Библиографическое описание:

Грецкая А. С. Развитие «культуры пития» в России как один из методов административного регулирования оборота алкогольной продукции // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 309-312.

«Алкоголь — главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем — около 30 % смертности среди мужчин и 15 % среди женщин. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и многое другое». [1]

Для того, чтобы совершенствовать эффективность работы в сфере регулирования оборота алкогольной продукции и снижения алкоголизации населения государства необходимы меры, связанные с изменением мышления жителей страны, их понимания пития в целом.

По мнению автора, необходимо большое внимание уделять именно профилактическим мерам борьбы с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также борьбы с алкоголизмом, как одной из причин наличия спроса на низкокачественный алкоголь, самогон и спиртосодержащую продукцию бытового назначения.

Профилактика алкоголизма — это принимаемые меры по предотвращению злоупотребления населения алкогольной продукцией.

На сегодняшний день выделяются три этапа профилактики алкоголизма:

-       антиалкогольное воспитание.

Грецкая А. С., считает данное направление основным, т. к. только при наличии грамотного и гармоничного воспитания подрастающего поколения возможно формирование здорового общества.

-        психологическая и медицинская помощь лицам злоупотребляющим алкоголем.

-        психологическая и медицинская помощь для лиц, выздоравливающих от алкогольной зависимости.

Культура пития — это умение населения употреблять спиртные напитки без нанесения ущерба своему здоровью, социальному и материальному статусу.

«Отсутствие культуры пития — одна из главных проблем современного российского социума. Эта проблема в современной России решается очень медленно, но процесс уже сдвинулся с мёртвой точки». [5]

Автор считает, что обучение культуре пития алкогольных напитков необходимо включить, как специальный курс в антиалкогольное воспитание. Очень важно, чтобы данный курс содержал информацию не только как употреблять алкогольные напитки, но и как правильно подходить к их выбору. Населению необходимо разъяснять, что выбирая для употребления суррогатную алкогольную продукцию, они наносят вред своему здоровью и более того рискуют потерять жизнь.

Нужно заметить, что культура пития доступна не всем слоям населения, т. к. качественные алкогольные напитки по своей стоимости значительно превышают стоимость суррогата, но, тем не менее, и среди обеспеченных слоев населения есть люди больные алкоголизмом. В связи с этим, автор считает, что данную проблему нельзя объяснить только материальным положением человека. Объединение этих двух направлений даст возможность формирования у населения государства стремления к здоровому образу жизни, а также поможет снизить употребление суррогатной алкогольной продукции.

Автором статьи был проведен социологический мини-опрос. В опросе приняли участие 27 человек из разных городов и разным диапазоном возрастов. Целью данного опроса было установить насколько эффективным и значимым в антиалкогольном образовании и воспитании для молодого подрастающего поколения может стать спецкурс по культуре пития. Задачами исследования являлись: выявить знают ли респонденты что такое культура пития; определить их отношение к культуре пития, как образовательному спецкурсу; установить какие, по мнению респондентов, методы, и средства могут способствовать снижению интереса молодежи к пагубному пристрастию увлечения алкоголем.

По итогам социологического исследования было выявлены следующие критерии, как понимают участники опроса понятие «культура пития»:

-        этикет;

-        свод правил;

-        традиция;

-        количество потребляемого алкоголя;

-        ложное понятие, которое вводит в заблуждение людей, т. к. культурного пития не существует;

-        чувство меры;

-        то, что основывается на внутренней культуре и морали человека,

-        знание и умение «правильно» употреблять алкогольную продукцию;

-        употребление безглагольных напитков;

-        употребление алкоголя без последствий;

-        самые старые и правильные традиции культуры пития зародились на востоке: Японии, Китае и т. д.;

-        отношение к алкоголю не как к «повышению градуса», как к некому наркотическому веществу, а как к части приема пищи, также как к безалкогольным напиткам.

Изменения, которые необходимо ввести в муниципальных образованиях и в стране в целом с целью повышения эффективности антиалкогольного воспитания и развития здорового и образованного молодого поколения, по мнению респондентов:

-        ужесточение законов по продаже алкогольной продукции;

-        активная пропаганда здорового образа жизни по телевидению;

-        неукоснительное соблюдение уже существующих норм, а также развитие здорового образа жизни молодежи: строительство катка, залов, бассейнов;

-        введение в школах курса этикета, ужесточение соблюдения законов о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним, повышение качества алкоголя, ограничение по объему (например, не выпускать алкогольные напитки объемом более 0,5 л.), пропаганда здорового образа жизни;

-        проведение образовательных семинаром;

-        знакомство с отрицательными примерами. Чтобы молодые люди видели к чему это может привести;

-        воспитательные беседы;

-        воспитательные мероприятия с творческим уклоном;

-        работа родителей со своими детьми;

-        знакомство молодёжи с достойными примерами (например, приглашать на уроки мастеров спорта, олимпийских чемпионов, режиссеров, актеров, которые ведут здоровый образ жизни (например, глава знаменитого дома Хеннесси. Где уже не один век производят коньяк, признался, что пьет максимум один –два раза в год;

-        пропаганда здорового образа жизни не только в школе, но и в СМИ;

-        проводить разъяснительную работу с молодым поколением и антиалкогольные акции;

-        проведение рейдов в местах, где собирается молодое поколение;

-        большое внимание со стороны школы и родителей к воспитанию детей;

-        духовно-нравственное воспитание детей и молодежи;

-        формирование у детей с раннего возврата отрицательного отношения к алкоголю;

-        проводить больше праздничных мероприятий с участием знаменитых отечественных спортсменов;

-        показ в образовательных учреждениях видеороликов по данной проблеме;

-        проводить добровольную сдачу анализов на алкоголь;

-        проводить тесты, определяющие уровень алкоголизации нации;

-        изменение на государственном уровне системы ценностей человека;

-        продавать алкоголь в специализированных магазинах и вынести их за пределы муниципальных образований и постепенное сокращение времени его работы.

На вопрос необходимо ли включение как специального курса в антиалкогольное воспитания молодого подрастающего поколения обучения культуре пития с целью снижения потребления суррогатной алкогольной продукции и алкогольной продукции в целом 70 % процентов респондентов высказались положительно, 30 % отрицательно. Следует отметить, что из тех, кто высказался против большинство находятся в возрастном диапазоне от 20 до 30 лет и считают, что алкоголь вреден даже в малых дозах. Автор считает, что отрицание культуры пития далеко не правильно, т. к. лишает человека права выбора, а также является крайней мерой, когда необходимо стремится к гармоничному регулированию вопроса. Поскольку, например: «Потребляя несколько стаканов вина в неделю, можно снизить риск смерти от проблем с сердцем или сосудами и предотвратить диабет. Некоторые сорта пива и красное вино являются антиоксидантами, а это значит, что они способны притормозить процессы старения. Они снижают количество кровяных сгустков и, в небольших дозах, стимулируют сердечнососудистую систему» [4].

Рис. 1 О необходимости введения образовательного курса по культуре пития

Рис. 2 Возрастной диапазон респондентов

Рис. 3 Территориальный диапазон участников опроса

На основании проведенного мини-опроса можно сделать следующие выводы:

1)                 В значительной степени привитие культуры пития молодому поколению, будет способствовать снижению их интереса к алкоголю в целом;

2)                 Данный элемент станет значимым в системе эффективного административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

В заключении хотелось бы отметить, что независимо от места проживания, возраста и пола люди осознают необходимость и важность, на сегодняшний день, внимательно относиться к своему здоровью, выбирать качественную продукцию и потреблять ее в разумных количествах.

Литература:

1.           Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально — экономические последствия и меры противодействия. Доклад Общественной Палаты Российской Федерации. — М., 2009. С. — 5

2.           Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (постатейный) /под общ. ред. А. А. Кирилловых. — М.: Деловой двор, 2012.

3.           Облачинский А. Алкоголь на контроле //ЭЖ-Юрист. — 2013. — N 11.

4.           Статья Польза и вред // http://eto-vredno.ru/vred-alkogolya-i-ego-polza/

5.           Староверов А. Культура пития — детям. — Спб., 2008// http://www.proza.ru/2009/11/25/113

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle