Этическое знание скептика по П. Куртцу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 27.06.2014

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Москальчук, М. Н. Этическое знание скептика по П. Куртцу / М. Н. Москальчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 557-561. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11826/ (дата обращения: 25.04.2024).

В становлении своих моделей, структуры, понятий этическое знание прошло достаточно долгий путь, но однозначных принципов, которых могли бы придерживаться люди, нет. Ведь на разные жизненные позиции каждый человек смотрит по-своему, с точки зрения своего мировоззрения, при этом опираясь на собственное жизненное кредо. Эти и другие вопросы, которые непосредственно касаются этики, морали и их значения в жизни человека, рассматривал в своих работах известный философ и гуманист Пол Куртц. Так в одной из работ «Новый скептицизм: исследование и надежное знание», П. Куртц рассматривает этическое знание с точки зрения скептика; раскрывает возможности знания, с помощью которого можно воздействовать на такого человека как скептик; анализирует как этика и взгляды скептика влияют друг на друга.

Переходя непосредственно к рассмотрению практического учения о скептике по П. Куртцу необходимо показать его понимание скептицизма в целом. Следует отметить, что П. Куртц разделяет скептицизм на три вида первый это — нигилизм, который в свою очередь ученый подразделяет на:

-          экстремальную форму нигилизма, под которой он понимает тотальное отрицание скептицизма, то есть абсолютный отказ от всех возможных утверждений относительно истинности или ценности; все, с чем сталкивается человек, это — переживания, впечатления, ощущения;

-          нейтральный скептицизм, это когда скептики ничего не утверждают и ничего не опровергают, они просто высказывают свое мнение и не ждут, чтобы кто-либо принял или опроверг их утверждения, а также согласие или не согласие с их аргументами. Следовательно, они полностью воздерживаются от суждений.

Вторым, по П. Куртцу, является умеренный скептицизм, представители которого скептичны относительно абсолютной надежности и каких-либо притязаний на обладание истинным знанием.

В третьем, исследовательском скептицизме, движущую силу П. Куртц видел не в сомнениях, а в исследованиях. Именно поэтому этот скептицизм он считает вполне позитивным и конструктивным. Помимо этого, отмечает учёний, данный скептицизм рассматривает трансформацию отрицательных результатов критического анализа и претензий на обладание истинным знанием, а также вносит позитивный вклад в рост и развитие скептического исследования.

В своих работах П. Куртц не случайно обращается к этим трем видам скептицизма, в них он исследует позитивные и негативные стороны этого направления; ищет ответ на то — может ли скептицизм помочь человеку в решении жизненных проблем и как он взаимодействует с разными социальными, культурными и практическими сферами жизни.

В данном исследовании будет сделан акцент на этической стороне человеческого существования. Поэтому мы более детально остановимся на рассмотрении взглядов П. Куртца на этический скептицизм.

Необходимо отметить, что для такого проявления скептицизма, как этический нигилизм, по мнению П. Куртца, является характерным невозможность проверки этических суждений эмпирически или посредством разума. Отрицание существования хоть какой-то моральной истины или надежного знания в области практического суждения, отмечает учёный, непременно влечет за собой пренебрежение огромным объемом имеющихся у человека этических знаний. Подавляющее большинство скептиков указывают на то, что все человеческие ценности и этические принципы, по своей сути, связаны с условиями, в которых живет человек.

Одной из негативных сторон этического нигилизма, по мнению П. Куртца, есть то, что некоторые формы субъективизма являются одной из разновидностей нигилизма. Из этого следует, что моральные убеждения, в конечном счете, есть ни чем иным, как выражением индивидуальных вкусов и ощущений, а это в свою очередь дает возможность определить какое из этих явлений предпочтительнее. Когда человек утверждает, что в области этического не существует объективных познавательных критериев, способных помочь решению моральных проблем, и что вся этика есть дело вкуса или силы, то такая точка зрения, отмечает П. Куртц, служит обоснованием мощного давления на легковерных. Из чего следует, пишет он, что «субъективизм в этике сводит человеческую мораль либо к бездумной и покорной терпимости, либо к варварству, ведь в данном случае человек лишен объективной опоры, чтобы возражать против какой бы то ни было торжествующей дикости, либо мы приходим к полному абсурду, когда не о чем сказать как об этическом и морально предпочтительном, поскольку сами понятия истинного и ложного теряют всякий смысл» [1, с. 276]. Поэтому, делая вывод относительно этического нигилизма, П. Куртц отмечает, что отрицание существования хоть какой-то моральной истины или надежного знания в области практических суждений, непременно повлечет за собой пренебрежение огромным объемом имеющихся у человечества этических знаний, аккумулирующих неоценимый опыт коллективной мудрости многих поколений людей.

Рассматривая умеренный этический скептицизм,П. Куртц указывает на то, что этому виду свойственны разные формы. В частности, отмечает учёный, представители этого скептицизма утверждают, что хотя чувства и эмоции лежат в основе всех человеческих ценностей, они, тем не менее, оставляют место для рационального анализа и контроля этической и аксиологической ситуации. П. Куртц подчеркивает, что про данный вид этического скептицизма писал ещё Д. Юм. Он отмечал, что моральное суждение внутренним образом включает в себя чувства, а именно — когда мы оцениваем действие или черту характера как хорошие или плохие, тем самым даем понять одобряем мы их или нет. Поступая, таким образом, человек показывает, что именно он испытывает — чувство удовольствия или не удовольствия или рассматривает это нечто как полезное или вредное. Д. Юм считал, что сам по себе разум не может выносить моральных суждений, а также не может в одиночку проводить моральные разграничения или быть судьей в различного рода моральных коллизиях. Следовательно, по Д. Юму, разум как таковой не может решать моральные проблемы. Такое суждение Д. Юма о том, что «разум является и должен быть рабом страстей», как считает П. Куртц, является одновременно и провокационным, и противоречивым. Этим Д. Юм подчеркивает, что моральные суждения не являются утверждениями о реально существующем, проверяемом в ходе наблюдения, не подобны они и логическим выводам, касающимся отношений между идеями.

Про умеренный вид скептицизма, отмечает П. Куртц, писали и философы ХХ века, начиная от Дж. Мура и до эмотивистов, в своих работах они анализировали язык морали. Непосредственно Дж. Мур акцентировал на том, что любое определение блага не выдерживает строгого логического анализа, оно применимо и к теологическим, и к натуралистическим этическим системам. Эмотивисты в свою очередь считали, что этические термины не являются описательными, их нельзя определить, потому что они, по своему характеру, эмоциональны.

Анализируя умеренный скептицизм П. Куртц утверждает, что несмотря на индивидуальные различия в ощущениях или эмоциях, моральное поведение не может быть полностью свободным от рациональных соображений. Определенные моральные разногласия могут быть связаны с суждениями, а не с чисто субъективными установками. Некоторые умеренные скептики, отмечает П. Куртц, с помощью принципов последовательности или логичности пересматривают и реструктурируют, в результате рациональных соображений, те моральные ценности, которых придерживаются некоторые люди.

Следующий вид скептицизма, который рассматривает П. Куртц это — исследовательский скептицизм. Этот вид скептицизма, отмечает ученый, включает скептическую компоненту: когнитивную работу разума, процесс рационального познания в процессе скептического исследования. Свой выбор, отмечает П. Куртц, человек основывает на знании окружающего мира, в котором соотношение между знаниями и ценностью является центральным в концепции этического исследования. Следовательно, этическое исследование, по П. Куртцу, начинается тогда, когда возникает какая-либо головоломка, связанная с необходимостью предпринять какое-то действие, а также это может быть и ситуация конфликта между конкурирующими ценностями и нормами. В такой ситуации в работу включается открытый ум, который помогает исследовать наши ценности и принципы и отбирает те, которые представляются наиболее подходящими. Тут, отмечает П. Куртц, мораль является релятивной по отношению к жизни индивидов или общества, она погружена в социально-исторический контекст и в конкретные ситуации. Ведь «мы не размышляем о моральной жизни абстрактно, надеясь схватить ее смысл; мы всегда начинаем здесь и сейчас, имея дело с этим конкретным человеком в этом обществе перед лицом этого выбора» [1, с. 284]. Поэтому, по П. Куртцу «предмет» этики — это действие и поведение. Исходя, из вышесказанного можно констатировать, что ученый считал — для этического исследователя главное это практическая цель, а именно выбор того, что будет направлять его поведение и оказывать действие на окружающий мир. Такое знание, отмечает П. Куртц, аналогично тому, которое стремятся обрести не только в прикладных науках, но и в искусстве.

Впрочем, любое наше действие, акцентирует П. Куртц, основывающееся на этических убеждениях (которые нас ведут к определенным целям), вместе с тем являются унаследованными нами из прошлого в качестве гипотез, а потому возникает необходимость в проверке относящихся к делу фактов с помощью оценочного базиса. Под оценочным базисом П. Куртц понимает общие моральные добродетели, которые были унаследованы нами от человеческой цивилизации. К какой бы культуре не принадлежали люди, отмечает учёный, они имеют сходные потребности, сталкиваются с типичными проблемами, а именно — необходимостью выживания, сохранение здоровья, добычи пищи, жилья; сексуальные отношения, воспитание, защита и обучение детей и т. д. Для удовлетворения всех этих потребностей индивида и для руководства сферой человеческих отношений был выработан определенный набор моральных добродетелей, среди которых, по мнению П. Куртца, основными моральными нормами являются следующие:

-          честность: правдивость, обязательность, искренность;

-          верность: преданность и надежность;

-          благожелательность: доброжелательность, непричинение зла другим людям, согласие и добровольность в сексуальных отношениях, благодетельность;

-          порядочность: благодарность, ответственность, справедливость, терпимость и сотрудничество [1, с. 287].

Также к оценочному базису П. Куртц относит и основные потребности человека, которые существенны для всех членов человеческого рода. Для того, что бы люди имели возможность выживать и действовать разумно необходимо эти потребности удовлетворять. Такими потребностями, по П. Куртцу, являются:

1)        биогенные потребности, которые в свою очередь делятся наа) потребность выживания (необходимость быть защищенным от опасности или смерти, то есть от природных стихий, диких животных или людей, которые угрожают жизни человека; б) гомеостатические потребности (достаточное количество пищи, одежды и жилья). Человеческий организм нуждается в поддержании определенного равновесия, чтобы не было угроз его здоровью (восстановление гомеостаза); в) потребности роста (нормальный процесс роста и развития младенца, ребенка и взрослого, включая прямохождение, речь, грамотность, половое развитие и созревание);

2)        психо-социогенетические потребности, которыевключают в себя: а) необходимость любви (эта потребность заключается не только в половой любви, но и родственной заботе, а также формы нежной привязанности и забота о благополучии других); б) принадлежность к определенному сообществу (способность идентифицировать себя с другими людьми, как в дружбе, так и в общении, сюда, же входят чувство милосердия и определенные альтруистические установки); в) самоуважение (уверенность в себе, в собственных способностях является существенной для нормального роста и развития); г) автономность (способность делать выбор, самоопределятся и управлять собой, думать или действовать самостоятельно, не поддаваясь диктату со стороны других и не подчиняясь толпе); д) творческая актуализация (способность созидательно работать, достигать новых целей, реорганизовывать различные вещи в мире и вносить изменения в окружающую среду); е) познание (способность думать и рассуждать; развитие широкого диапазона интеллектуальных способностей, включая способность высказывать суждения практической значимости) [1, с. 288–289].

Но как отмечает П. Куртц эти самые «общие моральные нормы» и «основные потребности человека» имеют слишком общий характер для того, чтобы указывать человеку, как следует поступать в том или ином конкретном случае. Ведь принципы, желания и ценности человека так же отличаются между собой, как отдельные люди, которые меняются точно так же, как меняются общества. «Этический выбор, — пишет П. Куртц, — всегда зависит от уникальных, глубоко личных вкусов и стремлений, желаний и предпочтений отдельного человека. Выбор, который мы делаем, обусловлен конкретными социо-культурными и историческими рамками, в которых мы живем, и поэтому заключает в себе конкретные социальные и национальные традиции» [1, с. 291]. Но помимо этого существуют такие этические качества, которые носят общечеловеческий характер.

Индивидуальные этические ценности, отмечает П. Куртц, — это наши личные ценности и принципы, которые могут быть проанализированы и подвергнуты своего рода испытанию на сравнительной шкале посредством выдвижения различных альтернатив и вариантов. Также их можно оценивать и по их эффективности, по критерию соответствия нормам, которых придерживаются люди. Вынося определенное суждение, считает П. Куртц, человек может оценить его реальные последствия, его влияние на себя и на других людей, которые находятся в пределах взаимодействия с ним. Принимая во внимание эти факторы, указывает учёный, человек опирается на рациональную компоненту, которая входит в процесс принятия решения. Именно рациональный фактор, акцентирует П. Куртц, (а разум и есть неотъемлемой частью оценки), оценивая что-то или оправдывая наш выбор, помогает нам воспользоваться помощью разума. Как отмечает П. Куртц все, что человек может оценивать — события, решения, различного рода ситуации, он не может это осуществить без определенных ценностей, ведь прежде чем оценивать предмет он нас должен заинтересовать, привлечь наше внимание, то есть появляется ценность к этому предмету. Здесь под ценностью П. Куртц понимает «заинтересованность в объекте, в которую включена моя оценка расчет его стоимости» [1, с. 292]. И только после появления ценности у человека формируется определенная оценка и он начинает, с помощью разума, анализировать и искать стороны «за» и «против» и т. д. Помимо этого, отмечает П. Куртц, оценивая происходящее человек обращается к своему прошлому опыту, опираясь на предыдущие оценки и расчеты, на общие моральные нормы, этические принципы культуры, в которой отражаются потребности человека, его собственные уникальные желания и стремления. Относительно этического размышления П. Куртц высказывается следующим образом: «Этическое размышление включает в себя процесс, который я назвал акт-дукцией. Под этим я имею в виду, что мы выводим действия, которые являются наиболее подходящими — мы ведем действие — в рамках данной оценочной базы, имеющейся в нашем распоряжении. В результате можно сказать, что определенный выбор в данной ситуации будет более разумным, чем другие» [1, с. 293–294].

Неоднократно П. Куртц отмечал, что полученное этическое знание есть: 1. мера достоверности; 2. мера заблуждения. Следовательно, он признает, что существуют альтернативные стили жизни и большое разнообразие человеческих ценностей и норм. Как писал П. Куртц, этическая мудрость подсказывает нам, что жизнь полна неопределенностей, которые в каком-то смысле допускаются ее недетерминированностью. Человек очень редко, если это вообще когда-нибудь случается, может быть в чем-либо абсолютно уверен, он постоянно сталкивается с новыми вызовами, новыми проблемами и конфликтами, новыми открытиями и возможностями, с которыми всегда приходится сталкиваться впервые. П. Куртц отмечает, что на протяжении всей жизни человека ожидают дилеммы, парадоксы и головоломки, помимо этого его всегда будут сопровождать необходимость выбора, каким бы порой болезненным или драматическим он ни был. Все зависит от ситуации — какой именно выбор нужно сделать. Не падать духом, быть всегда оптимистом и стремится к достойной жизни, насколько это возможно, такую этическую позицию П. Куртц называет — мелиористской. Под ней ученый понимает то, что «она учит не рассчитывать на недостижимое в этой или следующей жизни, но позволяет действительно верить в то, что мы в состоянии улучшить условия существования человека и можем достичь сравнительно лучшего, если не абсолютного блага» [1, с. 295].

Чтобы преуспеть в жизни, отмечает П. Куртц, необходимо постоянно опираться на этическую рациональность, пересматривать свои этические ценности и принципы, учиться на основе опыта и делать открытия в науках и технологиях. Но тем не менее в этической сфере, как и в любой другой социальной есть догматизм. Поэтому П. Куртц допускает возможность существования определенной степени скептицизма, который будет противоядием от любых форм морального догматизма.

Как отмечает П. Куртц, зачастую моралисты-догматы уверенны в своей правоте и утверждают, что обладают Абсолютной Истиной, Моральной Добродетелью, Благочестием, а также знают тайные пути к Прогрессу и готовы передать свои убеждения всем людям. Такие фанатики от морали стремятся подавить и уничтожить любого, кто окажется у них на пути. Но особую опасность, считает П. Куртц, представляют догматы в тот момент когда они используются, чтобы принудительно узаконить какую-то конкретную конфессиональную, партийно-политическую или корпоративную мораль, и которые берут на вооружение мощные социальные институты, такие как — государство, церковь или транснациональные корпорации. Во избежание и противостояния этому, отмечает П. Куртц, необходимо использовать умеренный скептицизм, который поможет провести этическое исследование, с помощью которого будут исследованы не только общие моральные ценности, но и индивидуальные [1, с. 296].

Следует отметить, что признавая собственную склонность к заблуждениям, утверждает П. Куртц, человек тем самым учится терпимо относиться к другим, принимать и признавать их непохожесть с ним, а также и бытование множества самых разных жизненных стилей. Человеку, который готов предпринять коллективное этическое исследование, этот процесс сможет помочь лучше подготовиться к тому, чтобы признать за другими определенную степень свободы в реализации предпочитаемого ими стиля жизни. Из чего следует, констатирует П. Куртц, что метод этического исследования требует определенного рационального и открытого изучения наших собственных ценностей, так же как и ценностей других людей. Обучаясь понимать и ценить различные представления о достойной жизни человек обретает способность расширять рамки собственного морального сознания, а это, в свою очередь, еще больше способствует миру и согласию в человеческих сообществах различного уровня.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что П. Куртц призывал людей ко всему на свете относиться с терпением. Также он считал, что нужно быть критичными ко всякого рода глупостям и абсурду, даже если они выступают под лозунгом личиной добродетели. П. Куртц отмечал, что каждый человек имеет право, в случае необходимости решительно противостоять тем антиценностям и порочным методам, которые основываются на ошибках, ложных представлениях, являются явно фальшивыми и способны нанести вред. П. Куртц убежден в тому, что «мы могли бы жить в лучшем мире, если бы сумели заменить слепую веру исследованием; эмоциональные подходы — осторожным обдумыванием, силу и войну — образованием и убеждением» [1, с. 297]. Поэтому, утверждает П. Куртц, придерживаясь такой точки зрения человек смог бы осознать всю силу разумного поведения, позитивную значимость ограничений, которые накладываются им же на его собственное животное начало и возможность конструктивно сочетать холодный и бесстрастный интеллект с горячим сердцем.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что П. Куртц признавал все виды скептицизма и находил в каждом что-то хорошее. Поэтому он считал, что для улучшения жизни общества и своей жизни, человек должен прежде всего опираться на предыдущий собственный опыт, опыт культур и традиций, и брать от них все самое лучшее для своих действий. Для этого необходимо прошлый опыт проверять этическим исследованием, основываясь на разуме. Следовательно, этика по П. Куртцу это, прежде всего, действие и поведение. Потому что, как считает философ, наши действия и поведение основываются на разуме, который входит в оценочную базу, где к каждой вещи человек подходи с оценкой, выделяя хорошие и плохие качества, определяет и оценивает является ли полезной та или иная вещь. Все это, отмечает П. Куртц, должно происходит на фундаменте разума, и только тогда будет виден положительный результат.

Литература:

1.           Пол Куртц. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / Пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина. — М.: Наука, 2005. — 360 с.

2.           Кувакин ВА. Не человек для гуманизма, а гуманизм для человека [Электронный ресурс] // Здравый смысл. — Октябрь 2011. — № 4 (61) — Март 2012. — № 1 (62). — Режим доступу: http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/kuvakin1.htm

3.           Куртц П. Запретный плод: этика гуманизма / Пол Куртц. — 2-е изд. // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2002. — 281 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, вид скептицизма, действие, жизнь человека, надежное знание, оценочный базис, суждение, умеренный скептицизм, этический нигилизм, Этическое размышление.


Похожие статьи

Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами

Сразу видим оценочное суждение, что если гедонист, то непременно софист.

435–360 гг. до н. э.) среди других вопросов занимался и исследованием этических понятий.

Человек черпает свои знания о добре и зле из жизни, с помощью физических ощущений.

Парадоксы поступков у киников и их связь с софистами

Это явно общая черта с софистами, обучавшими знанию необходимому для жизни в обществе!

Таким образом это учение о познании завершилось чистым скептицизмом

И их этические взгляды кратко охарактеризуем цитатами Н. Н. Залесского: “В кинизме, как у...

Интерпретации ценности в современной философии

Далее, полисемантичность понятия «ценность» позволяет формулировать суждения, не обращаясь к поиску более строгого понятия, а взаимопонимание между людьми достигается через

Коллингвуда и А. Уайтхеда, этических исследованиях Дж. Мура, психологии В. Дильтея.

Путь к себе: живое горение (художественно-философское видение...

Есть сомнения: достаточно ли внутреннего горения, чтобы постичь мудрость философских размышлений? Ответ подскажет практика, встреча со своим «Я», «живое знание».

Циники. Кто они и откуда? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Итак, циник — это человек, имеющий презрительное отношение к культурным и нравственным ценностям общества.

Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. — М.: Институт психологии РАН, 2008.

Парадоксальность языка морали | Статья в сборнике...

В любом случае нравственное суждение содержит два элемента — описательный и нормативный.

Важнейшим способом оценочной этической интерпретации социальных поступков выступает их “опредмечивание” — описание в виде физического действия...

Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция...

Так их мысли имеют большое влияние на современное образование и ценность людей.

ЛуньЮй(Беседыи Суждения)Конфуция, использующий диалог вопроса и ответа, является обычным примером для отражения образовательного метода Конфуция.

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева

Будучи одним из центральных предметов размышлений философов различных школ и эпох (древние

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. Тем не менее, свобода, по его мнению, не была сотворена Богом.

Бердяев выделял три вида свободы

Похожие статьи

Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами

Сразу видим оценочное суждение, что если гедонист, то непременно софист.

435–360 гг. до н. э.) среди других вопросов занимался и исследованием этических понятий.

Человек черпает свои знания о добре и зле из жизни, с помощью физических ощущений.

Парадоксы поступков у киников и их связь с софистами

Это явно общая черта с софистами, обучавшими знанию необходимому для жизни в обществе!

Таким образом это учение о познании завершилось чистым скептицизмом

И их этические взгляды кратко охарактеризуем цитатами Н. Н. Залесского: “В кинизме, как у...

Интерпретации ценности в современной философии

Далее, полисемантичность понятия «ценность» позволяет формулировать суждения, не обращаясь к поиску более строгого понятия, а взаимопонимание между людьми достигается через

Коллингвуда и А. Уайтхеда, этических исследованиях Дж. Мура, психологии В. Дильтея.

Путь к себе: живое горение (художественно-философское видение...

Есть сомнения: достаточно ли внутреннего горения, чтобы постичь мудрость философских размышлений? Ответ подскажет практика, встреча со своим «Я», «живое знание».

Циники. Кто они и откуда? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Итак, циник — это человек, имеющий презрительное отношение к культурным и нравственным ценностям общества.

Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. — М.: Институт психологии РАН, 2008.

Парадоксальность языка морали | Статья в сборнике...

В любом случае нравственное суждение содержит два элемента — описательный и нормативный.

Важнейшим способом оценочной этической интерпретации социальных поступков выступает их “опредмечивание” — описание в виде физического действия...

Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция...

Так их мысли имеют большое влияние на современное образование и ценность людей.

ЛуньЮй(Беседыи Суждения)Конфуция, использующий диалог вопроса и ответа, является обычным примером для отражения образовательного метода Конфуция.

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева

Будучи одним из центральных предметов размышлений философов различных школ и эпох (древние

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. Тем не менее, свобода, по его мнению, не была сотворена Богом.

Бердяев выделял три вида свободы

Задать вопрос