Библиографическое описание:

Султанова Н. С. Обоснование необходимости исключительного грудного вскармливания в развитии познавательных способностей детей // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 87-90.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению, связанная с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы выше у детей, получавших исключительно грудное вскармливание.

Ключевые слова: познавательные способности, дети, грудное вскармливание.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Национальная программа реформы школьного образования, принятая IV сессией Олий Мажлиса Республики Узбекистан 21 августа 1997 года, законы об «Образовании» и «Национальной программе подготовки кадров» ставят перед медицинскими работниками новые задачи по изучению состояния здоровья детей 6–7 летнего возраста, способности их к школьной адаптации, своевременной оценке неврологического статуса дошкольников в качестве профилактики школьной дезадаптации и неуспеваемости [1].

В исследованиях (Betty R.Vohr et al. 2006) было установлено, что отсутствие грудного вскармливания влияет на умственное развитие и познавательные способности. По данным мета-анализа 20 рандомизированных исследований, проведенных на 10 000 детей от 6 месяцев до 16 лет, посвященных сравнению различий в развитии познавательных способностей между детьми, которые были на грудном вскармливании и детьми, которых кормили детскими питательными смесями, было выявлено, что значительно более высокие уровни познавательного развития наблюдались при грудном вскармливании, и эти различия были стабильными в течении последующего времени. Познавательные способности возрастали с продолжительностью грудного вскармливания до 2 лет и более [3]. Вскармливание ребенка исключительно грудным молоком в первые месяцы жизни положительно влияет на его умственные способности, к такому заключению пришли канадские ученые из Университета МакГилл, наблюдавшие за развитием почти 14000 детей, родившихся в Белоруссии. Исследование под руководством Майкла Крамера проводилось с конца 1990-х годов в 31 белорусском роддоме. Примерно половина учреждений проводила программу поощрения длительного исключительно грудного вскармливания, остальные — продолжали свою прежнюю практику без изменений. Оценка интеллектуальных способностей детей проводилась в шестилетнем возрасте. Выяснилось, что дети, находившиеся исключительно на грудном вскармливании как минимум в первые три месяца жизни, имели лучшие результаты тестов на когнитивные способности. В тестах на вербальный интеллект они показали в среднем на 7,5 балла больше (по 100-балльной шкале), в тесте на невербальный интеллект — на 2,9 балла больше, а в тестах на общий интеллект — на 5,9 балла больше [3].

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность (Л. А. Венгер, 2000). Большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации. Одним из наиболее используемых тестов оценки познавательных способностей и готовности к школьному обучению является тест Керна-Йирасека. Основные параметры теста: минимизация длительности обследования, полнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году, однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделало этот тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей детских садов; по этому тесту стали делать категорические выводы о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению. Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает. По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, к концу второго класса половина хорошо успевала по основным предметам — математике и родному языку (хотя в начале обучения наблюдались некоторые трудности в адаптации из-за недостаточного развития умения управлять движениями пальцев рук). Таким образом, при плохом результате теста плохая успеваемость наблюдалась в 50 % случаев (то есть вероятность точного прогноза — на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка) — это недостаточное основание для определенного вывода о «неготовности». Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) — проведения углубленного психологического обследования [2].

Цель нашей работы — выявить значение исключительного грудного вскармливания до 6 месяцев при продолжении грудного вскармливания до 2 лет, для гармоничного психологического и познавательного развития ребенка; насколько важное значение имеет вклад матери в ход этого процесса.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

1.                 Выявить число детей, получивших в анамнезе исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев, при продолжении грудного вскармливания до 2 лет

2.                 Выявить число детей, находящихся на преимущественном ГВ, смешанном ГВ и искусственном вскармливании

3.                 Определить с помощью метода Керна-Йирасека уровень познавательных способностей и готовность к школьному обучению детей в 6–7 летнем возрасте в зависимости от вида вскармливания

Материал и методы исследования. Исследование проведено на базе Городского Перинатального Центра № 1. Предметом данной работы явилось наблюдение 445 детей с периода новорожденности до 7 лет, получивших различные виды вскармливания и принципы ухода. Проводимое исследование было направлено на проверку гипотезы: обеспечение ребенку исключительного грудного вскармливания до 6 месяцев при продолжительности грудного вскармливания до 2 лет и психологической поддержки со стороны взрослого, в первую очередь матери, приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка. Оценка интеллектуальных способностей детей проводилась в шестилетнем возрасте по методу Керна-Йирасека. В ходе исследования были сформированы следующие группы:

1 группа — дети на исключительно грудном вскармливании (ИГВ). ИГВ считается кормление только грудью без включения каких-либо жидкостей и имитаторов груди, в эту группу вошло 351 детей.

2 группа — дети на преимущественном грудном вскармливании (ПГВ). ПГВ считается кормление грудным молоком с включением каких-либо жидкостей и имитаторов груди, в эту группу вошло 27 детей.

3 группа — дети на смешанном грудном вскармливании (СГВ). СГВ считается кормление грудным молоком с добавлением в рацион искусственных смесей, в эту группу вошло 43 детей.

4 группа — дети на искусственном вскармливании (ИВ). ИВ считается питание, при котором полностью исключено грудное молоко, в эту группу вошло 24 детей.

Результаты исследования. Оценка интеллектуальных способностей проводилась в 6-летнем возрасте. В 1 группе 6-летнего возраста достигли 66 детей, во 2 группе — 12 детей, в 3 группе — 36 детей и в 4 группе — 18 детей. По методу Керна-Йирасека каждому ребенку дали сложенный пополам лист А4 и простой карандаш. Задание № 1: нарисовать мужчину, как умеет, без излишних комментариев и вмешательств со стороны. Задание № 2: копирование написанного текста прописью «Uoshyedi» на языке неизвестном ребенку. Задание № 3: срисовать группу точек. Оценка результатов проводилась по 5 балльной шкале. Задание № 4 «Вербальное мышление» включал 10 вопросов, каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, неправильный в 0 баллов.

Таблица 1

Средняя оценка в баллах по проведенным тестам в группах исследования

Показатели

1 группа (n=66)

2 группа (n=12)

3 группа (n=36)

4 группа (n=18)

Рисование мужчины

4±0,86

3,75±0,75

2,97±1,4

3,5±0,98

Письмо

3,98±0,83

3,42±0,51

3,61±0,87

3,61±0,78

10 точек

4,09±0,72

3,33±1,23

3,77±0,86

3,89±0,83

Вербальный тест

4,05±1,17

3,66±0,78

1,63±0,49

2,44±0,98

Общий балл

16,1±2,4

14,1±2,52

12±2,86

13,44±2,75

Как видно из таблицы 1, дети в 1 группе имели лучшие результаты по тестам, чем все остальные. Худший результат отмечался в группе детей в 3 группе, однако механизм сложившегося результата в данной группе требует проведения дальнейших исследований. В ходе проведения статистического анализа выявлено нарушение письма при наличии неустойчивой походки (t-2,017 при Р<0,05), нарушении сна (t-2,9 при Р<0,005), нарушение контакта с окружающими (t-2,36 при Р<0,05), дефиците внимания ребенка (t-3,1 при Р<0,005). Нарушение в воспроизведении 10 точек выявлено при нарушении сна (t-2,93 при Р<0,005), дефиците внимания ребенка (t-2,14 при р<0,05). Затруднения при проведении вербального теста отмечалось у детей с нарушением сна (t-3,22 при Р<0,005), затруднении контакта ребенка с окружающими (t-2,21 при Р<0,05), при дефиците внимания (t-2,9 при Р<0,005). При минимальной мозговой дисфункции в анамнезе наблюдались отклонения во всех заданиях (соответственно (t-4,25; 4,77; 4,25; 5,34; 5,38; 5,36 при Р<0,005).

Рис. 1. Изменение общего балла в тестах интеллектуального и познавательного развития в группах детей 6–7 лет, получивших различные виды вскармливания

Вывод. Вскармливание ребенка исключительно грудным молоком в первые месяцы жизни положительно влияет на его умственные способности: читать, считать и писать, чем дети, получившие смешанное и искусственное вскармливание. Этот эффект возможно объясняется влиянием некоторых компонентов грудного молока, а также физическими и социальными факторами, возникающими при контакте матери и младенца в процессе грудного вскармливания. Однако, это не значит, что дети с низкими баллами по тесту Керна-Йирасека обладают низким интеллектом, низкая оценка прежде всего является поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях проведения углубленного психологического обследования.

Литература:

1.      Маматов М. Перинатальная патология и состояние высшей нервной деятельности шестилетних детей: автореф…..канд.мед.наук. — Т., 2005. — 16 с.

2.      Department of Pediatrics, McGill University Faculty of Medicine, Montreal, Canada // Am J Clin Nutr. — 2009. — Vol.90. № 4. — Р. 1070–4.

3.      Health and development outcomes in 6.5-y-old children breastfed exclusively for 3 or 6 mon. // Archives of General Psychiatry. — 2008. — № 3. — Р. 833–836.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle