Библиографическое описание:

Козлова Н. С., Корнилова Е. С. Метод контент-анализа в изучении понимания сущности здорового образа жизни у современной молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 375-377.

Статья посвящена методике проведения контент-анализа у студентов гуманитарного ВУЗа для изучения сущности их здорового образа жизни.

Ключевые слова: метод, здоровый образ жизни, контент анализ, молодежь.

В структуре социально-гигиенического обеспечения здоровья студентов системообразующим является формирование у них индивидуального способа здорового образа жизни. Соблюдение последнего должно обеспечить человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов на физиологическом, психическом и социальном уровнях путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни. Все это не возможно без правильного глубокого понимания сущности болезни и здоровья, как базы на основе которой он формируется. В связи с этим в процессе психофизиологического сопровождения учебной деятельности было проведено исследование понимания здоровья и болезни студентами гуманитарного ВУЗа. С этой целью использовался метод контент-анализа. Молодым людям было предложено в произвольной форме письменно ответить на вопрос: чем отличается больной человек от здорового? Утверждения, касающиеся понимания испытуемыми сущности здоровья, анализировались нами отдельно от утверждений, характеризующих их понимание сущности болезни.

На предварительном этапе обследования студенты по показателям соотношения ценностей и их доступности с помощью методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) были разделены на две группы: 1) «психического комфорта»; 2) «психического дискомфорта».

Для студентов группы «психического комфорта»характерна в основном «приспособленческая» стратегия поведения, которая выражается в отсутствии выраженной заинтересованности в профессиональном самосовершенствования, низкой творческой активности, отсутствии эстетических запросов, «приглушении» своих чувств и ограничения общения с друзьями и близкими людьми (в целях сохранения здоровья и достижения относительной свободы в поведении). В то же время у них может проявляться «адаптивный» стиль поведения: доминирование профессиональной мотивации над другими, в том числе, половыми мотивами.

Студенты группы «психического дискомфорта» характеризует «дезадаптационная» стратегия поведения: ориентация на любовь, счастливую жизнь и материальное обеспечение, недоступность которых обусловливает состояние «внутреннего конфликта», провоцирующего дезадаптацию и невротические тенденции в здоровье; не готовность поступиться свободой и дружбой, чтобы поддерживать в себе работоспособность и творческую активность; состояние «внутреннего вакуума» при ориентации на активную деятельность и познание; стремление понизить свои эстетические запросы и творческую активность; не способность занять себя интересным делом (хотя такие возможности имеются).

В группе «относительного психологического комфорта» проявились достаточно «здравые» стратегии понимания сущности здоровья человека. В них нашли отражение различные аспекты человеческого здоровья (психические, соматические, нравственно-социальные). В то же время важно отметить, что каждая из вскрытых стратегий несет в себе достаточно узкий (неполный) подход к здоровью. Главный же недостаток вскрытых стратегий состоит в том, что в них не проявилось конструктивное начало — важность воспитания в человеке мотивации здорового образа жизни. В суждениях первой группы студентов по существу представлены основные признаки болезни: внешние и внутренние психические и соматические симптомы, причинно-следственный анализ с возможными социальными последствиями.

Спектр утверждений о сущности здоровья, типичных для второй группы является достаточно узким, неполным, заметно менее конструктивным (по сравнению с данными курсантов первой группы). Здесь также не проявилось выраженного мотивационного подхода к здоровью человека, хотя в большинстве суждений, судя по всему, нашли отражение их собственные индивидуальные проблемы. У молодых людей, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно связаны с психологической симптоматикой. В других случаях они выражают не вполне адекватное мнение о причинах болезней и их проявлениях.

Полученные данные свидетельствуют об актуальности разработки программ по социально-гигиеническому обучению и воспитанию студентов гуманитарного вуза в целях повышения их валеологической культуры и внедрению этих программ в систему профессионального образования.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Зайцев, А. Г. Изучение ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников гуманитарного ВУЗа / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 915–916.

6.                  Зайцев, А. Г. Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного ВУЗа / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 912–914.

7.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

8.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

9.                  Плахов, Н. Н. Доминирующие психические состояния как потенциал здоровья учащихся общеобразовательного учреждения военного профиля / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук // В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы V Международной научно-практической конференции. Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2008. с. 103–104.

10.              Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

11.              Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

12.              Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

13.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

15.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

16.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

17.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

18.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

19.              Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

20.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle