Библиографическое описание:

Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 382-384.

Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.

Ключевые слова:cистема образования, гуманистический подход, тенденции развития, духовность, знания.

Главное назначение системы образования заключается в обеспечении эффективного взаимодействия человеческих поколений с целью передачи и восприятия жизненного опыта. Поэтому образование было и остается предметом серьезного научного и общественного внимания.

В современных условиях, по мнению ведущих отечественных педагогов, «крайне актуальной становится задача нового прочтения смыслов образования и образовательной деятельности». Образование, рассматриваемое в качестве главного национального ресурса развития, выдвигается в число решающих предпосылок глобальной интеграции.

Мир в наши дни отличается небывалой подвижность, связанной с феноменом быстрого старения текущих жизненных атрибутов. Следовательно, важнейшее практическое значение приобретают человеческие качества, такие, как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в социальной и информационной сфере и при этом — профессиональная компетентность. Это означает существенное повышение требований к целям, содержанию и, наверное, самим принципам подготовки новых поколений к жизни. Здесь необходимо радикальное углубление по траектории развития «человеческого капитала». То есть, в сфере образования должен находиться целостный человек, воплощающий запасы способностей, интеллекта, навыков, традиций и мотиваций.

Индивид, наполненный собственными мыслями, чувствами, нравами, сейчас рассматривается как самый значимый элемент человечества. Конкретный человек, горизонтом которого длительное время было «мы», все увереннее размещается в перспективе «я». Человеческая ситуация не легка. Индивид должен находиться в согласии со своим разумом, действовать с полным сознанием дела. Он сможет принимать иное мнение только с достаточным на то основанием. Поэтому основное внимание теперь уделяется контекстам и взаимосвязям. В этом смысле сегодняшнее движение к более разнообразному миру выглядит как важный шаг вперед — подобно тому, как в эволюции природы важны обе тенденции: объединение и дифференциация. В то же время нарастание темпов исторических и пространственных изменений влечет за собой колоссальное напряжение для человека и общественных институтов, стимулирует сверхборьбу в мире и вызывает «цивилизационные разломы». Напряженность настолько сильна, что возможность принимать компетентные решения часто почти утрачивается. Это ведет к шоку от будущего. Остается одно — осознанно перейти в новые гуманитарные формы.

Таким образом, в современном образовании требуется новый взгляд на гуманистическоенаправление. Суть гуманистических представлений должна заключаться в том, что окружающий мир проникает в человека через культурологическую и личностную сенсорику традиций и воображений в соответствии с субъективными оценками и предпочтениями. В гуманистическом образовании акцент должен ставиться на соотношение объекта познания и субъективного сознания, через фильтры которого преломляется реальность. Такое изменение целей и содержания процесса образования требует специальной методологии и методики, адекватной предмету.

Гуманистический подход в современном образовании следует считать фундаментальным явлением. Значит, процесс обучения и воспитания должен определяться не столько социально-экономическими условиями и практикой, но сугубо личностными чертами. Поэтому одной из теоретических проблем современного образования необходимо считать идею самоценности жизни, личности и мира.

Тем временем нынешний мир обретает не столько ответы на поставленные вопросы, сколько разум, который должен служить компасом в безбрежном пространстве. Прошлое и будущее в человеческой жизни не существуют сами по себе как автономные таксоны. Они слиты в едином потоке времени, объединены главным субъектом действительности — человеком. Формы земного бытия, общественного мироустройства в сущности являются не чем иным, как воплощением менталитета — этой интеллектуальной субстанции устойчивого бытия, своеобразной «морализированной» идеологии, где есть нечто общее между самыми полярными представителями человеческого рода. Не события и факты определяют характер обустройства современной действительности, но сам человек настойчиво навязывает окружению свою логику существования. Физический мир существует независимо от воли человека, но мир социальный полностью творится людьми. Поскольку люди обладают ярко выраженным духовным началом, человеческое пространство не может не учитывать эту реальность. Поэтому решение многих жизненных проблем лежит в плоскости использования духовных принципов.

Основания духовности в образовании имеют очень глубокие корни. При этом духовность отличается консервативностью, ибо на ней держится культурно-историческая связь поколений. Поэтому недостаток духовности всегда имеет неизбежный финал в виде деградации или гибели личности, государства, культуры.

Одна из основных современных гуманистических идей состоит в том, что характерным свойством и основной функцией нынешнего человечества является сохранение мирового равновесия и способность «продуцировать» общественную идентичность. Поэтому в основе современной гуманистической методологии познания мира лежит принцип его онтологической иерархичности. Люди начинают все глубже дистанцироваться в пространстве вещей. Мир, откуда происходит человек, существует вне предикатов физических явлений. Человеческий мир окрашен интеллектуально-нравственно, поэтому его значимость и существование следует воспринимать именно в опыте познавательно-нравственного выбора.

Одним из долженствований человека является необходимость мыслить честно, логично, последовательно. Этот долг действенен лишь при одном условии: если человек хочет мыслить. Человек отражает мир творчески и при этом сознание формирует образы, опережающие развитие материальной среды. Образ становится целью и определяет поведение людей. Достижение цели в свою очередь выступает актом материального творчества. Поэтому вне мышления человеческое существование невозможно. Следовательно, важнейшая функция общества заключается в развитии мышления, которое должно трансформироваться в качество знаний,обладающее личностной природой.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

6.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

7.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

8.                  Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

10.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

12.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

13.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

14.              Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

17.              Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

18.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle