Библиографическое описание:

Тереханова П. С. Дидактические вопросы теории и методики обучения // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 420-422.

Статья посвящена дидактическим вопросам теории и методики обучения, а также специфики их реализации в системе общего среднего образования

Ключевые слова:процесс обучения, школьная дисциплина, образовательная система, дидактическая теория, метод.

Теориейназывается система основных идей в той или иной отрасли знаний. Теория предполагает единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в общую конструкцию. Дидактическая теория раскрывает сущность и природу целостного педагогического явления или процесса, логику и способы его изменения и развития.

Под методомпонимается способ исследования, путь решения поставленной задачи. В свою очередь, методика — это совокупность способов целесообразного проведения какой-либо деятельности.

Еще одной фундаментальной дидактической категорией является обучение. Данное понятие, раскрывает теорию, методику и практику организации процесса образования и воспитания личности как необходимого условия подготовки человека к жизни и труду. В основе любого типа обучения заложены преподавание и учение. Преподаванием считается профессиональная деятельность учителя по целенаправленной передаче учащимся научных знаний, жизненного опыта и человеческой культуры. Учение — это деятельность ученика по усвоению, закреплению и применению полученных знаний, а также осознание смысла образования и воспитания. Процесс обучения осуществляется посредством методики, отражающей характер отбора способов, методов и механизмов обучения. Результатом обучения является развитие личности в интересах общества и государства. Путь к методическому мастерству длинный, сложный и трудный, но он всегда должен начинаться с теории методической науки.

Также следует отметить, что особое значение для восприятия любой науки имеют ее исходные понятия — объект, метод, цель. Всовокупности они составляют предмет или содержание соответствующей области знания. Вопрос о предмете — это основной вопрос конкретной науки, ибо он объясняет, на что направлены ее исследования и где пролегают их границы, какие задачи решаются наукой. Объектомметодики обучения выступает целостный педагогический процесс создания и усвоения всех содержательных компонентов образования.

В системе общего образования главными участниками педагогического процесса выступают учитель, ученик, образовательная среда, обеспеченная необходимыми ресурсами и условиями,инаучные знания в виде научной картины мира. Научной картины мира, являясь системой наиболее общих понятий, выражается учебной дисциплиной с определенным содержанием и структурой. Таким образом, школьная дисциплина — это перемещенная в образовательную среду конкретная наука.

Тем временем процесс становления школьной дисциплины предполагает взаимообусловленный отбор научного и методического материала, наличие учебных средств и организационных форм обучения, соответствующих психолого-педагогическим и профессиональным качествам субъектов и объектов обучения. В результате указанного взаимодействия осуществляется обучающий процесс, в котором происходит передача учителем знаний учащимся с целью их усвоения и практического применения.

Таким образом, формируется обучающая система как совокупность сложных материальных и нематериальных компонентов, находящихся во взаимодействии при создании устойчивого учебно-воспитательного эффекта. Обучающая система является предельным объектом теории и методики обучения как науки.

Научно-методические знания формируются поэтапно. Логика их развития разворачивается в направлении от педагогической идеи, имеющей гипотетический характер, к теории, основанной на реальной учебной практике и эксперименте. С этих позиций методика обучения представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования и развития учебно-воспитательного процесса.

Методика обучения как наука может носить теоретический и прикладнойхарактер. В зависимости от этого она выполняет такие функции, как мировоззренческая, познавательная, методологическая, ценностная (аксиологическая), гуманитарная, эстетическая, коммуникативнаяидр., которые связаны с общим содержанием школьного образования и необходимостью решения практических задач и проблем в сфере обучения и воспитания.

Методика обучения обладает разнообразными типами и формами связей с другими науками. Они выражаются в творческом использовании концепций и методов, терминов и понятий, фактических данных смежных научных дисциплин. Эти взаимосвязи объективно соответствуют основному назначению методики обучения — искать и внедрять в практику новые идеи, модели, системы и варианты образовательного процесса, которые оптимально обеспечивают развитие учащихся, а также способствуют становлению личности в пространстве реальной жизнедеятельности.

Научно-методические знания обладают рядом особенностей. Они многомерны и полифункциональны, носят преобразовательный характер в отношении педагогической действительности и устремлены к будущему. Рождение научно-методических знаний всегда происходит в процессе исследовательского творчества педагога. Так, например, сейчас, в связи с высокими умственными и психо-эмоциональными нагрузками, которым подвергаются учащиеся, назрела необходимость широкого внедрения в учебный процесс средств и методов, направленных на активизацию их познавательной деятельности.

Таким образом, каждая научно-методическая проблема специфична и поэтому имеет свою логику решения, требуя от учителя не только творчества, но также интуиции. При этом этапность исследования определяется ответом на вопрос — какими знаниями необходимо обладать, чтобы получить ожидаемый результат и какие действия надо осуществлять, чтобы его достичь? Именно так исследователь намечает логическую линию научного поиска, где каждый новый шаг и действие опирается на предыдущие.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

6.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

7.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

8.                  Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

10.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

12.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

13.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

14.              Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

17.              Ткачук, В. А. Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

18.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle