Библиографическое описание:

Федюченко А. А. Структурные основы педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 430-432.

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

Ключевые слова:педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, закономерности обучение, активные формы обучения, творчество.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также ее продуктивность — важнейшая научно-практическая задача современной школы. Несмотря на предметные различия в каждом виде обучения существуют общие педагогические основы.

Выделяются внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним закономерностям относится зависимость обучения от социальных процессов и условий, в которых находится общество. Внутренние закономерности отражают связи между компонентами учебно-воспитательного процесса. Социальные процессы и условия диктуют цели, содержание и методы обучения. Они также определяют воспитывающий и развивающий характер учебы. Внутренние закономерности регулируют педагогические действия, определяют их темпы и поэтапность.

Современная теория обучения создана отечественными педагогами И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, а также отражена в работах других ученых, получивших признание научно-педагогической общественности. Содержательные элементы этой теории служат базой для возникновения и развития педагогических идей и основой для организации педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность учителя определяет широкий диапазон действий, направленных на решение педагогических задач. Выделяются следующие виды профессионально-педагогической деятельности:

-                   практическая деятельность учителя по обучению и воспитанию учащихся;

-                   методическая деятельность учителя и обмен позитивным опытом этой деятельности;

-                   управленческая (административная) деятельность руководящих педагогических кадров;

-                   научно-исследовательская деятельность учителя.

Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. В любой ситуации педагог опирается на профессиональные знания и опыт, формулирует установку, а также руководствуется педагогической интуицией. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности учителя?

Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных и духовных ценностей. Критерий новизны может иметь объективное содержание, но также субъективное. Однако при любом понимании новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы стандартных решений тех или иных задач известными способами. Тем временем профессионализм не может быть абсолютным творчеством. Уровень профессионализма определяется знаниями, умениями и компетентностью, а также степенью развития педагогического мышления. Поэтому педагогическое творчество эффективно, если оно основано на профессиональной компетентности. Значит, истинное творчество соответствует объективному критерию новизны в оценке результативности.

Педагогическая деятельность учителя может рассматриваться также в качестве педагогического взаимодействия. Оно может осуществляться непосредственно и опосредованно. В ходе того или иного взаимодействия складываются определенные педагогические отношения — позитивные, негативные или нейтральные.

Учебно-воспитательный процесс в современной школе функционирует в виде целостной классно-урочной системы. Системное содержание учебно-воспитательного процесса определило возникновение педагогической конструктологии, педагогического моделирования и проектирования. Педагогический конструкт — это системно оформленное видение педагогической реальности. Результатами конструирования могут быть педагогические технологии, образовательные программы, учебный план или другие инициативы. Обобщение информации и формализация исследуемых педагогических проблем осуществляется посредством моделирования. Моделирование устанавливает существенные свойства педагогических явлений и процессов, способствует их апробации и распространению. Педагогическое проектирование — это процедура, которая состоит в информационной подготовке тех или иных изменений педагогической реальности, в предварительном осмыслении и описании таких изменений в форме конкретных действий участников педагогического процесса.

При этом современная педагогическая наука делает акцент на активные формы учебно-воспитательного процесса. Социальная по характеру нынешняя педагогика стала глубоко личностной. Еще одной важнейшей педагогической задачей, становится необходимость внедрения в учебный процесс здоровьеформирующих образовательных технологий. Трансляция опыта здоровьесбережения учащихся является на сегодня приоритетным направлением. Таким образом, значение педагогической подготовки становится универсальным.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

6.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

7.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

8.                  Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

10.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

12.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

13.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

14.              Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

17.              Ткачук, В. А. Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

18.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle