Библиографическое описание:

Дрок Т. Е. О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 232-235.

Для всех предприятий не существует единой по содержанию стратегии, каждый хозяйствующий субъект выступает уникальной открытой системой со своими индивидуальными характеристиками. В настоящее время существует множество подходов, позволяющих разработать инновационную стратегию развития предприятия. Остановимся на наиболее известных подходах к ее формированию и реализации, которые для удобства сведем в таблицу 1.

Таблица 1

Некоторые из существующих подходов к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия

Авторы

Этапы и шаги формирования и реализации инновационной стратегии развития предприятия

Ансофф И. Н.

[1, с. 66]

внутренняя оценка фирмы, оценка внешних возможностей, формулировка целей и выбор задач, решение о портфельной стратегии, конкурентная стратегия, создание альтернативных проектов, отбор и реализация проектов

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. [2, с. 284]

выработка миссии предприятия, выработка целей предприятия, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегических альтернатив, реализация стратегии и оценка стратегии

Вутон С., Хорне Т.

[3]

стратегический анализ (анализ внешней среды, анализ внутренней среды, итоговая совокупная оценка среды), выбор стратегического направления (прогнозирование, определение миссии и целей, нахождение стратегических «расхождений» между целями и прогнозами), реализация стратегии (рассмотрение альтернативных вариантов стратегии, анализ вариантов (как повлияет на конкурентоспособность, какова совместимость, выполнимость, какой уровень риска и пр.), план выполнения стратегии)

Томпсон А. А., Стрикланд А. Д.

[4, с. 14]

определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок, постановка стратегических целей и задач для их выполнения, формулирование стратегии для достижения поставленных целей, реализация стратегического плана, оценка результатов деятельности и при необходимости изменение плана и (или) методов его реализации

Маркова В. Д., Кузнецова С. А. [5]

определение цели, оценка внешней и внутренней среды с выявлением и анализом проблем предприятия, формирование стратегии, реализация стратегии с использованием построенных планов и бюджетов

Виханский О. С. [6]

анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии и её выполнение, оценка и контроль реализации

Трифилова А. А. [7, с. 39]

анализ (анализ внешней и внутренней среды, определение миссии и формулировка целей), планирование (планирование стратегии и постановка задач), реализация (разработка планов, проведение структурных изменений, формирование бюджетов), контроль (оперативное управление, оценка и контроль)

Рассмотренные выше подходы к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия позволяют составить ее примерный вид, при этом инновационная стратегия развития может быть представлена в виде документа, таблицы или схемы в зависимости от предпочтений руководства, уровня ее сложности и специфики предприятия.

Пример стратегии (исправлено)

Рис.1. Примерный вид инновационной стратегии развития предприятия

Обобщая вышесказанное, можно констатировать тот факт, что инновационная стратегия развития предприятия должна содержать следующие структурные элементы:

1)      Миссия предприятия (предназначение предприятия, причина его существования; определение ориентиров для выбора цели и задач на различных организационных уровнях).

2)      Цель инновационной деятельности (определение желаемого конечного результата инновационной деятельности при этом цель не должна противоречить миссии и общим целям развития предприятия, должна учитывать потенциал предприятия).

3)      Задачи инновационной деятельности (шаги по достижению целей инновационной деятельности, конкретизация поставленных целей).

4)      Программа инновационной деятельности (комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение поставленной цели, согласованный по срокам, результатам и исполнителям).

5)      Ресурсы (человеческие, финансовые, информационные, материально-технические и др.).

6)      Затраты для реализации целей (заработная плата, приобретение материалов, сырья, комплектующих, оплата кредита, аренда помещений, оборудования и т. д.).

Для более наглядного представления представим пример формирования и реализации инновационной стратегии развития услуг одной из проектных организаций Калининградской области, оформленной в виде текстового документа и содержащей следующие разделы:

I.            Общие положения. Стратегия инновационного развития проектной организации разработана на основе поставленной генеральной цели организации — «Увеличение доли регионального рынка и клиентской базы». Она призвана приблизить организацию к реализации поставленной генеральной цели. Стратегия опирается на результаты оценки финансовой устойчивости и инновационного потенциала организации.

II.            Существующие проблемы развития проектной организации. Входе анализа внешнего окружения выявлен ряд проблем:

а)     высокое давление существующих на рынке конкурентов, а также высокое давление потребителей, которые стремятся получить наиболее выгодные предложения;

б)    недостаточное по сравнению с лидерами рынка (соперниками, попадающими в одну стратегическую группу) число оказания услуг и количество клиентов;

в)    недостаточный по сравнению с лидерами рынка уровень маркетинга, компетентность персонала по обслуживанию;

г)     среднее (неустойчивое) финансовое положение организации.

III.            Цель и задачи инновационной стратегии развития проектной организации.

Цель инновационной стратегии развития проектной организации — оказание инновационной услуги организацией, которая способствует достижению генеральной цели — «Увеличение доли регионального рынка и клиентской базы». Для достижения инновационной цели «Развитие инновационной услуги» необходимо разработать онлайн-конструктор зданий.

Основными задачами инновационной стратегии развития проектной организации являются:

а)     разработка программного кода конструктора;

б)    создание заготовок (модели и текстуры заготовок);

в)    разработка дизайна конструктора.

Решение поставленных задач подразумевает реализацию следующих мероприятий:

а)     разработка функций конструктора (концепции конструктора);

б)    разработка дизайна конструктора (несколько вариантов);

в)    написание программного кода;

г)     создание итогового оформления;

д)    разработка заготовок и их текстурирование (используемые в конструкторе);

е)     интеграция конструктора на сайт проектной организации.

IV.            Программа реализации поставленной цели представлена в таблице 2.

Таблица 2

Программа реализации поставленной цели

Мероприятия

Исполнители

Сроки (дни)

Разработка функций конструктора (концепция)

Технический директор

10

Разработка дизайна конструктора (несколько вариантов)

Архитектор

5

Утверждение

Технический директор

1–2

Написание программного кода

Программист

20

Создание итогового оформления

Программист

3–4

Утверждение

Технический директор

1

Разработка заготовок и их текстурирование (используемые в конструкторе)

Специалисты: архитектор, отопления и вентиляции, водопровода и канализации

30

Утверждение

Технический директор

1–2

Интеграция конструктора на сайт организации

Программист

1

Последовательность и продолжительность выполнения мероприятий, по решению поставленных задач, представлены на графике Ганта (Рис. 2).

График Гантта - с обозначениями 2.jpg

Рис. 2. График последовательности и продолжительности выполнения мероприятий по разработке онлайн-конструктора зданий

V. Участники реализации инновационной стратегии развития проектной организации. В процессе реализации инновационной стратегии проектной организации принимают участие следующие специалисты:

а)     технический директор — разрабатывает концепцию онлайн-конструктора зданий и осуществляет контроль и управление реализацией стратегии;

б)     архитектор — разрабатывает дизайн конструктора, участвует в создании заготовок и их текстурировании;

в)     программист — занимается написанием программного кода и созданием итогового оформления конструктора;

г)     специалист по отоплению и вентиляции — участвует в создании заготовок и их текстурировании;

д)     специалист по водопроводу и канализации — участвует в создании заготовок и их текстурировании.

VI. Затраты связанные с реализацией инновационной стратегии развития проектной организации. Расходы, связанные с разработкой онлайн-конструктора зданий, состоят из затрат на оплату труда и учитывают сложность выполняемых работ и количество затрачиваемого времени. Оплата услуг стороннего программиста составляет 100 тысяч рублей (от 80 до 150 тыс. руб.). Сумма затрат на оплату труда остальных участников, сформированной группы, которые являются сотрудниками данной организации, составляет 119,2 тысяч рублей. Таким образом, расходы на разработку онлайн-конструктора зданий будут состоять из оплаты услуг сформированной группы, то есть 219,2 тысяч рублей.

Представленный обзор подходов и практический пример процесса формирования и реализации инновационной стратегии развития предприятия свидетельствую о том, что этот процесс должен состоять из трех ключевых этапов — комплексный анализ информации, формирование инновационной стратегии, реализация инновационной стратегии. Реализация инновационной стратегии позволит предприятиям осуществлять инновационную деятельность, носящую не эпизодический, а системный характер.

Литература:

1.      Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — С-Пб: Изд-во Питер Ком, 1999.–416 с.

2.      Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Изд-во Дело, 1998. — 704 с.

3.      Wootton S., Home Т., Strategic Planning: The Nine Step Programme. Kogan Page, 1997.

4.      Томпсон А. А., Срикленд А. Д. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 576 с.

5.      Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 288 с.

6.      Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Изд-во Гардарики, 2002. — 296 с.

7.      Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. — М.: Изд-во Финансы и статистика, 2010. — 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle