Библиографическое описание:

Евлампиева Е. В. Общественный контроль как эффективный метод регулирования государственных закупок // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 312-313.

В настоящее время стал актуален вопрос о контроле государственных закупок. Это связано с тем, что огромные средства с каждым годом растрачиваются все больше на второстепенные вещи, вследствие чего происходит вымывание бюджетных средств. К контролю над закупками начало присоединяться общество, и вот уже сегодня, с принятием ФЗ № 44, система общественного контроля начала принимать чёткие очертания, правовую основу и понятийную базу. Наша страна имеет огромный опыт в сфере государственных закупок, а значит, сможет справиться с появившимися проблемами самостоятельно, и вполне возможно, что через несколько лет общественность будет полностью готова включиться в этот процесс, как определяют эксперты [1].

«Общественные контролеры» могут стать эффективным и независимым инструментом по регулированию государственных закупок. Сейчас активно развиваются различные образовательные проекты по данной тематике, развиваются школы общественного контроля государственных закупок, которые проходят на базе ведущих вузов страны. О результатах качества подачи информации на таких образовательных площадках пока говорить рано, но то, что они нацелены на то, чтобы развить у граждан интерес к общественному контролю закупок, усилить правовую грамотность, вовлечь их в этот процесс, несомненно, большой плюс.

Федеральным законом 44-ФЗ определена статья, описывающая функционал, правовой статус общественного контроля. Согласно п. 3 ст. 102 общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

1)        подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

2)        направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3)        осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего ФЗ;

4)        обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим ФЗ;

5)        обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика признаков состава преступления;

6)        обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.

Опираясь на прописанные в ФЗ нормы, общественные контролёры начинают действовать в рамках своих прав. Показателем работы являются естественно жалобы. Согласно рассмотренному реестру жалоб на официальном сайте государственных закупок за 2013 год федеральной антимонопольной службой было рассмотрено 47364 жалобы. В статусе возвращенных находились всего 823 жалобы, а отозванных было — 5125 жалоб. Чаще всего субъектом жалоб проходили Открытое акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» и закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов», а сами жалобы подавали предполагаемые поставщики — участники конкурса. Такая закономерность вполне объяснима, так как именно эти две площадки проводят наибольшее количество электронных торгов, и все основания жалоб имеют характер оспаривания правомерности действий оператора электронной площадки, технических сбоев работы при проведении торгов или некорректных действий технических специалистов отдела сопровождения.

Почти все жалобы, поданные за указанный период, были признаны обоснованными или частично обоснованными, и лишь некоторые признаны необоснованными или не были рассмотрены в связи с нарушением принципа подведомственности. Вследствие чего можно констатировать, что такой метод работы как подача жалобы по выявленному нарушению вполне эффективен, а признание обоснованности говорит как о наличии большого количества нарушений, так и о проявленном интересе со стороны общественности и их правовой грамотности.

К необоснованной жалобе можно отнести следующий случай из реестра: не было обеспечено корректное проведение электронной площадки «ЗАО Сбербанк — АСТ», вследствие чего ООО «Импульс» не удалось подать предложение о новой цене после ценового предложения другого участника аукциона [5].

К жалобе, не относящейся к группе нарушений самих площадок и признанной обоснованной частично, можно отнести дело, где субъектом жалобы выступил Департамент государственного заказа Краснодарского края Государственное казенное учреждение «Главное управление строительства Краснодарского края» [6]. Рассматривалось выполнение подрядных работ для государственных нужд на условиях «под ключ» по объекту: «Перинатальный центр», г. Сочи» (актуальная тема для 2013 года), где лицо, ООО «Комплект сервис», подавшее жалобу, назвало причины незаконного включения в состав одного лота товаров, функционально не связанных с предметом аукциона. Таким образом, эта жалоба и жалоба, которая была признана необоснованной являются наиболее распространенным основаниям для подачи жалоб.

Подводя итог, можно сделать вывод, что общественный контроль имеет все перспективы к развитию. Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает официальное закрепление роли общества в участии в контроле и планировании процесса государственных закупок. Не исключено, что жалоб будет становиться в реестре в разы больше, но это будет показывать работу общественного контроля. То есть увеличение числа признанных обоснованными жалоб будет сначала показывать увеличение активности общественного контроля. А дальнейшее снижение числа жалоб будет показывать повышение добросовестности действий заказчиков, потому как все станут белыми и пушистыми.

Также необходимо научится разделять общественный контроль над простыми крупными заказами и контроль над самим процессом, ходом проведения торгов, так путем разделения сфер можно будет отследить детально весь ход.

Литература:

1.                 Мамедова Н. А. Государственный заказ. Учебно-методический комплекс [Текст] / Н. А. Мамедова // Изд. центр Евразийский открытый институт. — 2011. — С 40.

2.                 Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Источник: СПС Консультант Плюс.

3.                 Официальный портал закупок. Реестр контроля. http://zakupki.gov.ru [Электронный ресурс]

4.                 Портал методической поддержки ФЗ № 44: госзакупки.большоеправительство.рф [Электронный ресурс].

5.                 Жалоба №CA/FAS/31.10.2013/007

6.                 Жалоба №CA/FAS/31.12.2013/013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle