О методах, применяемых для активизации самостоятельной работы студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 03.07.2014

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Мухаммедова, Ф. Р. О методах, применяемых для активизации самостоятельной работы студентов / Ф. Р. Мухаммедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11954/ (дата обращения: 18.04.2024).

Важнейшим условием повышения интереса студентов к учению является использование самостоятельных работ, стимулирующих к активному поиску. Поэтому совершенствование содержания и форм самостоятельной работы студентов — задача современного обучения [1].

Известно, что урок — основное организационное звено процесса обучения. В нем реализуются определенные практические, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, достигаются итоговые цели. Урок является самостоятельной единицей учебно-воспитательного процесса и вместе с тем, считается одним из звеньев в цепи других уроков. В качестве учебного процесса урок даёт возможность выполнения промежуточных задач. В этом смысле каждый отдельно взятый урок стоит в одном ряду с другими уроками. Определенные задачи каждого урока вытекают из задач, решенных на предыдущем уроке. Через решение определенных задач каждый урок должен обеспечивать достижение практических, образовательных, развивающих и воспитатпельных целей. Например, обучение студентов применению новой лексики — обучение пониманию диалогического текста через его прослушивание — систематизировать знания о событиях и явлениях, о которых говорится в тексте — обучение правильному чтению текста и составлению его плана — обучение выражать свои мнения посредством применения заданных словосочетаний и др. Все задания и задачи определяет сам преподаватель и приводит их в технологической карте урока. кўрсатиб ўтади. Все задания связываются с уроком, с группой, с уровнем знаний студентов в группе, с событиями и явлениями в городе, стране, вузе, с личностью преподавателя, его инициативностью, поведением, с занимательностью учебного материала. Особенно в текстах о знаменитостях, историчпеских событиях, об охране природы содержатся интересные сведения, поэтому студенты с интересом изучают такие тексты и хорошо их усваивают. На уроках преподаватель должен использовать нетрадиционные методы и формы.

На уроках немецкого языка для обучения студентов самостоятельной работе рекомендуется применять нижеследующие методы:

1)        На первых уроках можно применить метод интенсивного обучения (приветствие, знакомство, визитные карточки, заполнение анкет, диалоги-опросы, приглашение на прогулку, день рождения и пр.).

2)        Проведение ролевых игр — диалоги и мини-полилоги (3–4 участника). Сюда входит и представление студентами сказок, художественных произведений, стихотворений, поэм.

3)        Метод литературного перевода стихотворений немецких поэтов на узбекский или русский языки.

4)        Студент в роли преподавателя. Активному студенту из группы даётся задание подготовить и провести отдельно взятый этап урока. Например, упражнение по говорению или проверка домашнего задания.

5)        Метод Кобленца — обучение активной устной речи. Кобленц считал, что текст ограничивает инициативу студента. По его мнению, преподаватель-филолог должен предоставлять набор конструкций и определенный лексический материал. Вставляя в нужное место нужные слова и словосочетания в этих конструкциях, можно создать множество вариантов текста, можно развить навыки правильного использования изученного лексического материала, высказывать свои мнения.

6)        Метод проектов. Если в проекте используются статьи из газет и журналов, дополнительная литература, практические знания, жизненные образцы, то проект приобретает совсем иное значение. Необходимо объяснить студентам, что нельзя ограничиваться только лишь учебником пр подготовке проекта. Проект может быть и междисциплинарным (межпредметным). То есть в нём можно использовать не только знания, полученные по иностранному языку, но и по географии, истории, родному языку и литературе и по другим предметам. Сегодня метод проектов широко внедряется в процесс обучения иностранным языкам. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

1.      Планирование.

2.      Иметь представление о проекте. Направляет студентов на сбор необходимого материала.

3.      Процесс выполнения работы.

4.      Защита проекта. Использовать собранный материал для выпуска стенгазеты, создания альбома, устного изложения.

7)                 Метод теста и анкеты-опроса.

Таким образом, для обучения студентов самостоятельной работе на уроках иностранного языка можно применять разнообразные методы. Кроме этого, самостоятельная работа студентов в вузе мжет осуществляться не только непосредственно на аудиторных занятиях, но и вне аудитории. Вне аудитории студенты выполняют задания по самостоятельному образованию. В Узбекистане по всем предметам введено самостоятельное образование, составляются специальные разработки, в которых приводятся темы, различные задания к данным темам, список рекомендуемой литературы и др. Колиячество заданий и их объем определяется преподавателем предмета и утверждается на кафедре. Все выполненные задания оцениваются и набранные баллы вносятсяч в соответствующую графу промежуточного контроля. Слабая сторона в том, что в некоторых случаях преподаватели не учитывают сложность заданий и объём времени, требуемого на его выполнение, в результате чего задание остается невыполненным или частично выполненным. Преподавателям следует учитывать, что чересчур сложные задания могут привести к тому, что студенты потеряют интерес к работе, станут выполнять их поверхностно и переписывать друг у друга. Поэтому следует подумать об индивидуальных заданиях, то есть разрабатывать заранее задания для хорошо успевающих и для слабо успевающих студентов. Следовательно, преподаватель должен знать сильные и слабые стороны студентов, учитывать их индивидуальные способности и интересы.

Виды самостоятельных работ студентов вне аудитории могут быть самыми разными: подготовить доклад или реферат по заданной теме, самостоятельно выполнить задания с проблемными ситуациями, составить тесты, кроссворды, анализировать произведения, подготовить презентацию, составить глоссарий, подготовить обзор по газетным статьям, подготовить наглядные пособия, раздаточный материал по теме, разработать сценарий работы по картинкам и др.

Таким образом, в самостоятельной деятельности у студента появляется желание расширить, углубить познавательную деятельность. С этим связано стремление студентов привнести в учебную деятельность знания, умения, приобретенные им за пределами учебного процесса. Самостоятельность студентов выражается и в психологическом настрое их деятельности, сосредоточенности, внимании, личной инициативе. Развитие и совершенствование форм и содержания самостоятельной работы студентов содействует их всестороннему развитию в любой деятельности, их благополучному положению в коллективе, профессиональному становлению [1]

Литература:

1.         Станиславский Д. Н. Совершенствование самостоятельной работы студентов на занятиях по немецкому языку. // Актуальные проблемы филологии. Материалы V международной (заочной) научно-практической конференции, посвященной 15-летию РИ АлтГУ (7 июня 2011 г.).ВЫПУСК 5. Барнаул-Рубцовск, 2011.-С.37.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, самостоятельная работа студентов, урок, обучение студентов, студент, иностранный язык, метод проектов, процесс обучения, самостоятельная работа, самостоятельное образование.


Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе. Дальтон-план в обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· необходимостью упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе. Формы СРС Могут быть следующими

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся. Н. К. Григорьева.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, иностранный язык, студент, самостоятельная работа студентов, устная речь, изучение, самостоятельная...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку.

Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию...

Аудиторная самостоятельная работа студентов подразумевает выполнение студентами заданий в компьютерном классе, оснащенном выходом в Интернет, в рамках урока иностранного языка под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя.

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Организация самостоятельной работы студентов в условиях...

Организация самостоятельной работы студентов вусловиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык».

В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится...

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе. Дальтон-план в обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· необходимостью упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе. Формы СРС Могут быть следующими

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся. Н. К. Григорьева.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, иностранный язык, студент, самостоятельная работа студентов, устная речь, изучение, самостоятельная...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку.

Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию...

Аудиторная самостоятельная работа студентов подразумевает выполнение студентами заданий в компьютерном классе, оснащенном выходом в Интернет, в рамках урока иностранного языка под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя.

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Организация самостоятельной работы студентов в условиях...

Организация самостоятельной работы студентов вусловиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык».

В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится...

Задать вопрос