Библиографическое описание:

Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 379-381.

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова:информационная зависимость, методика профилактики, формирование здорового образа жизни.

Анализируя современное состояние информационного пространства, можно сделать вывод, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия. Одной из наиболее острых проблем общества становится проблема зависимости учащихся от различных средств массовой информации и коммуникации.

Актуализация качественно новых угроз безопасности лиц школьного возраста, а также отсутствие педагогических условий обеспечения их информационной защиты в системе общего среднего образования свидетельствует о целесообразности внедрения в учебный процесс методик профилактики информационной зависимости учащихся. При этом стоит отметить, что наиболее полно реализовать цели и задачи профилактики информационной зависимости позволяет школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ).

Сегодня остро назрела необходимость разработки и внедрения методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ. Данная методика предполагает реализацию целевого, содержательного, организационно-деятельностного и аналитико-результативного компонентов.

Целевой компонент. Основной целью профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ является формирование у них установок здорового и безопасного образа жизни посредством построения правильных способов взаимодействия с источниками информационного воздействия и формирования качеств, обеспечивающих защиту от возможности развития информационной зависимости.

Профилактическая работа в средних общеобразовательных учебных учреждениях носит превентивный характер и заключается в том, чтобы каждый учащийся понимал, что только он отвечает за свое здоровье, чтобы знал сущность и последствия информационной зависимости, а также причины ее формирования. Важным аспектом при этом является формирование у учащихся позитивных личностных регуляционных механизмов, способствующих их конструктивному поведению в рамках здорового образа жизни [].

Содержательный компонент. Обозначенные цели методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ определяют следующее содержание профилактической работы:

1.                  Образовательное направление. Оно основывается на формировании у школьников знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, причинах ее развития, последствиях, способах отказа от деструктивных моделей взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ).

2.                  Рефлексивное направление. Данное направление основывается на формировании у школьников, через процесс его социальной самореализации, здоровой рефлексивной позиции.

3.                  Ценностное направление. Данное направление основывается на формировании и коррекции ценностных ориентаций учащихся.

4.                  Формирование навыков коллективного взаимодействия. Данное направление основывается на включении учащегося в коллективную деятельность, которая развивает и усиливает модели поведения, препятствующие развитию информационной зависимости и уменьшающие воздействие факторов риска.

Организационно-деятельностный компонент. Для реализации целей методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ необходимо использование следующих методов.

1.                  Диагностические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование и анализ. Эти методы необходимы для мониторинга ситуации и анализа динамики изменений.

2.                  Информационные методы: лекции, беседы, дискуссии, демонстрация видеоматериалов, разъяснения. Эти методы служат для предоставления учащимся необходимой информации по проблеме информационной зависимости.

3.                  Методы личностного развития: проведение тренинговых занятий, направленных на снижение уровня тревожности, повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, личностно-ориентированное взаимодействие, групповая и индивидуальная работа.

4.                  Методы коллективного взаимодействия: методы поведенческих навыков, включающих изучение и воспроизведение жизненных ситуаций; обсуждение и анализа проблем, связанных с информационной зависимостью; моделирование ситуаций выбора; коллективная творческая деятельность.

Аналитико-результативный компонент. Чтобы получить объективную оценку успешности профилактики информационной зависимости, а также вести мониторинг состояния проблемы, также необходимо выделить критерии эффективности методики профилактики информационной зависимости, включающие:

1.                  Когнитивный критерии, позволяющий оценить степень сформированности у учащихся знаний о негативном влиянии информационной зависимости.

2.                  Социально-психологический критерий, отражающий степень сформированности у учащихся адекватных моделей взаимодействия со СМИ.

3.                  Личностный критерий, отражающий степень сформированности и закрепленности у школьников ценностных установок, рефлексивной позиции, позитивной самооценки, препятствующих развитию информационной зависимости.

При этом методика профилактики информационной зависимости школьников должна соответствовать всем требованиям и целям образовательного процесса в Российской федерации и учебного предмета ОБЖ, без затруднений вписывается в учебный процесс, не нарушая его концепции и закономерностей. Данная методика станет эффективным средством для решения важнейшей задачи современного образования — формирования здоровой, всесторонне развитой личности обучающегося.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

6.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

7.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

8.                  Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

10.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

12.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

13.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

14.              Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

17.              Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

18.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle