Библиографическое описание:

Курбанов Э. Э. Особенности демократического развития Узбекистана на современном этапе // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 487-489.

Как известно, если сегодня в мире существует более 200 государств, около 160 ти из них идут по демократическому пути развития. В этих странах установление демократии признано мировым сообществом в качестве национальной и общечеловеческой ценности. Именно сегодня становится все более очевидным, что демократия является самым приемлемым путём развития для человеческого образа жизни.

Слово “демократия” в переводе с греческого означает «народная власть» или «власть народа». Народная власть является основным признаком демократии, и народ в этих странах является источником высшей власти. Форма и содержание демократии издавна и до сегодняшнего дня трактуются по-разному. Как подчеркивают западные ученые, если собрать все определения и классификации демократии, их число дойдет почти до 550 [1]. По этому поводу Р. Даль писал, что природа демократии всесторонне обсуждается в течение двух с половиной тысячи лет. На первый взгляд кажется, что такого времени для разработки удовлетворяющей всех суммарной трактовки идей демократии вполне достаточно. Однако этого не происходит. В течение 25 веков выдвигались, защищались, критиковались, уничтожались, опять возрождались идеи демократии, но всё равно не пришли в единому мнению по фундаментальным вопросам, образующим сущность этого явления [2].

Во всех определениях про демократию её атрибуты определяются по-разному. Однако, важно то, что до настоящего времени никто не констатировал, что создано общее для всех правило внедрения демократии в общество. Так как хотя имеются признаки и критерии, составляющие сущность демократии, каждое общество подходит к данному вопросу исходя из своих возможностей и особенностей. Процессе демократизации очень сложен, масштабы его осуществления широки, поэтому нельзя думать, что демократия есть всего лишь метод претворения политической власти и исходя из этого устаревшего подхода, представить внедрение демократии в обществе. Это был бы крайне односторонний подход. А из опыта, накопленного человечеством, известно, что таким методом еще ни одно общество не перешло к демократии.

Дж.Дьюи, исследовавший проблемы демократии и демократизации, критиковал такой узкий подход к демократии. По его мнению: “...демократия, прежде всего, не метод политического управления, а передовой метод организации жизни, образ жизни” [3]. Сегодня, вследствие увеличения разнообразных теорий, связанных с процессом демократизации, путей решения задач перехода к демократии становится всё больше. Как отмечал А. Пшеворский, “пути, ведущие к демократии, разные. А конечный результат зависит от того, какой именно путь будет выбран” [4].

Надо сказать, что демократические идеи имеют особенность существовать в различных национально-культурных условиях. Это значит, что, с одной стороны, демократия имеет национальные особенности, а с другой стороны — она проявляется в жизни, государственности, традициях разных наций и народов. Нельзя назвать истинной демократией демократию, которая не опирается на национальные ценности, не питается общечеловеческими ценностями. На примере Узбекистана можно видеть, что когда демократические ценности занимают важное место в жизни общества, это зависит от принятия народом основных требований и принципов политической демократии и рыночных отношений и претворения их в жизнь, а также от роста политико-культурного сознания народа. Так как в национальном сознании каждого народа есть такие исторически сложившиеся тенденции, которые выражают его менталитет, национальный характер.

Демократия очень сложное понятие. Сегодня в европейских странах сформировался ряд демократических ценностей. Через них обеспечивается равновесие в отношениях между личностью, государством, гражданином и обществом. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов на основании статьи 83 Конституции Республики Узбекистан проявил законодательную инициативу и внес в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Конституционного Закона Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», который вступил в силу c 1 января 2008 г. Политическая реформа дала такие результаты благодаря продуманной «узбекской модели» планомерных изменений, на основе научно обоснованных пяти принципов: «поэтапности», «государство-реформатор», «приоритета экономики над политикой, ее деидеологизации», «сильной социальной политики» и «верховенства закона».Ориентирами содержательной стороны реформ стали приоритеты национальных интересов, требований демократии, обеспечения безопасности, прав и свобод человека, необходимости развития рыночной экономики, способной обеспечивать благосостояние граждан и т. д. Узбекский политолог, доктор политических наук Сайфиддин Жураев в своем исследовании «Становление и перспективы развития политической системы Узбекистана» указал, что в целом усиление роли политических партий в работе государственного механизма является показателем зрелости демократических институтов, общественно-политического сознания, готовности к дальнейшему углублению демократических реформ. Реформа дает начало новой эпохе политического развития страны, главным критерием которой становиться переход процесса реализации принципа разделения властей и цели продвижения «От сильного государства к сильному гражданскому обществу» в качественно новую стадию [5].

Современный Узбекистан переживает качественно новый этап развития, когда процесс демократизации нуждается в активном участии институтов гражданского общества, которое в своей деятельности должно не просто стать государству социальным партнером, но и взять инициативу на себя, возглавить движение реформ. Реализация национальной модели демократического обновления позволила Узбекистану обеспечить стабильность и безопасность, устойчивое развитие страны. «Демократия сегодня — не только система ценностей, но и система законодательных установок и общественных, политических, социально-экономических институтов и механизмов, которые в первую очередь призваны обеспечивать приоритет интересов человека. Это наглядно подтверждает и опыт Узбекистана, выбравшего после обретения независимости свой собственный путь демократического развития». Демократизация общества — это прежде всего процесс формирования различных институтов, структур, как оправдавших себя в практике мирового демократического модернизирования, так и собственных, национальных, вытекающих из менталитета интересов народа. В 2008–09 годах в Узбекистане состоялись несколько международных конференций, «круглых столов», где обобщались, пропагандировались опыт, достижения страны по преодолению мирового финансово-экономического кризиса, наша модель социально-экономического развития. Например, представитель Национального демократического института США К. Плексико на международном «круглом столе», состоявшемся в 2009 году, сказал: «В Узбекистане за годы независимости проделана большая работа по демократизации и либерализации всех сфер жизни, повышению уровня участия гражданского общества в защите демократических ценностей и принципов, прав, свобод и законных интересов людей» [7].

Таким образом, за годы независимости в Узбекистане проведен ряд принципиальных и масштабных реформ, направленных на дальнейшую демократизацию государственного управления и модернизацию страны, обеспечивающие надежную защиту гражданских прав и свобод, последовательное формирование сильного гражданского общества. Опыт Узбекистана убедительно доказывает, что реформы в общественно-политической, социально-экономической сферах необходимо проводить последовательно, эволюционно, с учетом реального уровня развития общественного, политического сознания населения. Демократия не может «экспортироваться» извне, насаждаться силовыми методами, в этом случае дискредитируется само понятие демократии, ее основные принципы. Устойчивое, стабильное развитие общества достигается лишь тогда, когда страна сама определяет свой путь демократического развития с учетом исторических традиций, духовных ценностей и менталитета народа.Как подчеркивал Генеральный директор Центра изучения сельского и индустриального развития Индии Рашпал Мальхотра: «Опыт многих развитых стран показывает, что строительство демократического общества — это длительный процесс, который должен учитывать вековые традиции, обычаи, веру, духовные ценности и менталитет людей. Так, в Голландии формируют демократическое общество в течение 150 лет, в США — 200 лет. Здесь чрезвычайно важна поддержка населением проводимых реформ. В мире нет и не может быть единой универсальной модели демократии. Демократию нельзя экспортировать или, тем более насаждать силовыми методами. В противном случае мы можем дискредитировать само понятие демократии. В Узбекистане либерализация идет эволюционно и поэтапно. Это зависит от состояния демократических институтов, насколько готовы они взять на себя ответственность. Либерализация, по сути, является главным стержнем, связующим звеном всех преобразований в стране» [6].

Литература:

1.                 Даймонд Л. Прошла ли “Третья волна демократизации?” // Полис. 1999. № 11. –C.11.

2.                 Даль Р. О Демократии. –М.: “Аспект пресс”, 2000. С.9.

3.                 Стур Дж. Открывая демократию заново (1). // Полис. 2003. № 5. С.17.

4.                 Пшеворский А. Демократия и рынок. –М.: «РоссПЭН», 2000, 91 б.

5.                 На территории современного Узбекистана демократия развивается в течение более ста лет.// URL http://www.12uz.com/news/show/comments/3251/

6.                 Исаева А. Демократическое развитие и вопросы обеспечения безопасности. — UT. 18.05.2007 // http://old.ut.uz/rus/obshestvo/demokraticheskoe_razvitie.mgr

7.                 Народное слово. 2009. 23 июля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle