Библиографическое описание:

Бибик И. А. Конкурентоспособный преподаватель вуза как фактор создания научного образовательного пространства для становления конкурентоспособного специалиста // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 352-355.

В современных условиях вхождение России в единое европейское образовательное пространство делает актуальным становление конкурентоспособного преподавателя вуза как ретранслятора качеств, модели деятельности и взаимодействия — сотрудничества, необходимых для компетентного, конкурентоспособного специалиста.

Конкурентоспособный преподаватель должен обладать следующими качествами конкурентоспособной личности (В. И. Андреев, Ю. В. Андреева, Е. В. Бондаревская, Л. М. Митина и др. [1,2 и др.]): четкостью целей и ценностных ориентаций, трудолюбием, творческим отношением к делу, способностью к риску, независимостью, способностью к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивостью, способностью к непрерывному профессиональному росту, стремлением к высокому качеству конечного «продукта» своего труда. По мнению В. И. Андреева, эти качества присущи конкурентоспособной личности вне зависимости от характера и сфер деятельности и, таким образом, являются универсальными. Помимо этого, конкурентоспособный преподаватель вуза должен иметь высокий уровень интеллигентности.

Кроме того, конкурентоспособный преподаватель должен уметь решать большой класс поставленных задач, находя «динамический баланс» (Т. А. Коробкова, П. В. Скулов), «ценностную точку» между качествами, свойственными конкурентоспособной личности, профессиональными ценностями и запросами потребителей образовательных услуг — студентов.

При этом конкурентоспособным преподавателем учитываются нюансы позитивной конкуренции.

Под «позитивной конкуренцией» понимается межличностное взаимодействие, основанное на сталкивании целей, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия — преподавателей вуза с обязательным сотрудничеством, то есть с учётом объективно необходимого признания права на существование мнения Другого, признания идей Другого, их критический анализ и адекватное реагирование на них. В результате этого возможно обогащение субъектного опыта преподавателя вуза, его профессионально-значимого личностного потенциала, выстраиваниена его основе траектории профессионального творчества, нахождение «индивидуального стиля деятельности» (В. С. Мерлин).

Немаловажным направлением в этом смысле становится направление «самоконкуренции» (Ю. В. Андреева).

Кроме того, конкурентоспособному преподавателю вуза необходимо являться менеджером научного образовательного пространства как показателя высшего образования в целом.

И. К. Шалаев, А. А. Веряев [3] ключевым понятием, связанным с «пространством», называют «событие». Возникает идея «пространства событий, явлений». При этом характер наполняемости самого пространства событиями может носить оттенок неравномерности, неоднородности. По мнению ряда авторов «пространство» характеризуют протяженность, глобальность, виртуальность, структурность и др, а в современных условиях — инновационность.

Можно говорить о микро-, макро- и мегамире относительно «пространства».

Выделяют ряд пространственных структур: 1. Пространство различных сфер деятельности человека и общества: экономическое, социальное, информационное, инновационное и др. 2. Пространство воспринимаемое человеком и обществом: реальное (пространство, существующее на самом деле); перцептуальное (восприятие пространства непосредственно человеком); концептуальное (научное пространство о реальном пространстве). [5, с.156].

Понятие «образовательное пространство» только входит в педагогическую науку (Г. П. Сериков, Ю. В. Копыленко, А. Бейтс, Т. Эванс и др.) и его во многом связывают с «локализацией образовательных услуг». При этом говорят о «потоках образовательных услуг» и «потоках образовательной информации».

В качестве характеристик «образовательного пространства» выделяют следующие: объем, мощность, интенсивность образовательной информации, образовательную инфраструктуру, многофункциональность, лабильность, инновационность.

Образовательное пространство является важной характеристикой образовательного процесса, влияющего на «интеллектуальный потенциал».

Образовательное пространство представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению на уровне, превышающем естественный, имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, естественный процесс — такой, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования [3].

В широком смысле «научное образовательное пространство» трактуется как высокоорганизованная среда, оснащенная многофункциональным «пакетом» инфраструктур, необходимых для наращивания человеческого и интеллектуального потенциала территории, целенаправленного социокультурного воспроизводства человека, формирования и развития личности, привлечения бизнеса, способного производить новые виды высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции и внедрять современные технологии в промышленности [5, с.172].

В рамках научного пространства решаются следующие задачи:

-        обеспечение продвижения исследований и взаимодействия между исследователями,

-        эффективное использование и оценка научного знания для целей развития экономики,

-        оптимизация и координация программ исследования для выработки единой политики в отношении решения глобальных проблем,

-        развитие прочных связей в научном сообществе для продвижения роли знаний в качестве метода решения глобальных проблем [5, с.170].

Следует говорить также и об интенсификации научных усилий средствами инновационных технологий.

Создание научного образовательного пространства конкурентоспособным преподавателем вуза тесно связано с организационной и приоритетными для преподавателя вуза в целом, учебно-методической и научной деятельностями.

Многомерный характер научно-исследовательской деятельности и собственно самого научного образовательного пространства, предполагает множественность средств, инструментов, технологий для реализации этого вида деятельности. Ими могут стать интерактивные, проектные, компьютерные технологии, а также современные инновационные образовательные технологии — информационно-коммуникационные Интернет-технологии (ИКТ), позволяющие активизировать работу по созданию студенческого научного образовательного пространства.

В этой связи студенческое научное образовательное пространство может распространяться на международный уровень, уровень страны, региона, вуза, кафедры.

Студенческое научное образовательное пространство неразрывно связано с деятельностью различных научных кружков, с проведением факультативных занятий по предметам, участием в студенческих научных конференциях, в том числе и на иностранных языках и прочее.

Предварительная работа по подготовке «интеллектуального потенциала» для такого рода деятельности — будущих конкурентоспособных специалистов — начинается, как правило, в ходе практических занятий и вводится на уровне элементов.

В Амурской ГМА на кафедре иностранных языков в рамках внеаудиторной самостоятельной работы на выбор реализуется Интернет-проект для отработки поисковых навыков, для тренинга работы с научными источниками, для их анализа и подготовки аннотированных сообщений как первичных навыков важных и для исследовательской деятельности в ходе обучения в вузе и для возможной последующей научно-исследовательской деятельности будущих конкурентоспособных специалистов.

В ходе реализации Интернет-проекта было проделано следующее. На I этапе проведено анкетирование студентов-медиков по вопросам востребованности социальных сетей во время учебного процесса. Выяснилось, что из 236 опрошенных студентов-медиков (2011г.), 98 % респондентов являются активными пользователями Интернета и выходят в сеть ежедневно, а 85 % опрошенных студентов-медиков положительно отнеслись к идее изучения иностранного языка посредством Интернет технологий и нашли её интересной и актуальной. На II этапе по созданию студенческого научного образовательного пространства средствами ИКТ для поставленных задач преподавателями кафедры была создана страничка www.Blago2012.com. на платформе facebook. В проекте с 2012 по 2013г. поучаствовало 151 студент-медик (1–2 курсов).

Весной 2014 года запущен Интернет-проект на платформе социальной сети twitter.

В Интернете создана страничка для преподавателей www.BlagoTwit2014.com., где преподаватели кафедры собрали ряд медицинских on-line журналов на английском языке.

Как в работе с facebook, так и в работе с социальной сетью twitter, студентам-медикам, во-первых, необходимо было стать читателями всех представленных on-line источников. Во-вторых, необходимо было кликать «нравится», если заинтересовало сообщение на своей страничке в facebook и «избранное», если понравилась и была понятной информация в twitter. Тем самым студентами-медиками, участниками Интернет-проекта, создавались виртуальные «полки» на собственных страничках этих социальных сетей. В-третьих, студентам-медикам необходимо было отобрать несколько статей средствами facebook и twitter и написать аннотации к выбранным статьям.

В Интернет-проекте на платформе twitter приняло участие 62 студента-медика 1 курса (июнь 2014 г.).

Данные опроса показывают, что студенты-медики справляются с аутентичным профессиональным материалом, могут выявлять ключевые моменты статей, анализировать их и обработанный текст представлять в заданном формате, отрабатывая как поисковые навыки, так и навыки работы с наукоемким текстовым материалом.

На следующем этапе работы предполагается провести конкурс на лучшую аннотацию статьи и выбрать конкурентоспособного студента-медика в номинации «успешная научно-исследовательская деятельность».

В целом легко вошли в Интернет-проект те студенты-медики, которые привыкли максимально рационально распределять свое время, те, кто приучен четко выполнять задания алгоритма, кто умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, те, кто готов к изучению и применению Интернет-ресурсов, те, кто научился из множества предложенных вариантов выбирать один или два, т. е. критически мыслить, те, кто привык работать в команде (сотрудничать) и умеет обмениваться как информацией, так и знаниями о содержании этапности последующих действий и студенты-медики 2 курса, которые участвовали в аналогичном Интернет-проекте на 1 курсе на платформе социальной сети facebook.

Данный Интернет-проект, для завершивших курс изучения дисциплины «Иностранный язык» — 1 курс и «Профессиональный иностранный язык» — 2 курс, не закончился.

Студенты-медики могут пользоваться знаниями работы с аутентичными медицинскими on-line источниками на протяжении учебы в вузе и в ходе своей профессиональной деятельности, адаптировав социальные странички в facebook и twitter под свои профессиональные интересы, подписавшись, например, под узкоспециальные версии медицинских on-line журналов.

В ходе реализации Интернет-проекта возникли объективные трудности.

Одной из сложностей в реализации Интернет-проекта стало не понимание бывшими школьниками, привыкшими к большей творческой свободе, важности не смешивания личных интересов, связанных с социальной жизнью, реализуемой в Интернете и профессиональных интересов.

Стоит отметить, что данное условие было озвучено в начале погружения в Интернет-проект и является одним из тренингов, помогающих в дальнейшем «разводить» научные понятия.

Важной составляющей реализации Интернет-проекта являлось непосредственное участие в нем самих преподавателей иностранного языка. Преподаватели на своей страничке кликали, например, «избранное» в twitter, выступая, тем самым, менеджерами всей деятельности по созданию студенческого научного образовательного пространства.

Таким образом, для создания студенческого научного образовательного пространства конкурентоспособному преподавателю вуза требуется сопоставить ряд ключевых факторов, в том числе спрогнозировать возможные трудности вхождения в Интернет-проект и снять их педагогическими средствами, стать непосредственными участниками проекта для того, чтобы задать «модель» работы в Интернете в рамках проекта, и образец качеств, свойственных конкурентоспособной личности, мотивировать участников Интернет-проекта к дальнейшему профессиональному росту средствами современных инновационных технологий, подчеркивая важность исследовательской деятельности для становления конкурентоспособного специалиста.

Литература:

1.               Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. — 468 с.

2.               Андреева, Ю. В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов [Текст] автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08/ Ю. В. Андреева. — Казань, 2006. — 57 с.

3.               Веряев А. А., Шалаев, И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html

4.               Есарева, З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / З. Ф. Есарёва. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 108 с.

5.               Леонидова, Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного: монография [текст]/Г. В. Леонидова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. — 272с.

6.               Ширабоков, С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Н. Ширабоков — Омск, 2000. — 17 с.

7.               Штейнберг, В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика [Текст] / В. Э. Штейнберг. — М.: Нар. образование, 2002. — 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle