Библиографическое описание:

Таскаракова В. В. Феномен жестокого обращения с детьми // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 492-494.

В современной России все больше внимания уделяется проблемам детства. Разрабатываются и реализуются программы развития и поддержки одаренных детей, детей-инвалидов, со своеобразием психического развития здоровьесберегающих технологий, развивается система образования и социальное обслуживание для детей. В данной статье исследуется проблема насилия и жестокого обращения с детьми как феномен социальной жизни общества, рассматриваются наиболее востребованные практикой направления научных разработок в рамках проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. На основании анализа данной проблематики делается вывод о том, что феномен насилия и жестокого обращения с детьми представляет собой комплексную проблему, для решения которой наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности. [1,с320]

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение, установки, последствия насилия, программы профилактики.

Любая наука и область человеческой практики бывает востребована обществом, если позволяет решать три основные группы задач: объясняет причины актуальных явлений и событий, предлагает адекватные и действенные пути решения существующих проблем, с высокой степенью точности прогнозирует последствия развития событий. Проблема насилия в целом в современном обществе и проблема насилия и жестокого обращения с детьми в частности является одной из самых острых и актуальных. Эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующими незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных проблем. У истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Распространенность случаев насилия над детьми в России по данным разных источников составляет от 3 % до 60 % от общего количества детского населения в зависимости от форм и видов насилия — сексуального, физического, психологического, информационного, пренебрежения основными нуждами детей. В 1961 году на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии педиатр из Колорадо Генри Кемп (H.Kempe) представил результаты фундаментального исследования, в котором впервые был обозначен синдром избитого ребенка, описывающий и определяющий природу так называемых необъяснимых повреждений у детей. Можно считать, что мировое сообщество ученых и практиков, работающих с детьми, с этого времени признало существование феномена насилия над детьми (Child Abuse and Neglect-феномен, CAN-феномен) как специальной проблемы, требующей для своего решения объединения усилий профессионалов из различных сфер деятельности, родителей и всего общества в целом. В настоящее время в мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком. Эти исследования направлены на изучение состояния и причин насилия над детьми, разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики насилия. В России специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми, пока еще не имеют собственной научной традиции. Чаще всего это единичные работы, выполненные в области медицины, юриспруденции, психологии, педагогики, общим ограничением которых является их узкодисциплинарный подход и слабо выраженная практическая направленность. [2,с248]

Исследования проблемы насилия над детьми, проводимые в течение десяти лет в Хакасском государственном университете, позволяют обозначить наиболее востребованные социальной практикой направления научных разработок. Во-первых, это изучение как широких социальных установок, так и установок отдельной личности в отношении насилия и в отношении противостояния насилию. Отличительной особенностью российского менталитета россиян, по мнению специалистов, является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками — преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи, близкими родственниками, знакомыми. Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома — со стороны родственников, в школе — со стороны педагогов или детей, на улице — со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. [3,с384]

Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их виды.

психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

психологическое жестокое обращение — хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.

Более 500 тыс. детей каждый год убегают из семьи и интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников. В России факты насилия над детьми в семье, школе, детском доме крайне редко доходят до судебного разбирательства. Часто случаи насилия над ребенком воспринимаются как область приватности, частного дела семьи или школы и не соотносятся с проблемой нарушения права ребенка на полноценную жизнь. Второе актуальное направление исследований — разработка адекватной законодательной и нормативно-правовой базы для защиты детей от насилия. Во многих странах мира существуют специальные законы, подзаконные акты, протоколы действий, административные регламенты, регулирующие действия специалистов и граждан страны в случае насилия над ребенком. В России такого специального закона нет. Несмотря на то, что в Уголовном и Семейном кодексах Российской Федерации существуют более 20 статей прямо или косвенно отражающих действия по защите от насилия и жестокого обращения с детьми, существует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», эти законодательные акты носят декларативный характер и не подкреплены подзаконными актами и межведомственными приказами, обеспечивающими механизм действия. Кроме того, процессуальные действия с ребенком далеко не всегда отвечают защите его прав и интересов и строятся без учета его возрастных и психологических возможностей. Третье направление — это изучение социальных и психологических последствий насилия, пережитого в детстве, выявление факторов травматизации и ресурсов сопротивляемости ребенка негативному воздействию социальной среды генерализованность последствий. Практика последних лет показывает, что снижается уровень безопасности (и прежде всего, психологической безопасности) во всех социальных институтах, где находится ребенок и, прежде всего, в образовательных учреждениях. Можно сказать, что на смену развивающей образовательной среде должна прийти задача создания защищающей и безопасной образовательной среды. Особой задачей в этом направлении является разработка надежного, валидного и этически сообразного инструмента для оценки насилия. Одним из наиболее сильных ресурсов противостояния насилию является развитая и целостная система защиты детей. Напротив, слабость этой системы, отсутствие тех или иных ее элементов может не только не способствовать защите детей, но и выступать своеобразным фактором насилия по отношении к ним. [4,с121]

Несмотря на то, что в России существует большое количество служб и инстанций, призванных защищать право ребенка на полноценную жизнь, состояние современной российской системы защиты детей от насилия можно считать дефицитарным. К сожалению, многие специалисты, работающие с детьми, — педагоги, врачи, психологи, социальные работники, инспектора по делам несовершеннолетних — не умеют идентифицировать ситуацию насилия над ребенком, не владеют навыками проведения интервью с ребенком, не способны профессионально грамотно оказать необходимую ему помощь, не различают индикаторов последствий насильственных действий. Проблема обучения и повышения квалификации специалистов этих центров и служб — это центральная, на наш взгляд, проблема. Между тем в государственных федеральных стандартах подготовки психологов, педагогов, детских врачей, юристов нет учебных дисциплин, посвященных проблеме насилия над детьми и профилактики насилия. Постдипломное образование по данной проблеме также не является широко распространенным и носит характер локального эксперимента. В нескольких университетах России существуют отдельные учебные дисциплины, введенные в вузовский компонент обучения специалистов. Такие программы должны быть обязательными в подготовке не только будущих педагогов, психологов, социальных работников, но и врачей, и юристов. Изучение психологических основ обучения специалистов помогающих профессий и разработка учебных программ и учебных модулей по сложной и весьма деликатной проблеме насилия над детьми и профилактики насилия представляют собой четвертое направление исследований. [5]

Пятое направление исследований — это научное обоснование, разработка и апробация программ профилактики, помощи и реабилитации детям и их ближайшему социальном окружению. При всем многообразии различных программ, действующих в социально-реабилитационных центрах, медико-пихолого-педагогических центрах, центрах помощи семье и т. п., следует назвать три основных ограничения, снижающих их эффективность. Во-первых, большинство этих программ не имеют четко выраженных целевых ориентиров воздействия. Во-вторых, эти программы проводятся, как правило, изолированно друг от друга и их воздействие часто носит разнонаправленный характер. В-третьих, не разработана система оценки эффективности воздействий и поэтому трудно оценить эффект большинства из этих программ. Известно, что насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, поэтому для ее решения наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. Богатый потенциал гуманитарных наук, реализованный на основе общего междисциплинарного подхода, может значительно продвинуть решение проблемы насилия над детьми и предотвращения этого уродливого социального явления в современной России.

Литература:

1.             Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю. М. Антонян. — М.: ИНФРА, 1995. – 320с.

2.             Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. — М.: ЭконИнформ,2009. — 248с.

3.             Волкова, Е. Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие/ Е. Н. Волкова; под ред.Е. Н. Волковой. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. — 384с.

4.             Дети в России. 2009: стат.сб./ЮНИСЕФ, Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика Россиии», 2009. — 121с.

5.             Ладыкова, О. В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми: дисс. … канд.психол.наук / О.В Ладыкова — М., 2004..

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle