Библиографическое описание:

Голубев А. А. Роль эколого-экономической экспертизы инвестиционных автотранспортных проектов в оценке их эффективности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 227-229.

Встатье предлагается авторская интерпретация термина эколого-экономической экспертизы инвестиционных проектов и обоснована ее роль в оценке эффективности объектов автотранспортной сферы. На примере инвестиционного проекта строительства высокоскоростной магистрали «Москва — Нижний Новгород — Казань» автор акцентирует внимание на том, что для объективной и полной оценки проекта, кроме как анализа его финансовой состоятельности, необходима экологическая экспертиза. В комплексе, анализ экономичности и экологичности инвестиционного проекта автор предлагает рассматривать в рамках эколого-экономической экспертизы.

Ключевые слова: эколого-экономическая экспертиза, высокоскоростная магистраль, транспортная система, эффективность проекта, инвестиции.

In article author's interpreting of the term of ekologo-economic examination of investment projects is offered and its role in an assessment of efficiency of objects of the motor transportation sphere is proved. On the example of the investment construction project of the high-speed highway «Moscow — Nizhny Novgorod — Kazan» the author focuses attention that for an objective and full assessment of the project, except as the analysis of its financial solvency, environmental assessment is necessary. In a complex, the analysis of profitability and environmental friendliness of the investment project the author suggests to survey it in a complex, within ekologo-economic examination.

Key words:ecological and economic expertise, high-speed highway, transport system efficiency project investments

В жизни любого государства транспортные системы всегда играют особую роль. Они были и остаются главной артерией, связывающей воедино города. С развитием научно-технического прогресса и новых технологий, появилась возможность усовершенствования транспортных систем, адаптации их к современным условиям. Какая бы ни была ситуация в экономике России, ее географические размеры привели к тому, что проблема быстрого перемещения грузов, пассажиров и почтовой корреспонденции стала одной из первоочередных задач, с которыми должно справиться российское правительство.

Наличие эффективной, действенной транспортной системы имеет большое значение для национальной безопасности России, и российские политические лидеры уже заявили о ряде приоритетных задач в этой области. Понятие «национальная безопасность» как сложнейшее социально-политическое явление объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа — человек — общество». Поэтому, формирование и совершенствование хозяйственного механизма природопользования невозможно без оценки сложившейся ситуации во взаимодействии экономики и окружающей природной среды на разных уровнях, а также без представления возможных сценариев эколого-экономического развития в будущем. Так, крупные автомагистрали и проходящий по ней транспорт, являются одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и грунтовых вод, а также разрушения природного ландшафта на прилегающей к ней территории. Интенсивное развитие транспортных путей сообщения во всем мире, вызывают усиление загрязнения окружающей среды, выдвигая на первый план решение проблем экологической безопасности и снижения воздействия транспортных средств на среду обитания человека. В связи с этим, встает необходимость поиска новых подходов к оценке инвестиционных проектов в развитии автотранспорта.

Как известно, одним их крупных инвестиционных проектов в России является строительство высокоскоростной магистрали «Москва — Нижний Новгород — Казань», об эффективности которого имеются различные мнения. По данному поводу президент РФ отмечает, что развитие высокоскоростного сообщения должно сопровождаться серьезными инвестициями в безопасность перевозок: с точки зрения технологий и антитеррористической защищенности. Планировалось, что магистраль будет запущена в преддверии Чемпионата мира по футболу-2018. Высокоскоростная магистраль должна пройти через пять регионов. Поезда будут делать остановки во Владимире, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Строительство обойдется в 928 млрд. рублей, проект дороги оценивается в 16 млрд. рублей, из них 650 миллиардов рублей — государственный грант. Проезд в таком поезде будет стоить от 1 до 10 рублей за 1 км в зависимости от класса вагона [2].

Вместе с вышеперечисленными позитивными моментами, вопросы об эффективности рассматриваемого инновационно-инвестиционного проекта высокоскоростной магистрали «Москва — Нижний Новгород — Казань» получили бурные дискуссии в кругах деловой общественности.

Так, некоторые эксперты, в частности, директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев высказывали сомнения, что данный проект когда-либо окупится, поскольку обеспеченные пассажиры всё равно будут предпочитать самолёт из-за скорости, а малообеспеченные — выберут традиционные поезда из-за более низкой стоимости билета [3].

В сентябре 2013 года на Международном инвестиционном форуме в Сочи ряд государственных деятелей и экспертов также скептически отнеслись к эффективности проекта ВСМ Москва — Нижний Новгород — Казань».

Глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев считает проект рискованным по причине неточной оценки будущего пассажиропотока и преувеличенных ожиданий в спросе на билеты [5].

Министр финансов РФ Антон Силуанов удивлён, что проект ВСМ, ещё не начав осуществляться, уже подорожал на 140 млрд. рублей [4].

Глава Сбербанка РФ Герман Греф находит инвестиционные риски очень высокими и не понимает, откуда возьмётся 2 млн. пассажиров в год на участке между Владимиром и Казанью. Греф также напомнил опыт эксплуатации Евротоннеля под проливом Ла-Манш, который при произведённых затратах 10 млрд. фунтов стерлингов и прибылью, достигающей не более 2 млн. евро в год, окупится не ранее, чем через 1000 лет [6].

В итоге, 6 ноября 2013 года на совещании у Путина было решено отложить проект до весны 2014 года из-за неготовности финансовой модели ВСМ и отсутствия гарантий возвратности инвестированных средств.

Как видно, мнения экспертов и специалистов сосредоточены на финансовой состоятельности проекта ВСМ «Москва — Нижний Новгород — Казань». Мы в свою очередь поддерживаем их точки зрения. Однако, нельзя упускать из виду, что проекты такого рода должны включать и экологическую оценку, где методом такого анализа, по мнению автора данной статьи, должна стать эколого-экономическая экспертиза. Нельзя не отметить, что железнодорожный транспорт является наиболее экологичным, доступным и безопасным видом транспорта. Вместе с этим, строительство любой транспортной магистрали не обходится без вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Поэтому, чтобы вредное влияние свести к минимуму необходимо, прежде всего, качественно провести инженерно-экологические изыскания территории, учитывать шум и вибрацию, исходящей от высокоскоростной магистрали, что в свою очередь является значимой проблемой для современного мегаполиса. Кроме того, необходимо изучить степень заболоченности территории, прохождение по ней подземных вод, а также, следует учесть наличие широких лесных массивов: если они есть, то, конечно, лучше скорректировать маршрут во избежание массовой рубки деревьев. Также надо уточнить, не проходит ли трасса через особо охраняемые природные территории. В итоге, заключительным этапом инвестиционного решения должно стать заключение экспертов об экологичности и экономичности проекта.

Несмотря на то, что термин эколого-экономической экспертизы не закреплен на законодательном уровне, данная процедура на взгляд автора, является важнейшим условием эффективного управления проектами, где ее результаты должны стать основой для принятия управленческих решений в области социально-экономического развития регионов России.

Поэтому, данное понятие должно найти закрепление на законодательном уровне, и стать обязательной процедурой в оценке инвестиционного проекта, в том числе проектов транспортной сферы. В Российской Федерации акцент на данной процедуре обусловлен, прежде всего, признанием приоритетного значения общечеловеческих ценностей. Среди них выделяется конституционное право человека на благоприятную экологическую среду (на экологическую безопасность) [1].

Поэтому, особенности эколого-экономической экспертизы должны состоять в анализе интеграционных процессов экономики и природы, а также состояния окружающей природной среды региона во взаимосвязи с его социально-экономическим развитием, где задачами эколого-экономической экспертизы должны быть следующие:

-                   оценка затрат на природоохранную деятельность и определение ее результатов;

-                   определение ущерба от нерационального природопользования;

-                   поиск резервов увеличения эколого-экономического потенциала региона и т. д.

Исходя из этого, эколого-экономическая экспертиза должна быть процедурой комплексной, и в ее осуществлении должны участвовать специалисты разных отраслей, в том числе и экономисты. Эколого-экономическая экспертиза должна определять характер и степень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые экологические и связанные с ними социальные и экономические последствия. Только такой подход в оценке инвестиционного проекта строительства высокоскоростных магистралей сможет дать объективную и более точную оценку его эффективности.

Литература:

1.                  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Текст] / Российская газета, N 7, 21.01.2009, Ст. 42

2.                  Литвинова, А. От Нижнего Новгорода до Москвы можно будет добраться за час (заметка) [Электронный ресурс] / А. Литвинова // Электронная газета «ПРАВДА пфо» — URL: http://pravdapfo.ru/ (Дата обращения: 10.06.2014)

3.                  Антонов, С. Поездам переключают скорость (статья) [Электронный ресурс] / С.Антонов, Д. Астахов // Электронная газета «Коммерсант. Ru». — URL: http://www.kommersant.ru/doc/1517262 (Дата обращения: 10.06.2014)

4.                  ВСМ до Казани вряд ли достроят к 2018 г, можно довести ее до Нижнего Новгорода (статья) [Электронный ресурс] — URL: http://1prime.ru/transport/20130927/767097003.html (Дата обращения: 10.06.2014)

5.                  Улюкаев усомнился в проекте ВСМ Москва-Казань (заметка) [Электронный ресурс] / Информационный портал «Вести.Ru» — URL: http://www.vestifinance.ru/articles/33202 (Дата обращения: 09.06.2014)

6.                  Чуприна, А. На инвестиционном форуме в Сочи обсудили риски проекта строительства ВСМ Москва — Казань [Электронный ресурс] / А. Чуприна // Портал «Деловой квартал» — Режим доступа: http://kazan.dkvartal.ru (Дата обращения: 09.06.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle