Библиографическое описание:

Козлова Н. С., Корнилова Е. С. Особенности ценностно-смысловой сферы юношей призывного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 377-379.

Статья посвящена раскрытию особенностей ценностно-смысловой сферы юношей призывного возраста.

Ключевые слова:ценность, призывник, тестирование, саморегуляция.

Для изучении ценностно-смысловой сферы молодых людей, (98 человек) нами была использована методика УСЦД («Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»).

В результате обследования молодые люди были разделены на две группы. Первая группа испытуемых (63 человек), у которых показатель внутриличностной диссоциации (R) не превышал границу нормы (32 балла) (среднее арифметическое значение в группе — 18,9 баллов) — группа «относительного психического комфорта» и вторая группа (35 человек), у которых «R» превышал 32 балла (среднее арифметическое значение в группе — 46,7) — группа «психического дискомфорта».

Сравнительный анализ жизненных ценностей обозначенных групп юношей показал следующее. В группе «относительного психического комфорта» наиболее высокий уровень в иерархии ценностей занимает «Здоровье» (10,6), на втором месте стоит «Счастливая семейная жизнь» (8,2), третье — шестое место занимают ценности, имеющие очень близкие ранговые показатели: «Любовь» (7,9), «Интересная работа» (7,8), «Материально обеспеченная жизнь» (7,8), «Наличие друзей» (7,7). Последние позиции занимают «Познание» (4,1), «Переживание прекрасного в природе и искусстве» (3,2) и «Творчество» (2,3).

В группе «психического дискомфорта» первую и вторую позиции занимают, соответственно, «Здоровье» (9,9) и «Счастливая семейная жизнь» (9,2), на третьем месте — «Материально обеспеченная жизнь» (9,1), на четвертом — «Наличие друзей» (8,0), на пятом — «Любовь» (7,4), на шестом — «Интересная работа» (6,9). «Переживание прекрасного в природе и искусстве» (4,6), «Творчество» (3,4) и «Познание» (3,9) также находятся на последних местах в общей иерархии ценностей.

Из приведенных данных следует, что молодые люди (не зависимо от их психического статуса) ориентируются преимущественно на ценности витального и социального свойства (здоровье, семья, работа, материальное благополучие) и имеют низкий уровень духовных запросов (метаценностей), связанных со свободным выбором, общей трудовой активностью, творчеством, познанием и эстетическими переживаниями. В то же время, можно заметить, что ориентация на материальное благополучие у юношей группы «психического дискомфорта» является более выраженной (по сравнению с группой военнослужащих — относительно здоровых в психологическом отношении). Для молодых людей группы «относительного психического комфорта», наоборот, большую значимость имеют ценности, связанные с внутренней свободой и независимостью в поведении. Таким образом, юноши группы «психического дискомфорта» больше заинтересованы в материальной поддержке со стороны других людей, а здоровые (вошедшие в группу «относительного психического комфорта») больше заинтересованы в свободе и независимости.

Факторный анализ компонентов ценностно-смысловой сферы юношей группы «относительного психического комфорта»показал, что для ниххарактерна «приспособленческая» стратегия поведения, которая выражается в отсутствии заинтересованности в самосовершенствовании, понижении общей интеллектуальной активности, ограничении себя в свободах и «приглушение» своих чувств (в целях сохранения здоровья) и в то же время готовность исполнять служебные обязанности (с целью достижения хотя бы относительной свободы в поведении).

Таким образом, у молодых людей группы «относительного психического комфорта» выявлены следующие особенности ценностно-смысловой сферы: доминирование ценностей, связанных с внутренней свободой и независимостью в поведении; адаптивность в поведении, стереотипность и комфортность в соблюдении социальных нормативов (уставных требований).

Данные факторного анализа компонентов ценностно-смысловой сферы юношей группы «психического дискомфорта»свидетельствуют о том, что для них типична «дезадаптационная», стратегия поведения: не реалистичная ориентация на свободу и материальную обеспеченность; проблематичность выбора между заинтересованностью в неофициальном (дружеском) общении и необходимостью соблюдения уставной субординации; состояние «внутреннего вакуума», связанного с малоценностью ориентаций когнитивного свойства и их относительной доступностью, и наоборот, состояние «внутреннего конфликта», обусловленного недоступностью ценностей витального и социального свойства (здоровья, интересной работы, материального благополучия); а также противоречивое отношение к собственной половой сфере (противопоставление ценности любви и семейной жизни).

Таким образом, для молодых людей группы «психического дискомфорта» характерны неадекватные способы саморегуляции поведения, усугубляющие дезадаптацию, болезненные состояния и деформированность личности, ориентация преимущественно на ценности витального и социального свойства, высокий уровень рассогласования «желаемого» и «доступного».

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Зайцев, А. Г. Изучение ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников гуманитарного ВУЗа / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 915–916.

6.                  Зайцев, А. Г. Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного ВУЗа / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 912–914.

7.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

8.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

9.                  Плахов, Н. Н. Доминирующие психические состояния как потенциал здоровья учащихся общеобразовательного учреждения военного профиля / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук // В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы V Международной научно-практической конференции. Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2008. с. 103–104.

10.              Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

11.              Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

12.              Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

13.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

15.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

16.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

17.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

18.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

19.              Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

20.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle