Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Овчинников О. М. Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 435-442.

В статье анализируется проблема чести и достоинства как условий становления и самоутверждения личности; раскрывается этимология понятия «человеческое достоинство», взаимосвязь чести и достоинства в реальном проявлении личности в обществе.

Ключевые слова:честь, достоинство, личность, воспитание, моральная чистота, духовный стержень, индивидуально-личностная дифференциация общества.

Модификация общественных отношений в Российском обществе привела к изменению духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Сегодня осуществляется не только социальное, но и духовное расслоение общества: одни индивиды живут воспоминаниями о прошлом, другие-находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов; третьи- руководствуются гедонизмом и алчностью.

Духовное возрождение общества требует огромной работы по созданию обновленных нравственно- эстетических ценностей, пересмотруаттитьюдов в области содержания морального сознания.

На наш взгляд, одним из условий становления и самоутверждения личности духовного индивида является формирование у него чести и достоинства.

К сожалению, в условиях правового нигилизма, презрения к закону нравственное кредо человека размылось, стало аморфным, сопряженным с унижением чести и достоинства граждан.

Сегодня необходимо совершенствовать законодательство, насаждать цивилизованные отношения, соблюдать права человека. Это долгий, трудоемкий процесс, требующий усиления педагогического внимания к воспитанию чести и достоинства подрастающего поколения, которое, в исторической ретроспективе, сменяя друг друга, создаст культуру взаимного уважения чести и достоинства между людьми.

В чем же состоит сущность понятий «честь» и «достоинство», каково их родственно-понятийное окружение, взаимозависимость, взаимодействие между собой.

Понятие «чести» происходит от таких дефиниций, как честность, стремление к моральной чистоте и незапятнанности. Человек чести честен по отношению к Родине, другим людям, своим занятиям, долгу, обязанностям, обязательствам. Он-морально чист, пользуется репутацией, авторитетом и уважением в обществе. С момента образования общества люди испытывают чувство чести и заботятся о своей репутации. Одним из самых серьезных наказаний для человека, нарушившего правила чести, является лишение общественным мнением этого индивида чести, переживание состояние бесчестия.

Бесчестию может подвергнуться струсивший солдат, коррумпированный чиновник, нарушивший присягу и законы морали руководитель страны, лживый политик и журналист. Нередко с помощью рефлексивных игр, предполагающих ложь, обман, клевету, оговор, анонимки стараются специально очернить человека, опорочить его репутацию, лишить чести в общественном мнении, создать ореол одиозности, перекрыть путь к просоциальной деятельности, занятию желанной должности, создать вокруг этого индивидуума экзистенциальный вакуум.

Честь- это социально-этическое чувство честности, моральной чистоты, включающихся в общественные отношения в различных странах, принадлежащих к неоднородным слоям общества, семьям, профессиональным союзам, общественным организациям, разнообразным государственным структурам. Существует честь гражданина, не смеющего предавать честь своей страны, переживающего ее беды и страдания как свои собственные; честь офицера, для которого незапятнанная честь мундира превыше всего; честь женщины- символ ее чистоты и невинности; честь врача и учителя, жертвенно относящихся к своей профессии; честь политика и журналиста, стремящихся не вводить в заблуждение народ и быть его верными слугами.

В чести концентрируется отражение общественной ценности личности, ее морально-профессиональный облик в сознании окружающих людей. Честь - это высокая и прочная репутация человека как гражданина, личности и профессионала. Это то, что держит человека на высоком моральном уровне в системе общественных отношений, способствует достижению благосостояния и укреплению уважения к самому себе. «Береги честь смолоду»- гласит русская пословица.

В индивидуально-психологическом плане сознание и чувство и чести реализуется в человеке как моральное переживание своей общественной значимости, состояния своего социального статуса- имиджа. Это чувство может приносить удовлетворение, когда честь человека уважается и может стать источником душевных мучений, страданий, когда она несправедливо уязвлена и поругана. Понятие чести является родовым по отношению к целому ряду родственных понятий, отражающих позитивные и негативные моральные явления в человеческих отношениях. К позитивным моральным явлениям относятся не только честность и чистота, но также гордость, переживание удовлетворения от своей принадлежности к стране, обществу, социальному строю, профессии, от результатов своей деятельности, здоровое честолюбие, переживание человеком внутренней потребности высокой оценки обществом его деятельности, желание почета, чествований, общественного внимания.

К негативным явлениям и понятиям, связанным с честью человека, относятся такие, как бесчестие и позор, переживание справедливого или несправедливого общественного презрения, гордыня, снобизм. Это качества людей, которые возвели для себя свою честь в абсолютную ценность и пренебрегающие ею у других. Это надменные, высокомерные, презрительные в отношении окружающих индивиды, которым представилось, что они держат Бога за бороду, хотя Господь им уже приготовил ямку, по меткому выражению М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Честолюбие и гордыня характерны для людей, самовлюбленных, самонадеянных, склонных переоценивать свои способности и возможности, а также нравственные качества. Честолюбие вкупе с корыстолюбием может подталкивать таких индивидов на преступления, утрату гражданской чести.

Таким образом, понятие чести и бесчестия отражает неотъемлемые качества и свойства личности, живущей в социуме и зависящей от общества. В то же время человек становится личностью не только тогда, когда неразрывно связан с обществом, зависит от него и хочет занять в нем достаточно высокий статус. Личность сама по себе нравственно самоценна, внутренне содержательна, автономна и духовно независима.

Этимология понятия «человеческое достоинство» указывает на его неразрывную связь с такими дефинициями, как духовно-нравственная ценность личности. Человек, продающий себя, неважно, в каком качестве, предателя, взяточника, проститутки, лишен духовно-нравственного стержня, не обладает чувством собственного достоинства. И, наоборот: люди, исполненные достоинства, соотносят свое поведение лишь с внутренне принятыми нравственными принципами. Если состояние чести человека зависит от его общественного положения, отношения к нему общества, то достоинство определяется его отношением к самому себе как духовно-нравственному существу. Человеческое достоинство - это нравственно-психологическое состояние, чувство, переживание, эмоционально-окрашенное осознание индивидом своей духовно-нравственной ценности, автономности, внутренней свободы, суверенности. Духовный человек больше всего ценит и оберегает свою внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу и духовную независимость. Он осознает свое достоинство как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу, устраивать свои дела, нести ответственность за свои поступки. Такой человек никому не позволяет унижать себя, помыкать и издеваться. Он запрещает себе совершать поступки, противоречащие его убеждениям, нравственным принципам, унижать себя в себе самом, перед самим собой.

Уважая себя, он никому не позволит уронить и унизить свою нравственную свободу, запятнать себя безнравственностью. Вместе с тем, человеку с достоинством свойственны понимание и уважение достоинства других людей, их внутренней свободы, суверенитета, готовность анализировать проблемы и идти на допустимые компромиссы.

Достоинство человека- это один из духовных стержней личности. Такой индивид не будет совершать аморальных, безнравственных поступков. Для него характерно отстаивание интересов истины, добра, красоты, своего общества и государства, гордиться духовной культурой своего народа, не позволять манипулировать собой, четко придерживаться конструктивной жизненной стратегии.

К большому сожалению, людей с развитым социальным стержнем и иммунитетом не так много, как должно быть.

Достоинство человека не существует вне общества и независимо от него. Социальная, национальная, религиозная, индивидуально-личностная дифференциация общества оказывает прямое и непосредственное влияние на сознание и чувства, состояние, уровень, качество достоинства человека.

Общечеловеческое достоинство, уважение нравственной свободы в одинаковой степени свойственно всем людям. В то же время в реальной жизни, в связи с различным общественным статусом индивидов, пониманием ими смысла и своего предназначения в жизни, их достоинство может приобретать различную социальную окраску. Общечеловеческое достоинство, высокое осознание своей принадлежности к роду человеческому как венцу эволюции, солидарности всех людей, наделенных индивидуальностью, любовью друг к другу, вера в конструктивное начало, разум попирается национальной обособленностью, рознью, безнравственностью.

Национально-шовинистические распри подталкивают людей к признанию духовной ценностью достоинства только тех людей, которые принадлежат к данной расе, национальности, народности. Остальные граждане считаются убогими, их права и свободы ущемляются, а достоинство- оскорбляется и унижается. Крайним выражением абсолютизации националистического достоинства является фашизм, не признающий иных лиц, кроме избранных. Общечеловеческое достоинство может размываться социально-классовой дифференциацией, сознанием классового превосходства одного социального слоя над другим. Разрушает целостное человеческое достоинство и разделение людей по религиозным мотивам. Православный христианин не признает достоинства духобора; протестант- католика, мусульманин презирает неверных, уничтожая их как класс.

Формирование достоинства, духовно-нравственного ядра осложняется многочисленными противоречиями национального, религиозного, сословного характера, делает его ущербным, усеченным, деформированным.

Понятия «достоинство» и «честь» — смыслообразующие по отношению к родственным дефинициям как этимологически, так и по противопоставлению. Близкие позитивные понятия, кроме «моральной стоимости» и «духовной ценности» включают также «самоценность», «самоуважение», «самостояние», «духовно-нравственную независимость».

Все эти дефиниции близки по смыслу и выражают то духовно непреходящее, что составляет нравственную основу человеческого достоинства.

К негативным, амбивалентным, противоречащим достоинству моральным явлениям, разрушающим личность, относятся психические состояния унижения, оскорбления, самоуничижения, презренности. Отрицательные качества личности включают и такие ее свойства, в которых человек переоценивает свое достоинство и проявляет эту переоценку в виде пренебрежительного и презрительного, снобистского отношения к другим людям. Это надменность, высокомерие, цинизм, гедонизм. Эти качества характеризуют суррогат достоинства.

В социально-дифференцированных общественных системах, наполненных разнообразными противоречиями, достоинство, ложное, власть имущих, специально превозносится, рекламируется, а подлинное человеческое достоинство принижается и недооценивается.

Честь и достоинство могут находиться в различных отношениях. Они могут представлять собой единство, единое сознание и переживания личности, находящейся в состоянии гармонии с обществом и самим собой. Такой человек уважаем в обществе, имеет высокий моральный статус, признаваемую всеми честь и,вместе с тем, он уважает самого себя, строго относится к себе, своему достоинству, не вступает в противоречие со своей нравственностью. Честь помогает сохранить достоинство, а достоинство поддерживает и оберегает честь.

Человек, гармонически сочетающий в себе честь и достоинство, проявляется в отношениях как цельная личность.

Бывают ситуации, когда человек утратил свое внутреннее достоинство, самоуважение и самоценность, но заботится о сохранении внешней благопристойности, репутации, о защите своей ложной чести. Честь для такого индивида- не производное от духовно-нравственного достоинства, а только внешнее условие, необходимое для успеха в социуме, для долгожданной карьеры. К таким типологиям можно отнести политиков, способных на заведомый обман. Еще Н. Макиавелли утверждал, что политика и нравственность - вещи несовместимые.

Пополняют когорту подобных личностей журналисты, некоторые предприниматели, занимающиеся меценатством не из сочувствия к нуждающимся людям, а из нежелания платить налоги, истаха самосохранения, поддержания репутации доброго гражданина.

Существует также группа людей, обладающих подлинным духовно-нравственным достоинством, самоуважением к себе как к личности. Внутренне цельные, лишившиеся общественного признания вследствие этой своей внутренней духовной силы и чистоты. Это люди, не способные предать себя духовно, продать за внешнюю честь и благополучие свои принципы. Это мученики совести, страстотерпцы, правдолюбы, искатели истины, инакомыслящие.

Ко многим из них режимное общество относилось, как к врагам народа, политическим противникам, порывающим социальные устои. Их репрессировали: объявляли сумасшедшими, сажали в тюрьмы, а в прошлом- распинали на крестах или сжигали на кострах. Это Христос, святые великомученики, жертвы религиозных убеждений, противники господствующих политических режимов, ниспровергатели акторитетов.

Эти люди обладают внутренней цельностью, недюжинным мужеством, интеллигентностью, силой духа. При жизни они гонимы, презираемы, отверженны, униженны, оскорбляемы, после смерти- реабилитируются общественным мнением, их честь восстанавливается, поддерживается историческая память, а некоторые из них канонизируются церковью в качестве святых. Только немногие, в связи со сменой общественных отношений, представлений о достоинстве доживают до восстановления своей чести, приводят в гармоническое состояние свой внутренний мир.

Есть еще группа индивидов, лишившихся или даже никогда не обладавших честью и достоинством. Это люди социального дна: преступники, моральные и политические проститутки, предатели всех мастей. Все они перешлирубикон, оказались по ту сторону совести, добра и зла, стали циничными и беспринципными. Честь и совесть для той категории людей- вредные предрассудки. Нравственно-опустошенные люди, опустившись на социальное дно, становятся индифферентными в отношении своей чести и достоинства. Личность одних разрушается под влиянием вседозволенности и беспредела, бесконтрольности властей; других- под влиянием средств массовой информации, Интернета, дезориентирующих ложной, непроверенной информацией, пропагандой насилия, гедонизма, безнравственности; третьих-идеализацией богемного образа жизни; четвертых- под воздействием морального распада общественных отношений. Приспособленцы, иждивенцы, паразиты сами уничтожают свою честь и достоинство, свою личность в целом абулией, употреблением психоактивных веществ (ПАВ) — спиртных напитков, наркотических и токсических веществ. Круг представителей социального дна все более расширяется.

Какое же место занимают честь и достоинство в нравственной структуре личности? Какова взаимосвязь с такими нравственными категориями, как счастье, нравственная свобода и ответственность, любовь, совесть, вера и надежда. Нравственное содержательное ядро личности- это органическое единство упомянутых свойств, душевных качеств, образующих духовность. Честь и достоинство составляют одну из сторон нравственного содержания личности и в то же время они являются формой внешнего и внутреннего осознания и выражения всего совокупного единства духовности. Целостность личности, гармония, отношение к своей нравственности и духовности как высшей ценности, единство внутреннего состояния и внешнего проявления, полный контроль и власть над самим собой, своими инстинктами и страстями позволяют человеку осознать свое человеческое достоинство и внутренне проявлять его в себе в рефлексии, свободе выбора и сознательных волевых действиях.

Честь в нравственной структуре личности- это форма осознания человеком внешнего положения своего внутреннего достоинства, его ценности в системе общественных отношений и взаимодействий. Честь защищает достоинство во внешнем взаимодействии. Следовательно, с одной стороны, честь и достоинство стоят в едином содержательном ряду духовных ценностей личности, с другой- они интегрируют, собирают их воедино и выражают их совокупность во внутреннем и внешнем проявлении.

Это и определяет интеграцию чести и достоинства с отдельными духовными ценностями- свойствами, входящими в ядро личности. Внутреннее достоинство предполагает поддержание нравственной свободы, способности самостоятельно делать осознанный выбор и принимать решения. Если человек внутренне аморфен, подавлен, дезориентирован, безоговорочно выполняет чужие указания, он не может сохранить свое достоинство. Если человеку приходится заключать сделки с собственной совестью, загонять ее в сомнительные рамки, понижать планку требований к себе, прощать себя, когда это удобно, без покаяния и раскаяния, в конечном итоге он перестает думать о своем достоинстве и самоуважении.

Сложнее выстраиваются отношения достоинства с религиозными воззрениями человека. С одной стороны, верующий человек должен смириться перед Богом, а, с другой стороны, он осознает в себе свою веру в Бога как единственную, приоритетную духовную ценность и поэтому достижение духовного совершенства является для такого индивида высшим человеческим достоинством.

Взаимосвязь достоинства и надежды определяется тем, что благородные идеалы, высокие устремления и надежды достичь их требуют от личности целеустремленности, оптимизма, веры в собственные силы и возможности, в благородство своей души. Для их осуществления необходима ответственность перед самим собой, жесткая самодисциплина и уверенность в победе. Обладание такими качествами невозможно без самоуважения, внутренней требовательности, без осознания своего достоинства.

Честь как внешняя форма проявления достоинства более связана с категориями социальной, исторической памяти, личного счастья и любви. Человек чести обладает, прежде всего, гражданскими качествами. Он бережно относится к прошлому своего народа, своей Родины, сознавая, что это честь отцов, дедов, прадедов, переданная из поколения в поколение. Человек, глумящийся над социальной памятью и оскверняющий честь, обнаруживает свое историческое бескультурье, демонстрируя варварскую, безнравственную натуру, свою неспособность понимать и принимать историю такой, какова она есть, извлекать из нее уроки, не подвергаясь социальному заказу. Индивид, утративший гражданскую честь, утрачивает и честь личностную.

Заботясь о своем благополучии, статусе в обществе, обо всем том, что в обыденной жизни осмысливается как радость и счастье, человек чести не допустит нарушения моральных и правовых норм отношений, не примет участия в мошенничестве, дезориентации, сомнительной авантюре. Сохраняя собственную честь, он оберегает честь других людей: не обманывает, не занимается инсинуациями, нем предает, не злословит. Если речь идет о мужчине, он особенно щепетилен в отношении женщин, в оберегании их доброго имени и репутации.

Честь личности ярко проявляется в гендерных аспектах, в отношениях между мужчиной и женщиной. Подлинная любовь и честь неразделимы. Даже при наличии немалых коллизий, столкновений, нравственных падений, ревности, человек, исполненный внутреннего достоинства и чести, всегда остается на высоком уровне сдержанности, толерантности, обуздания страстей и эмоций.

Сохранение чести в любви требует глубокого уважения к внутреннему миру другого человека.

Таким образом, честь и достоинство в нравственной структуре личности занимают место системообразующего фактора, организующего, детерминирующего как внутреннюю духовность, так и внешнее ее проявление.

Организуя воспитательную работу с подрастающим поколением, необходимо, прежде всего, выяснить, какие отношения, явления, события, действия и слова ребенок воспринимает как честь и достоинство, а какие воспринимаются им как бесчестье, вызывают агрессию, гнев, импульсивность, дисфорию, активную самозащиту своей личности.

Переживания и осознание чувства чести зависят от отношения к личности окружающего мира. Ребенок, как и взрослый, испытывает потребность уважительного отношения к себе, своему поведению, взглядам, многообразным личностным проявлениям. Все дети чрезвычайно сензитивно реагируют на отношение окружающих к их личностным качествам, эстетическому облику, родителям и близким родственникам. Переживание чувства чести в референтной группе и в зоне ближайшего взаимодействия инициирует привязанность к родным местам, традициям, обычаям, культуре. Ребенок начинает гордиться своей Родиной, в нем зреет чувство чести гражданина-патриота. Гражданско-патриотические чувства амбивалентны историческому нигилизму, очернению прошлого своего народа.

Сознание и переживание детьми чувства бесчестия и беспредела может возникать в том случае, если им знакомо чувство чести. В противном случае есть безнравственность, цинизм, снобизм. Переживание ребенком утраты уважения окружающих связаны, прежде всего, с осознанием недостойности собственного поведения и, одновременно, с его осуждением общественным мнением. К числу таких социально-патологических симптомов относятся гордыня, снобизм, пренебрежение другими людьми, двойные стандарты, предательство и трусость, обман, мошенничество, коррупция, преступления самой различной направленности, насилие, унижение и оскорбление других людей. Совершая поступки, чреватые данными проявлениями, ребенок подвергается общественному осуждению, презрению, лишается чести. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы пробудить у школьников самокритику и вернуть себе честное имя, памятуя о том, что существует архетип народной мудрости –«Береги честь смолоду».

В то же время необходимо отметить, что дети достаточно часто попадают в ситуации незаслуженного бесчестья и поругания в результате ложных обвинений, злобных оскорблений, беспочвенных упреков. Ребенка могут подвергать публичным оскорблениям за неуспехи в учебе, невнимательность, недисциплинированность. Его спешат зачислить в группы социального риска, поставить на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, прорабатывают на каждом собрании, классном часе, делают это с удовольствием. Его намеренно не замечают, им пренебрегают, показывая чванливость и снобизм. В его присутствии, не считаясь с его гордостью, самолюбием оскорбляют и бранят его родителей, родных, друзей, знакомых и даже то святое, что олицетворяется в его душе с понятием Родины. Все это глубоко и часто неизлечимо ранит его душу. Ребенку, осознающему свою поруганную честь, требуется проявлять немалую выдержку, активизировать волевые усилия, мужество, чтобы в рамках правового поля защитить свою честь и не потерять веру в людей.

Сознание и чувство достоинства определяется отношением человека к самому себе. Что же входит в содержание личного достоинства? Прежде всего, осознание себя как нравственной личности. Это сопряжено с самооценкой, самоконтролем и внутренней дисциплиной. Уважение личности к себе может расширяться и укрепляться, качественно преобразовываться в личное достоинство, когда она стремится к самоактуализации, самодетерминации, самореализации. Для этого необходимо пусть небольшие, но постоянные победы над собой в проявлении духовной независимости, в автономном выборе поведения, в готовности к ответственности. Достоинство- это готовность противостоять духовному, физическому и социальному насилию, цинизму и снобизму. Внутреннее достоинство при этом определяется силой воли, выдержкой, ненасильственными способами утверждения личного достоинства.

Бывают ситуации, когда сам человек может препятствовать зарождению в себе человеческого достоинства или разрушать его в своей душе, если оно было. Это происходит в случаях нравственного падения, самоуничижения, совершения постыдного и переживания отвращения к себе. Такие состояния в душе психически здорового ребенка и взрослого могут возникать в случае примирения с собственной безнравственностью, аморальностью, подлостью, когда индивиды позволяют себе перешагивать через себя, свою нравственность, гордость, принципы, взгляды и убеждения. Такое поведение проявляется в соглашательстве, угодничестве, заискивании. Самое печальное в этой ситуации состоит в том, что человек идет на самоуничижение порой из архетипического лакейского сознания, из-за подачки, выгоды. Если, совершая подобные деяния, человек страдает, стыдится себя в себе самом, испытывает отвращение, осуждает себя, он еще сохраняет шанс на возрождение у себя человеческого достоинства. Когда же, при совращении подобных деяний, индивид не ощущает душевную пустоту и отвращение к себе, оправдывает себя и сохраняет спокойствие, он находится в нравственном упадке.

Живущие и развивающиеся в асоциальных условиях дети, достаточно часто впадают в такое состояние неосознанно, бессознательно.

Ребенок, как и взрослый, может попасть в ситуацию униженности, оскорбленности, уязвления его достоинства в результате насилия, ущемленности своего социального положения, недоброжелательности окружающих. Его унижает социальная дифференциация, с которой он сталкивается на улице и в школе; невозможность удовлетворить потребность в самоактуализации, самодетерминации, самореализации. Он достаточно часто подвергается постыдным оскорблениям более старших школьников, приклеивающих постыдные клички, отнимающих карманные деньги. Ребенок остро переживает унижение своего достоинства, когда его игнорируют, им пренебрегают, делают изгоем, относятся снисходительно, принижают его успехи, выпячивают неудачи и недостатки, публично наказывают и оскорбляют. Такое обращение может вытравливать, растаптывать их чувство собственного достоинства. Они становятся индифферентными к себе, пополняют ряды конформистов, не уважающих себя и не требующих к себе уважения, позволяющих манипулировать своим сознанием и поведением. У других детей это чувство порождает отчужденность от коллектива, общества, интравертированность, чувство зависти, ненависти, обделенности, озлобленности и мстительности. Таким образом, содержательная сторона сознания и чувств чести и достоинства обширна и во многом определяет умственную составляющую психического состояния и поведение детей и взрослых. Проследим процесс становления, формирования сознания и чувств чести и достоинства у детей различных возрастных групп. Чувство чести и достоинства возникает и проявляется уже у детей дошкольного возраста и в очень раннем возрасте. Едва лепечущий слова ребенок, возмущается и протестует, когда о нем нелицеприятно отзываются, ругают его и шлепают. Немного повзрослев, он остро и бурно переживает, когда его обманывают, дразнят, не принимают в игру, не дружат, публично выговаривают. Все это переживается им не как глубоко осознанное оскорбление или унижение чести и достоинства, а как непроизвольная, органически ощущаемая досада, обида, ущемленность, дисфория. Уязвленность, стремление к протесту и отмщению. Все происходит на бессознательной интуитивной основе формирующихся под воздействием социальных влияний психического склада личности, особенностей высшей нервной деятельности, характерологических свойств, генетически передаваемых из поколения в поколение как фонд общечеловеческого развития. Реакция ребенка на обидные слова, оскорбления, унижения непосредственна, не зависит от его воли и желания. Она столь же непроизвольна, как и его реакция на насилие и физическое воздействие. Он не осознает и не контролирует унизительную ситуацию, а воспринимает, чувствует и переживает ее, как чувствует и переживает физическую боль. Но если источник физической боли осмысливается и понимается им достаточно быстро, то осознание истинной сущности и значения духовной боли приходит постепенно, эволюционно, по мере все более глубокого проникновения в человеческие отношения, понимания своего места в них. Подростковый возраст характеризуется началом процесса самосознания, понимания особенностей своей личности, определения своего места среди людей. Он чутко и остро реагирует на все внешние воздействия, оценки, замечания, относящиеся к его внешности, внутренним достоинствам и недостаткам, к поведению в целом. Отроческий возраст становится периодом первоначального осознания ребенком своей престижности, авторитетности в семье, коллективе, среди друзей, в школе, неформальном объединении, обществе. Происходит объективный процесс перехода от инстинктивно-интуитивного реагирования в дошкольном возрасте к осознанию личностного значения чести и достоинства, к их целенаправленной защите словом и действием. Свое положение в окружающем социальном мире, внешнюю оценку своей личности он воспринимает одновременно и как честь, и как достоинство. Он еще не вполне готов критично судить о собственных нравственных качествах и самостоятельно измерять ими свою самоценность. Он измеряет их ценность внешними критериями. Поэтому его честь для него и есть его достоинство. Опасаясь уронить свой престиж и потерять уважение к самому себе, подросток болезненно реагирует на все те факторы, которые могут сделать его предметом насмешек окружающих, понизить социальный статус, сделать лузером. Именно поэтому, защищая свое «Я», он не терпит в отношении себя проявления автократизма, безропотного послушания, оскорблений вербальных и невербальных. Он становится внутренне и внешне неуправляемым, готов проявить дисфорию и серьезную гетероагрессию. Главное в этой ответной агрессии — не только наказание обидчика, но и поддержание своего авторитета и социального статуса. Он хочет оставаться в глазах окружающим сильным, независимым, смелым. В угоду социальному престижу, при всей своей ершистости, такой подросток тщательно следит за своей внешностью, следует моде, старается походить на своих кумиров. Он увлечен массовой культурой, особенно музыкальной. Ложно понимаемые такими подростками престижность, честь и авторитетность, нередко подталкивают даже подростков-девочек к курению, употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, к участию в промискуитете, насилию, преступлениях. В определенном референтном окружении его «честь» и «достоинство» общепризнаны, он не смешон, маскулинен, мачо, красив и отчаянно смел.

Юношеский возраст приносит с собой из отрочества импульсивность, болезненное реагирование на внешние деструктивные факторы, унижения, оскорбления, ерничества. Честь и достоинство для них все еще слиты воедино. Вместе с тем, юноши и девушки начинают осознавать себя как нравственных личностей. Идет постепенное формирование духовного мира личности, осознание черт характера и нравственных качеств, потребностей, характера взаимодействий с людьми. Они становятся все более способными оценивать себя, вершить внутренний суд и выносить приговоры. Им уже свойственны духовно-нравственные размышления о мире, Боге, обществе, любви, совести, счастье, идеалах, надеждах и своем месте среди людей. По мере взросления, молодые люди начинают понимать, что существует не только внешняя честь, реноме, статус, не только стремление к сохранению внешнего авторитета формальными средствами, безотносительно к объективной оценке собственной личности. Им открывается обособленный мир, внутренняя духовность, свобода, ответственность, воля, палитра чувств и переживаний, отношение к себе как к духовно-нравственному существу. Все это органично связано с честью и постепенно становится ее внутренним содержанием. Для молодого человека, как и для подростка, престиж- это жизненно важная духовная ценность. Отличие заключается в том, что для юноши это уже не просто формальная забота о внешнем статусе и благопристойности, а стремление сохранять, оберегать, констатировать и выделять свою честь сообразно своему внутреннему состоянию, саморефлексии, осознанию своей личности, соответственно своим внутренним душевным качествам. Юноша добивается того, чтобы окружающие ценили и уважали его за интеллект, эмпатию, толерантность, верность в дружбе, смелость в решениях и действиях, честность, открытость и объективность.

Заключительный период юности — это время осознанного отношения к себе как самоценной личности, время строительства себя как духовного индивида, формирующего свое внутреннее человеческое достоинство и дорожащего им как внутренним содержанием чести.

Общая картина становления чести и достоинства детей, подростков и молодежи в возрастной динамике позволяет скрупулезно проанализировать методы целенаправленного формирования этих важных духовно-нравственных свойств личности.

Все методы воспитания чести и достоинства условно можно подразделить на три группы. В первую входят методы теоретического и практического анализа сознания и чувств чести и достоинства, утверждения в детских отношениях уважительности и понимания друг друга.

Вторая группа методов включает в себя элементы, обеспечивающие личности возможность рефлексии, самоанализа, самонаблюдения, самодетерминации, оценки собственных мыслей, чувств, переживаний.

Третья группа включает методы, способствующие выработке умений практического, волевого управления собой, реальными проявлениями чести и достоинства. Это методы своеобразного тренинга в развитии чести и достоинства, их сохранении и защите.

Назначение первой группы методов в том, чтобы, с учетом возраста, раскрыть детям сущность таких дефиниций, как честь, достоинство, стыд, позор, унижение, оскорбление, цинизм, снобизм, надменность, гордыня, гонор. Ребенку важно осознать и прочувствовать их, научиться дифференцировать позитивный и негативный смысл, уметь распознавать отражаемые ими отношения и состояния. Формами реализации данной группы методов выступают беседы, экскурсии, дискуссии, совместное чтение, анализ художественной литературы, живописи, кино, театра, музыки, кейс-стади, интеллектуальный футбол, ролевые и деловые игры.

При изучении биографий и произведений таких, например, писателей, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский важно понимать и показывать, какое место их собственной и их героев занимали честь и достоинство, которые были почитаемы ими более высокой ценностью, чем жизнь. «Погиб поэт, невольник чести…». Дороже жизни были честь и достоинство и для самого Л. Н. Толстого, и для героев его произведений. Более всего почиталось достоинство и в древнерусском религиозном искусстве.. Это качество художники рассматривали как признак божественного происхождения. Спокойствием и непоколебимым достоинством исполнены лики Спасителя, Иоанна Крестителя, Пресвятой Богородицы, Троицы, святых Апостолов. Тема чести и достоинства лейтмотивом проходит через такие великие оперные произведения, как «Борис Годунов», «Жизнь за царя», «Евгений Онегин», «Хованщина»; через пьесы Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, А. М. Горького, А. П. Чехова; через фильмы Эйзенштейна, Протазанова, Пырьева, Герасимова. Искусство предоставляет неограниченную возможность олицетворять честь и достоинство как самые высокие духовные ценности. Они являются барьером, переступая через который человек оказывается по ту сторону добра и зла, нравственности и аморальности.

В воспитании у детей чести и достоинства большое значение имеют обмен опытом поведения в соответствующих ситуациях, а также анализ взаимоотношений в детской среде, семье, в обществе. Целесообразно, если педагог расскажет школьникам о том, как ему самому приходилось отстаивать свою честь, осознавать и уважать свое достоинство. Учащиеся, в свою очередь, расскажут о пережитых конфликтах, о своих мыслях, чувствах и поступках в них. По желанию, школьники могут поделиться о достоинствах и чести своих родителей. Задача педагога - утвердить в детском коллективе уважительное отношение друг к другу, к учителям, родителям, окружающим людям. Педагог может участвовать в анализе деструктивных конфликтов и возможно даже способствовать вынесению некоторых из них на суд общественности. Учит решать вопросы чести и достоинства цивилизованными способами, путем совместного обсуждения; объясняет, что значит смирять гордыню, бороться с собственным снобизмом, цинизмом, агрессивностью, призывает к толерантности. Педагог не наказывает детей, если они не понимают своего проступка и в том случае, если наказание не совпадает с самоосознанием и самонаказанием

Важное значение имеет и анализ положения в обществе. Насколько близко к сердцу принимают подростки проблемы государства, общества, межнациональную рознь, национализм, шовинизм, очернение истории, неуважение законов, правовой нигилизм, культурный вакуум в эвохомологической деятельности, низкий материальный уровень сензитивных страт населения, одиночество, облагораживание проституции, промискуитета, гомосексуализма, в ряде стран педофилии, наркомании, можно сделать вывод о наличии у них чести и достоинства. Мы придерживаемся той концепции, что подрастающее поколение должно уметь объективно и нравственно оценивать все явления, происходящие в обществе. Для спасения чести и достоинства необходимо осознать подлинные духовные ценности и противопоставить их безнравственности, пошлости, безвкусию и вульгаризму.

В этой связи необходимо обратиться к педагогически важным методам второй группы, обеспечивающим развитие в личности ребенка способности размышления, самоанализа, самооценки. Их значение состоит в том, что у ребенка происходит развитие собственной духовности, ядром которой являются честь и достоинство.

Эти ценности нельзя механически привнести в духовный мир личности, поскольку они выступают результатом самоосознания ребенком себя как духовно-нравственного индивида. Если такое самоосознание отсутствует, то можно развить в ребенке чисто внешнее чувство чести, но не подлинное внутреннее чувство человеческого достоинства. Главным условием саморазвития личности является становление у детей внутренней нравственной свободы. При ее отсутствии, при неумении самому осмысливать и оценивать ситуацию, делать выбор, принимать самостоятельное решение, практически не нужна и свобода внешняя. Ребенок в этом случае не знает, что с ней делать, в какое русло направить фонтанирующую энергию. Самоанализ, размышления, самооценка помогают познанию себя и обретению внутренней способности самостояния.

В форме свободных размышлений и внутренней речи, а лучше с помощью дневника, уже подросток способен проанализировать и зафиксировать свои психические состояния. В каких ситуациях он оказался на высоте чести и достоинства, а в каких проявил слабохарактерность, страх, фрустрацию, униженность и оскорбленность. В качестве ведущих мотивов самоанализа, самокритичной рефлексии, самопознания можно выделить два вида мыслительной деятельности. Объективно на первом месте стоит первичный анализ ситуации, действий и воздействий извне, своей спонтанной реакции, возникающей на подсознательном, интуитивном уровне. Это то состояние психики, когда сознание, способность трезвого, рационального мышления окружены эмоциональным флером, туманом, неопределенностью, когда человек взбудоражен вихрем охвативших и захвативших его чувств и не способен отдавать себе отчет в полной мере. Он импульсивно реагирует даже вопреки пониманию, что действует бесконтрольно и может наести ущерб самому себе. В этой сложной ситуации важно осуществить первоначальное осмысление случившегося, даже еще происходящего. Образно говоря, это наблюдение сознания за подсознанием, за спонтанными, импульсивными самопроявлениями. Сознание еще не связано с волей и не способно управлять поведением, но оно уже фиксирует реакции, факты, дает им первичную оценку. Человек действует в двух парадигмах поведения- проявления его натуры в ситуации чести и достоинства. Одна парадигма- это импульсивные реакции, другая-первичное осмысление своих психических состояний и действий. Следствием этого является отчет человека о случившемся самому себе: поддался ли он на провокацию, вспылил, нагрубил, возможно, даже проявил активные агрессивные действия; или вел себя сдержанно, спокойно, выжидательно; или горячо отстаивал свои принципы и убеждения, открыто и честно взял под защиту честь и достоинство другого человека, своего народа; или проявил малодушие, трусость, совершил предательство по отношению к себе и другим, пошел на самоунижение, девальвировал нравственность и порядочность. Без такого первичного анализа не существует нравственно рефлексирующей личности, способной осознавать и отстаивать свою честь и достоинство.

Невозможно обойти вниманием метод вторичного обстоятельного рационального анализа. Он осуществляется по прошествии некоторого времени, когда происходит освобождение от прессинга эмоций. Тогда происходит осознание того, что и как произошло, в чем причины случившегося, дать оценку собственных действий, наметить линию поведения по отношению к людям, участвовавшим в противостояниях и в отношении своего самовоспитания. В отношении людей, переступивших через собственную честь и достоинство, может быть принято решение либо прекратить отношения, либо потребовать объяснения и извинения,, публично выступить с разоблачениями и протестом, тактично, корректно, но достаточно определенно высказать человеку все, что о нем думаешь, не замечать его существования, либо обратиться в печать или в суд с требованиями публичного извинения, возмещения понесенного морального ущерба.

Любому социально зрелому человеку необходимо определить круг проблем, над которыми предстоит работать. Безусловно, в их число, естественно, включаются проблемы повышения уровня осознания собственной чести и достоинства, контроля за чувствами и эмоциями в ситуациях защиты чести и достоинства, волевого контроля за поведением. Особенно в условиях эмоционального возбуждения.

После осуществления вторичного самоанализа, появляется возможность включения в работу третьей группы методов воспитания чести и достоинства. Методов тренинга. Прежде всего, это самовнушение, специальных индивидуальных упражнениях, ролевых и деловых играх, информационном лабиринте, дискуссионном аквариуме, о продуманном поведении в жизненных ситуациях.

Таким образом, проблема чести и достоинства человека актуальна во всех возрастных периодах становления ребенка. Сознание и чувства собственного достоинства занимают одно из центральных мест в духовно-нравственной сфере личности. Мы убеждены, что воспитание этих личностных свойств и качеств - одна из первостепенных задач в формировании духовного мира детей.

Литература:

1.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.. 1998.

2.      Лихачев Б. Т. Философия воспитания.-М., 1995.

3.      Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.-М., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle