Библиографическое описание:

Бекматова Д. Ш. Особенности правового статуса прокурора в качестве субъекта уголовного преследования // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 305-306.

Прокурор является одним из основных субъектов, осуществляющих уголовное преследование. Прокурор в рамках своих полномочий участвует в уголовных судах в качестве государственного обвинителя и выполняет функцию уголовного преследования. Прокурор, осуществляя уголовное преследование по уголовному делу, поддерживает государственное обвинение в судах в качестве органа, исполняющего функции по защите прав и интересов граждан со стороны государства. Таким образом, прокурор выступает в качестве гаранта прав и свобод граждан и поддерживает функцию осуществления правосудия.

Роль прокуратуры в демократическом обществе закреплена в ряде актов Совета Европы, таких как рекомендации «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (№ R(2000)19), «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона» (1604 (2003)1), «О роли прокуроров вне системы уголовного правосудия» (CM/Rec(2012)11).

Исходя из современных и демократических принципов международного права был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы» от 18 сентября 2012 г., согласно которому в правовой статус прокурора в качестве субъекта уголовного преследования были внесены существенные изменения. В данном законе, в первую очередь, определено персональное выполнение функции прокурором по оглашению обвинительного заключения. Помимо этого, в связи с тем, что суд был вынесен из ряда субъектов уголовного преследования, в обязанности прокурора дополнительно была внесена задача по выполнению уголовного преследования.

Вместе с тем, утверждение Постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2013 года Положения «О прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Республики Узбекистан», стало важным шагом в организации деятельности органов прокуратуры и укреплении его правового статуса.

В этой связи, особое значение приобрело принятие руководителем страны Постановления «О мерах по усилению материального стимулирования и социальной защиты работников органов прокуратуры Республики Узбекистан» от 13 ноября 2013 года, которое стало важным правовым явлением, поднявшим на новый уровень реформы в данной сфере. Данный акт послужил повышению эффективности деятельности органов прокуратуры, укреплению кадрового потенциала, дальнейшему развитию системы материального стимулирования сотрудников органов прокуратуры, усилению социальных и правовых гарантий их деятельности.

В настоящее время эти реформы, направленные на усовершенствование системы органов прокуратуры и усиление социально-правовых гарантий, возлагают на работников данных ведомств ответственность за более эффективную организацию деятельности по осуществлению уголовного преследования.

В действительности, основной задачей прокурора на всех этапах уголовного процесса по отношению к правонарушениям является принятие установленных законом своевременных мер для их устранения. А прокурор, поддерживающий обвинение на судебном заседании по рассмотрению уголовных дел на судах, всегда должен оставаться «защитником закона» [1].

Уголовное преследование состоит из целевой деятельности органа и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или предварительное расследование, а также деятельности прокурора обвинительного характера, участвующего в уголовном судопроизводстве.

Прокурор имеет важное значение в осуществлении уголовного преследования на досудебных этапах уголовного процесса. В соответствии со ст. 33 УПК РУз, участие прокурора в осуществлении уголовного преследования имеет две стороны: согласно первой, прокурор в рамках своих полномочий является уполномоченным государством лицом в реализации уголовного преследования; согласно второй, он осуществляет контроль над процессуальной деятельностью органов, выполняющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование.

Иными словами, прокурор одновременно осуществляет и уголовное преследование и контроль за реализацией уголовного преследования со стороны других уполномоченных органов и лиц. В уголовном судопроизводстве прокурор, продолжая выполнять функцию уголовного преследования, поддерживает государственное обвинение и обеспечивает его законность и обоснованность.

Здесь возникает вопрос, на каком этапе уголовного процесса формируется государственное обвинение, в котором выражено уголовное преследование, а также в каком документе оно выражается. По этому поводу, ученые правоведы высказывают различные мнения [2]. Одна группа ученых считает, что государственное обвинение проявляется в полной мере, начиная с момента привлечения лица в качестве обвиняемого на предварительном расследовании. С нашей точки зрения, нельзя путать следственное обвинение с государственным обвинением. Даже если на этапе предварительного расследования будут формироваться и развиваться обвинение следственных органов, это обвинение не будет иметь статус государственного обвинения, т. к. государственное обвинение строго по закону осуществляется только прокурором.

Таким образом, возможность и необходимость выдвижения государственного обвинения по отношению к определенному лицу решается прокурором в соответствии с материалами уголовного дела, а также основывается на обвинение, сформированном в процессе предварительного расследования.

Над единой системой уголовного преследования, ставящей в качестве определенной и окончательной цели законное и обоснованное обвинение по отношению к конкретному преступлению, которое совершила личность, вне зависимости от того, на каком этапе оно осуществляется, стоит, безусловно, прокурор.

Настоящее правило соответствует Рекомендациям экспертного комитета Совета Министров стран-членов Европейского Совета от 23 сентября 1999 года № РС-РР (99) «О роли государственного обвинителя в системе уголовного правосудия». Согласно им:

1)  Государственные обвинители, являясь органами государственной власти, обеспечивающей применение права в местах правонарушения, применяя уголовное наказание от имени общества и в его интересах, учитывают и права граждан, и необходимость эффективного осуществления уголовного правосудия;

2)  Во всех системах государственные обвинители выполняют следующие функции: решают вопросы по возбуждению или продолжению уголовного преследования; в суде поддерживают государственное обвинение; относительно решения суда вносят протесты или поддерживают протесты;

3)  В некоторых системах государственные обвинители также ведут, направляют и контролируют следствие; выбирают пути противостоящие уголовному преследованию [3, с. 343].

С этой точки зрения, целесообразно остановиться на деятельности прокурора на досудебном этапе уголовного судопроизводства. Здесь необходимо учитывать факт, что уголовный процесс начинается с возбуждения уголовного дела. При возбуждении (в частности, и при случаях отмены решения дознавателя или следователя об отказе возбуждения уголовного дела) или согласии на это, прокурор начинает уголовное преследование.

Иначе говоря, функция прокурора по осуществлению уголовного преследования предусматривает две связанных между собой цели: обеспечение неотвратимости ответственности виновным лицам в совершении преступления и недопущение необоснованного привлечения лиц к ответственности и ограничение их прав.

Прокурор имеет множество полномочий в процессе предварительного расследования, так он: направляет в суд постановление о возбуждении ходатайства о применении в качестве меры пресечения заключение под стражу и о продлении срока задержания; направляет в суд постановление о возбуждении ходатайства об отстранении обвиняемого от должности; направляет в суд постановление о помещении лица в медицинское учреждение; участвует в дознании, предварительном следствии, а также при необходимости лично выполняет следственные действия по уголовному делу или полностью ведет предварительное следствие и др.

Таким образом, полномочия прокурора на этапе предварительного расследования предусматривает обеспечение руководства над деятельностью следователя, не ограничивая его независимости, и обеспечение посредством этого законного и обоснованного выдвижения государственного обвинения по отношению к определенному лицу.

В этой связи Т. Ю. Иванова утверждает, что «деятельность прокурора по доказыванию связана со свойственной ей специальной процессуальной целью — обоснованием обвинения, которое в дальнейшем будет поддержано в суде» [4, с.6]. Это в особенности явно проявляется в полномочии прокурора к даче указания следователю о привлечении лица в качестве обвиняемого, о размере и квалификации обвинения в процессе предварительного расследования.

Таким образом, вся деятельность прокурора на досудебных этапах уголовного процесса направлена на формирование государственного обвинения о совершении преступления в соответствии с результатами предварительного расследования против конкретного лица и обеспечение его законного и обоснованного разоблачения. Государственное обвинение, точнее законное и обоснованное государственное обвинение, являясь умеренным результатом уголовного преследования, которым руководит прокурор, выражает место и процессуальную функцию прокурора в системе уголовного преследования.

В соответствии с вышеуказанным можно заключить, что прокурор имеет полномочия властного характера, на всех этапах уголовного процесса и на постоянной основе контролирует законность возбуждения уголовного дела, проведения дознания и следствия [5, с. 42]. Прокурор имеет право в любое время вмешаться в процессы следствия на досудебном этапе, участвовать в любых следственных действиях, затребовать уголовное дело, устранение незаконных действий следственных органов.

Подводя итоги, можно отметить, что широкие процессуальные полномочия прокурора в качестве субъекта уголовного преследования исходят из необходимости обеспечения достаточности средствами контроля прокурора всестороннего, полного и беспристрастного расследования преступлений, и, в конечном итоге, соблюдения прав и свобод граждан и законности.

Литература:

1.       Мадалиев О. Суд қарори нусхасини прокурор ва ҳимоячига берилиши муаммоси ва унинг ечими ҳақида // ТДЮИ Ахборотномаси. — Тошкент, 2009. — № 1.

2.       Баев О. Я. Прокурор как субъект уголовного преследования. Научно-практическое пособие. — М: Юрлитинформ, 2006. — С. 39–40.

3.       Ульянов В. Т. Государственное обвинение в российском уголовном судопроизводстве. – М., 2002. — С. 343.

4.       Иванова Т. Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии: Автореф.... дисс. канд. юрид. наук. — Самара, 1999. — С. 6.

5.       Джанадилова А. М. Лица и органы, осуществляющие уголовное преследование в Республики Казахстан // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Урал, 2008. — № 28(128). Вып. 16. — С. 42–46.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle