Библиографическое описание:

Лопатина С. С. Формирование общекультурных компетенций студентов-будущих государственных служащих // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 394-398.

Статья посвящена описанию опытно — экспериментальной работы по формированию общекультурных компетенций студентов — будущих государственных служащих для направления подготовки бакалавр «Государственное и муниципальное управление»

Ключевые слова:компетентностный подход, формирование общекультурных компетенций на примере дисциплины: «Культура межличностного и делового общения»

Article is devoted to the description of skilled and experimental work on formation of common cultural competences of students (future civil servants) for the preparation direction the bachelor «The public and municipal administration».

Keywords:Formation of common cultural competences on a discipline example: «Culture of interpersonal and business communication».

Актуальность проблемы формирования общекультурной компетентности студентов обусловлена изменениями социально-экономической, политической и культурной жизни общества; переориентацией современного образования на гуманистические приоритеты; возросшими требованиями к личности и будущей профессиональной деятельности. Общекультурная компетентность студента в себе мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и эмоциональный компоненты, которое обеспечивает единство общей и социальной культуры и определяет способность субъекта включаться в профессиональную деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства. [1, 18].

Формирование общекультурной компетентности как интегративного качества личности, определяющего личностный рост студентов и способствующего совершенствованию образовательного процесса в вузе, приобретает особую значимость Общекультурные компетенции, как правило, формируются у студентов 1–2 курсов обучения. Для того чтобы рассмотреть формирование данных компетенций, обратимся к учебному плану направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление». [2,26].

В учебном плане направления подготовки ГМУ общекультурные компетенции формируются в рамках общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Из них, дисциплины Федерального компонента: Отечественная история, социология, философия, иностранный язык, политология, физическая культура.

Дисциплины регионального (вузовского) компонента: Культурология, психология и педагогика, русский язык и культура речи.

Анализ рабочих программ перечисленных дисциплин показал:

В рамках дисциплины «Философия» проблема общения понимается как важнейший способ связи элементов общества в систему, как форма жизнедеятельности.

Курс социологии объясняет общение как способ существования внутренней эволюции или поддержания положения социальной структуры общества, социальных групп в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессом общения. Социальная концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного механизма социального управления. В рамках данной дисциплины рассматривается природа, характер общественных, групповых и индивидуальных ценностей и норм, объясняются истоки социальной активности личности, классовая и социальная сущность межличностных отношений различных групп.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» рассматривает исследуемую проблему с точки зрения речи, организации вербального взаимодействия, доказательности и убедительности речи, способов словесного оформления публичного выступления, а также логических и интонационно-мелодические закономерности речи. То есть указанная дисциплина рассматривает изучаемую нами проблему с точки зрения речевого аспекта.

В рамках дисциплины «Политология» рассматривается специфика социального бытия, субъектами взаимоотношений в котором выступают классы, этносы, нации в форме создаваемых ими партий. Они осуществляют борьбу за сферы влияния, за власть, за реализацию своих интересов. Это не обходит стороной и профессиональную сферу. Субъект профессиональной деятельности наделен политическим сознанием, определенными политическими ценностями, которые, так или иначе, влияют на процесс делового общения.

Дисциплина «Психология и педагогика» рассматривают общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения рассматривает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляется, а зачастую и деформируется социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом.

В рамках данной дисциплины также рассматриваются механизмы формирования индивидуальных ценностей и норм с учетом влияния микро- и макросреды и индивидуальных особенностей личности; пути и закономерности проявления социальной активности; условия, при которых активность реализуется наиболее полно. Значительное место в социальной психологии отводится межличностным отношениям в различных группах, формам их проявления, влияния на формирование личностных качеств, дается психологический анализ личности и коллектива, совместной деятельности.

Дисциплина «Культурология» знакомит студентов с сущностью культуры, культурным измерением человека, с ценностями и традициями, нормами, сложившимися в различных эпохах и современной социокультурной среде. Культура делового человека выступает как важная составляющая всеобщей культуры. На наш взгляд, очень важны проблемы нравственности, которые рассматривает культурология. Они — нравственные основы человеческой культуры и призваны выполнять роль запретов на самоценность человеческой жизни.

В дисциплинах цикла «Математические и общие естественнонаучные дисциплины» не рассматривается изучаемая нами проблема общения.

В дисциплинах цикла «Общепрофессиональные дисциплины» анализируются особенности проявления производственных отношений, их взаимодействие с производительными силами и специфика действия экономических законов в различных сферах профессиональной деятельности. Человек выступает как важнейшая производительная сила общества, как субъект профессиональной деятельности, в процессе которой производится определенный продукт.

Анализ цикла «Специальные дисциплины», которые являются базовыми для профессиональной подготовки менеджера показал, что ни одна из этих дисциплин не ставит своей целью формирование культуры делового общения студентов. Тогда как они важны для решения проблемы нашего исследования, поскольку готовят студентов к профессиональной деятельности, успешность которой зависит от культуры делового общения.

Таким образом, все перечисленные выше дисциплинарные области знаний, изучаемые студентами, будущими государственными служащими, рассматривают различные аспекты делового общения, хотя ни одна из них не ставит своей конкретной целью подготовку специалиста к нему.

Однако положительным моментом является то, что различные аспекты делового общения фрагментарно входят в указанные дисциплины, что позволяет студентам связать проблематику делового общения с социальными, историческими, философскими, социально-экономическими, социально-психологическими, психолого-педагогическими явлениями современности.

Поэтому, задачу освоения содержания профессионального общения, его закономерностей, особенностей и механизма функционирования, а также конкретизацию цели формирования культуры межличностного и профессионального общения способны решить только специальные курсы, среди которых центральное место отводится курсу «Культура межличностного и делового общения».

Мы будем рассматривать формирование общекультурных компетенций на примере дисциплины «Культура межличностного и делового общения».

Указанная дисциплина призвана сформировать следующие общекультурные компетенции для направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»

(ОК-2, ОК-3, ОК-7, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-13) [4,8].

знание требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2); для проверки сформированности данной компетенции со студентами необходимо провести работу, рассмотрев на семинарских занятиях следующие темы: нравственное общение; ценности в общении личностные и общественные, групповые и национальные, моральные и внеморальные, семейные и индивидуальные, общечеловеческие и сословные; ценностные ориентации общения как определяющая «система координат» общения. Актуализация, осознание этих ценностей происходит в процессе общения. Трансформация общественных ценностей в личные зависит от множества факторов, среди которых уровень нравственной культуры человека — фактор определяющий. Общекультурные ценности (такие как добро, красота, правда, свобода, любовь, справедливость, равенство) обнаруживают себя в таких специфических, проявляющихся только в процессе общения как: тактичность, отзывчивость, предупредительность, учтивость, корректность, обходительность, снисходительность, деликатность, вежливость, толерантность, все ценности общения самым непосредственным образом связаны с самоценностью человеческого морального достоинства. Ценность человека как важнейшая ценность культуры вообще и культуры общения. Выбор человека и ориентация в мире нравственных ценностей характеризует уровень нравственной культуры как самого человека, так и культуры и этики его общения. Изучению данных тем «помогут» активные методы обучения: составление «кодекса нравственного человека» — проектная методика, презентации, тренинги, деловые и ролевые игры. Все это можно применить и к профессиональной этике.

-        Знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3); для проверки сформированности данной компетенции в рамках нашей дисциплины, проводим со студентами мини-конференцию (на семинарском занятии). Темы докладов: «Этика общения в древнекитайской философии», «Мусульманская этика общения», «Этика общения в христианстве: православие, католичество, протестанство», «Античная этика общения», «Этика общения в эпоху Возрождения», «Ницше и Шопенгауэр об общении». Кроме того, студенты выбирают важнейшие из ценностей общения, особенно актуальных для современного общества. Знание базовых ценностей мировой культуры легко проверить с помощью теста.

-        Способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6); данная компетенция может формироваться в процессе изучения модуля: «Современная коммуникация и правила речевого общения. Коммуникативные функции общения: вербальное и невербальное общение». На семинарских занятиях рассматриваем такие темы как «Максимы Грайса»; «Успешность речевого сотрудничества»; «Современный риторический идеал». Для обучения студентов используем такие виды работ как выполнение аналитических заданий, написание эссе, творческая групповая работа.

-        Способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7); для формирования данной компетенции используем проектную методику, в которой студенты могут представить результаты своей работы. Проектная методика позволяет развить коммуникативные навыки студентов; данная методика ориентирована на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую). Например, при изучении темы «Коммуникации в организации», студенты в своих проектах находят пути решения таких проблем как «Что делать, если коллектив против нового руководителя», «Как контролировать неформальные коммуникации в организации». Компетенции в области коммуникации. При изучении темы «Способы устранения конфликтов и конфликтных ситуаций», студенты работают над проектами: «Конфликт: руководитель — подчиненный»; «Конфликт: коллеги по работе»; «Конфликт: государственный служащий и посетитель — скандалист, (всезнайка, «важная птица», почемучка и т. п».). Студенты разрабатывают стратегию и тактику поведения в конфликтных ситуациях, ищут пути предотвращения и решения конфликтов и конфликтных ситуаций. Компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования и самовоспитания. При изучении темы «Этика: ее предмет и основные категории», студенты знакомятся с терминами этика, мораль нравственность, рассматривают основные категории этики: добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство, справедливость. В рамках данной темы студенты создают проекты, призывающие к самовоспитанию и самообразованию. Проектная методика в рамках дисциплины «Культура межличностного и делового общения» имеет практическую направленность на конкретный результат, готовый к внедрению. Это есть решение какой — либо практически значимой проблемы, связанное с целенаправленным преобразованием заданных условий в продукт. Проекты могут касаться как учебной деятельности студентов, так и социальной направленности, связанные с организацией студенческой жизни. Проектную деятельность студентов оцениваем по следующим критериям: актуальность, оригинальность подходов к решению задач проекта, целесообразность и реалистичность проекта, конкретные значимые результаты, возможность тиражирования опыта. [3,111].

При работе над проектом студент самостоятельно принимает решения, выстраивает коммуникативные отношения с членами команды, организует свое время и деятельность; преподаватель консультирует студентов, мотивирует их к успешной деятельности, наблюдает и оценивает работу студентов.

-        владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8); для формирования данной компетенции рассматриваем темы: «Коммуникация = информация», «Методы работы с информацией», «Стать коммуникативным». Информационная технология — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио — и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Компьютерные технологии — это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации — это не передача знаний. На семинарских занятиях активно используем ТСО и компьютер (тестирование в компьютерном классе академии).

-        умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

-        для диагностики сформированности данной компетенции используем тест на все виды норм современного русского литературного языка. В выполнении тестов приняло участие 100 респондентов. Студенты обнаружили владение нормами русского языка и культуры речи: «отлично» — 11 %, «хорошо» — 40 %, «удовлетворительно» — 46 %, «неудовлетворительно» — 3 %. Также проверяем методом тестирования изученные на семинарских занятиях знания технологий деловых переговоров, правил проведения совещаний и переговоров.

-        способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10); для диагностики сформированности данной компетенции используем тест «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)» В эксперименте приняло участие 100 респондентов. Коммуникативные способности — это способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Обработав результаты, мы видим, что низкий уровень коммуникативных способностей проявили 25,8 % студентов — это малообщительные люди, они испытывают трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.

Ниже среднего уровня коммуникативные способности проявляют 23, 5 % студентов. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно, особенно в незнакомом коллективе, они не стремятся отстаивать свое мнение и тяжело переживают конфликты.

Средние способности проявляют 18,1 % студентов — это люди в основном общительные, разговорчивые

Высокие способности проявляют 12 % студентов — это люди общительные, не теряются в новой обстановке, в общении проявляют инициативу, стремятся расширить круг своих знакомых.

Очень высокие коммуникативные способности проявляют 11 %студентов — это люди общительные, постоянно испытывают потребность в общении, активно вовлекаются в происходящие вокруг них события. Вносят оживление в компании, легко заводят новые знакомства, стремятся к расширению контактов.

-        способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

-        для формирования данной компетенции необходимо научить студентов работать самостоятельно. Самостоятельная работа студентов представлена нами в приложении № 2. Кроме того, в рамках формирования данной компетенции можно говорить о формировании лидерских качеств студентов. Особое внимание необходимо уделить упражнениям, тренингам, созданию кейсов на саморазвитие личности. Например, «Саморазвитие культуры делового общения», «Саморазвитие ораторского мастерства», «Саморазвитие полемического мастерства».

В современном обществе выпускнику вуза необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, к деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка труда. [5,16]. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать решения, быть коммуникабельным. Вышеперечисленные качества входят в состав общекультурных компетенций, сформированность которых, наряду с усвоенными знаниями, умениями и навыками, является результатом высшего профессионального образования.

Литература:

1.      Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. —№ 11. —С. 17–22.)

2.      Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 26.

3.      Колтунова, М. В. Деловое общение: нормы, риторика, этикет: учеб. пособие / М. В. Колтунова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Логос, 2005. — 312 с.

4.      Приказ министерства образования об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта от 17 января 2011 г. № 41

5.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle