удалось проникнуть в крепость и перебить мужественных защитников. Затем они разграбили, разрушили и опустошили город.

Бухара начала вновь восстанавливаться во второй половине XIII века. Бухару того периода итальянский путешественник Марко Поло назвал «городом большого величия». XVI века в Бухаре было построено 10 медресе, где обучалась молодежь соседних государств. В последующие периоды Бухара становится на Востоке признанным центром народного прикладного искусства, восточной архитектуры, литературы и искусства. Материалы по изучению великолепных творений зодчества, созданных «золотыми» руками наших дедов и прадедов, являются мощной опорой нашего продвижения вперёд по пути Независимости! Озаренная лучами солнца Независимости, почти забытая наша история восстановила имена наших славных умов и зодчих, мы с гордостью наслаждаемся сегодня этими неповторимыми творениями, бережно и скрупулёзно восстанавливаем эти памятники истории.

Учёные Узбекистана ведут огромную работу по исследованию и раскрытию секретов древних зодчих, помогая восстановлению и продлению жизни этих реликвий. Своим своеобразием и неповторимостью отличается архитектура Бухары, где ещё много непрочитанных страниц истории, ибо этим и повышается интерес к изучению исторических и культурных ценностей – этих шедевров нашей древности. Эти памятники живут и стоят на века и гордо, невзирая на ветры и ураганы времён, дожди и снега, землетрясения и залпы орудий разных времён и властителей [2].

Изучение их историй и бережное их хранение добавляют им вторую жизнь и продлят их существование. Система эстетического воспитания и художественного образования студентов особенно касается воспитания по изобразительному искусству.

Организационными формами внеурочной работы по воспитанию студентов изобразительного искусства были беседы, лекции, доклады, кружки по рисунку, живописи, лепки, декоративно прикладному искусству, в том числе на выставке художников и. т.д. Внеаудиторная работа в целом ставит те же задачи, что и аудиторные занятия, но значительно глубже и шире. Основной целью всей системы внеурочных мероприятий и занятий в нашей модели было на основе решения задач эстетического воспитания и художественного образования учащихся, расширения и углубления знаний и представлений студентов (первокурсников) и развития у них способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности успешно осуществить воспитание. Это становится возможным при соблюдении двух основных условий:

1.                 При четком определении учебной - воспитательных задач художественно – эстетического плана, на основе, базе которых развиваются мышлении.

2.                  При отборе соответствующего данным задачам содержания внеурочных занятий и мероприятий.

Исходя из сказанного, мы следующим образом определили учебное - воспитательные задачи перед внеаудиторной работой по изобразительному искусству:

А) воспитать у студентов эмоционально - эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности к произведениям изобразительного искусства, к предметам и памятникам архитектуры:

Б) развить художественные способности каждого студента, исходя из его индивидуальных особенностей:

В) научить студентов выполнять наброски и зарисовки, с натуры, по памяти и по представлению различными художественными материалами (графитным карандашом, акварелью, гуашью, сангиной, и. т. д.) природы, архитектуры:

Г) сформировать у студентов умение самостоятельно разработать и последовательно выполнять тематическую и декоративную композицию:

Д) углубить знание студентов национальных особенностей, традиций узбекских мастеров и других нации декоративно- прикладного искусства [3].

Ценность внеаудиторных занятий изобразительным искусством подчеркивается тем, что на любом из них можно значительно свободнее, чем в аудиторной системе, отнестись к часам, выделяемым на творческое задание к его планированию и методике проведения, более активно использовать индивидуализацию обучения, разнообразить формы поощрения. Внеаудиторной работе изобразительного искусства можно провести экскурсии к памятникам и их зарисовки с последующим выполнением архитектурных композиции по памяти и по воображению.

–        Экскурсии в природу и зарисовки ее предварительной и последующей беседами о красоте родной природы.

–        Составление альбомов с репродукциями и открытками по видам и жанрам.

·       Декоративно - прикладного искусства

·       Миниатюра и. т. д.

В экскурсии студенты с восторгом открывают для себя новые чувства и красоту архитектурных сооружений свихи талантливых предков. С большим интересом и увлеченностью они начинают выполнять зарисовки и наброски с них, а затем целые тематические композиции [3]. Пространственная природная среда, оживленная архитектурными сооружениями, всегда привлекала внимание своей выразительностью, поскольку созданное руками людей организованное пространство отличается не только утилитарным назначением, - оно отражает уклад жизни общества, уровень его материального и духовного развития. Любое архитектурное сооружение создается с учетом трех основных сторон: функциональной, конструктивной и художественной. Эмоциональному настрою студентов способствуют проводимые беседы об культуры и архитектурных памятников на уроках изобразительного искусства. Интерес у учащихся к памятникам архитектуры Бухары – это не только готовность, полнее познавать их, расширят свои знания и представления о них, восхищаться их красотой, стройностью, мощью, искусством древних узбекских мастеров, архитекторов, но и начало формирования осознанного чувства гордости за величественные памятники архитектуры. Успеху развития у учащихся интерес к памятникам способствовали систематические беседы о них на уроках изобразительного искусства, рисования их по памяти и по представлению. И особенно эффективным средствам окажется экскурсии к памятникам и их зарисовки. Зарисовки и наброски студенты могут, выполнят разнообразными художественными материалами (пастель, акварель, уголь) – и простыми цветными карандашами, сангиной. Развитие интереса у учащихся к памятникам старины (в частности, к архитектурным памятникам) протекает одновременно с развитием интереса к другим видам узбекского изобразительного искусства и, прежде всего, к народному, декоративно – прикладному искусству. При этом наблюдается следующая закономерность – чем выше уровень общего художественно – эстетического развития (широта и глубина знаний произведений искусства, высокое качество художественных умений и навыков, развитость эстетического восприятия и чувств и. т. д.), тем быстрее проявляется и успешнее формируется интерес к памятникам архитектуры, народному декоративно – прикладному искусству. И наоборот. То есть, можно утверждать, что процесс общего художественно – эстетического развития учащихся и формирования у них интереса к произведениям искусства в системе эстетического воспитания является единым и представляет собой целое.

Литература:

1.        Ф.Х. Касымов. Бухара в эпоху тимуридов. – Бухара, 1996. –С.167

2.        Р. Муиний. Архитектурные памятники Бухары. –Бухара, 2006. –С. 152.

3.        Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. –Ташкент, 1994 . –С.174.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle