Библиографическое описание:

Бердимуратова З. Т., Мамбетова Г. К. Совершенствование программы по планированию семьи в первичном звене здравоохранения // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 74-77.

В данной статье проведен обзор проведенных мероприятий в Республике Узбекистан по совершенствованию программ охраны материнства и детства. Также освещены результаты внедрения программы по планированию семьи. Репродуктивное поведение женщин и всего населения в целом — важнейший фактор для формирования концепции политики в области планирования семьи и практической её реализации в каждой стране.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, планирование семьи, патронаж, первичное звено здравоохранения.

In this article, a review of activities undertaken in the Republic of Uzbekistan to improve maternal and child health programmes. Also evaluated the results of family planning programmers’. Rreproductive behaviour of women and the population in general is the most important factor for the formation of the concept of family planning policy and its practical implementation in each country.

Key words: reproductive health, family planning, nursing, primary health care.

Введение. Быстрый рост населения мира стал в 60-х годах предметом серьезного беспокойства Организации Объединенных Наций. Население мира с 1960 по 1999 г. увеличилось более чем вдвое, перейдя в октябре 1999 года отметку в 6 миллиардов. Хотя темпы роста пошли на убыль, по прогнозам Организации Объединенных Наций, в 2050 г. на земле будут проживать вероятней всего 9,3 миллиардов, что зависит в определенной степени от эффективности программ планирования семьи. На ноябрь 2011 количество населения на земном шаре увеличилось и достигло 7 миллиардов. На протяжении десятилетий Организация Объединенных Наций осуществляет свою оперативную деятельность во многих развивающихся странах. В результате плодотворного сотрудничества различных подразделений Организации создаются национальные статистические бюро, проводятся переписи населения, составляются прогнозы. Общий рост населения тяжело сказывается на земных ресурсах и окружающей среде, зачастую сводя на нет усилия в области развития.

В настоящее время при поддержке Всемирной организации здравоохранения и министерства здравоохранения Республики Узбекистан внедряется программа по планированию семьи с целью снижения уровня абортов и нежелательной беременности. Немалую роль отводят при этом службам первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в которых гинекологи совместно с медсестрами ведут патронажную работу по предупреждению нежелательной беременности.

Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей [5]. Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и ответственное родительство, является международно-признанным правом каждого человека. Вопросы о том, когда и сколько иметь детей, как избежать нежелательной беременности, какие противозачаточные средства (контрацептивы) лучше применять и как ими пользоваться, рано или поздно встают перед каждым человеком, каждой семьей. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений [2].

Организация Объединенных Наций посчитала актуальным этот вопрос еще и потому, что быстрый рост населения мира стал в 60-х годах предметом серьезного беспокойства. Население мира с 1960 по 1999 г. увеличилось более чем вдвое, перейдя в октябре 1999 года отметку в 6 миллиардов. Хотя темпы роста пошли на убыль, по прогнозам Организации Объединенных Наций, в 2050 г. на земле будут проживать вероятней всего 9,3 миллиардов, что зависит в определенной степени от эффективности программ планирования семьи. На ноябрь 2011 количество населения на земном шаре увеличилось и достигло 7 миллиардов [7]. В связи, с чем на протяжении десятилетий Организация Объединенных Наций осуществляет свою оперативную деятельность во многих развивающихся странах. В результате плодотворного сотрудничества различных подразделений Организации создаются национальные статистические бюро, проводятся переписи населения, составляются прогнозы. Общий рост населения тяжело сказывается на земных ресурсах и окружающей среде, зачастую сводя на нет усилия в области развития.

«Планирование семьи» — в соответствии с определением ВОЗ, включает комплекс мероприятий, способствующих решению одновременно нескольких задач: избежать наступления нежелательной беременности; иметь только желанных детей; регулировать интервалы между беременностями; контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей; устанавливать число детей в семье [7].

Оптимизация демографических процессов — это не только достижение определенных параметров и положительной динамики численности и структуры населения, их соответствия экономическому росту, но также программа более полного удовлетворения все возрастающих потребностей людей, обеспечения более высокого уровня физического и духовного здоровья [3].

По состоянию на 01.01.2011г. численность населения в Республике Узбекистан равнялась 28,2 млн. человек. Прирост численности населения за 2010г. составил 1,66 % (464,9 тысяч человек). В связи с реализацией и внедрением программы по планированию семьи в Республике Узбекистан за последние годы были приняты несколько нормативных документов, направленных на совершенствования оказания медицинской помощи матерям и детям. В частности, в 2009 и 2010 годах были изданы три Постановления Президента Республики Узбекистан, касающиеся охраны матерей и детей: № ПП-1096 от от 13 апреля 2009 г. «О дополнительных мерах по охране здоровья матери и ребенка, формированию здорового поколения»; № ПП -1144 от 1 июля 2009 г. «О программе мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребенка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009–2013 гг».; № ПП 1271 от 27 января 2010 года «О Государственной программе «Год гармонично развитого поколения» [1].

В процессе реализации программы по планированию семьи были разработаны пути совершенствования системы охраны репродуктивного здоровья населения. В 1993 году в республике была принята Региональная Программа «Неотложные меры по оздоровлению женщин фертильного возраста», которой была предусмотрена организация ежегодных профилактических осмотров с целью выявления женщин с факторами риска их оздоровление и обеспечение широкого доступа к современным методам контрацепции [6].

В республике были организованы Центры репродуктивного здоровья, основной задачей которых является проведение учебно-методической подготовки специалистов в области репродуктивного здоровья, внедрение международных стандартов предоставления услуг в области охраны репродуктивного здоровья.

В 2003–2005 гг. в рамках Финансового сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Германии реализованы 2 программы «Содействие репродуктивному здоровью I и II». За период реализации Программ было поставлено контрацептивных средства на общую сумму — 5,2 млн. ЕВРО.

Благодаря программам, по поддержке репродуктивного здоровья осуществляемым Правительством Республики Узбекистан общая тенденция в репродуктивном здоровье отмечается как положительная. Например, доля рождения детей у матерей в возрасте до 20 лет составляет всего 4,7 % и является одним из положительных показателей в сравнении с другими восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами. Количество родов среди женщин 20–30 лет (наиболее оптимальный возраст) увеличилось с 69,3 % в 1991 году до 83,3 % в 2009 году.

Большим достижением реализации данных программ, а так же доступность широкого ассортимента контрацептивных средств, повышение знания населения о методах предупреждения нежелательной беременности способствовала тому, что в республике аборты престали быть методом регулирования рождаемости.

Количество абортов по республике уменьшилось с 39,0 в 1991 году до 6,5 в 2009 году. По данным социального мониторинга, проведенным ЮНИСЕФ искусственное прерывание беременности происходит в республике в десять раз меньше чем в Эстонии, в 15 раз меньше чем в России, в шесть раз меньше чем в Казахстане. В структуре материнской смертности последние годы аборты редко встречаются как причина материнской смерти.

До 2001 года Фонд ООН по Народонаселению (UNFPA) осуществил поставки современных контрацептивных средств на несколько миллионов долларов, при этом покрыв потребность в контрацептивных средствах на 100 %. С 2002 года в стране осуществляются дополнительные программы по охране репродуктивного здоровья и вовлечение донорских фондов для поставок контрацептивных средств. Также с 2002 года Правительство Республики Узбекистан осуществляет закуп контрацептивных средств, на эти цели были выделены более 900,0 млн. сум.

На протяжение всего периода программ по формированию здоровой семьи, методы контрацепции предоставляются бесплатно во всех учреждениях первичной медико-санитарной помощи. В целом имеется положительная динамика показателя охвата контрацептивов в стране. Если в 1991 этот показатель составлял 13 %, то к 2009 году этот показатель возрос до 62,7 % [4].

В результате совершенствования системы охраны репродуктивного здоровья населения, расширения сети и улучшению работы центров репродуктивного здоровья женщин, девочек и подростков, оснащению их аудиовизуальными и учебно-наглядными материалами; развитию системы непрерывного обучения, повышения квалификации специалистов и уровня знаний населения в области охраны репродуктивного здоровья; выявлению экстрагенитальных заболеваний у женщин и расширению охвата их контрацептивными средствами уровень рождаемости в республике имеет тенденцию к снижению. Так, если показатель рождаемости в 1991 году составил 34,5 на 1000 населения, то в 2010 году данный показатель составил 22,5 [4].

Эффективность проведенных реформ в нашей стране так же была оценена мировыми экспертами здравоохранения. Так в мировом рейтинге 161 государства, составленном в текущем году Международной организацией «Спасем детей», Узбекистан занял 9-е место среди стран, где лучше всего заботятся о здоровье подрастающего поколения.

Генеральный директор ВОЗ Маргарет Ченвсвоей речи отметила, что в Узбекистане уделяется огромное внимание сфере здравоохранения, а защита здоровья матери и ребенка определена в качестве приоритетного направления, что является самой верной стратегией не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и будущего [8].

Директор Европейского регионального бюро ВОЗ Жужанна Якаб отметила также, что в Узбекистане по инициативе Президента Ислама Каримова проведена очень большая работа в этом направлении, достигнутые результаты служат примером для других государств мира.

Сегодня многие страны Европейского региона разрабатывают свои стратегии реформ в этой области с учетом национальной модели охраны здоровья матери и ребенка, созданной в Узбекистане [8].

Цель исследования. Изучить деятельность медицинского персонала и определить его роль в программе по планированию семьи в условиях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с последующей разработкой практических рекомендаций совершенствования патронажной службы.

Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужили законодательно правовые акты, принятые в Республике Узбекистан по программе охраны материнства и детства, результаты интервью проводимых среди женщин фертильного возраста на предмет знаний в области контрацепции, а так же определения основного источника информации по современным видам контрацепции и определение используемого ими в данный период контрацептива. Основным материалом исследования явились результаты анкетирования, проводимые среди сотрудников среднего медицинского персонала, а так же врачей акушеров-гинекологов служб ПМСП для определения роли акушерок и ключевых компетенций в области внедрения программы по планированию семьи, охране репродуктивного здоровья женщин. Основной момент в процессе анкетирования делался на определение знаний медицинского персонала работающего в службах первичного звена, о методах профилактики от не желательной беременности.

Результаты исследования и выводы. Результаты проводимого исследования показали, что знания медперсонала о том, в чем заключается просветительская, консультативная и агитационная помощь женщин фертильного возраста в программе по планированию семьи не достаточны.

Основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться медперсоналу в ведении патронажа среди женщин фертильного возраста, в первую очередь являлось нехватка времени, нежелание и недоверие со стороны женщин. Характеристики данных полученных в ходе патронажа женщин фертильного возраста были не полными. Мнения врачей гинекологов о профессиональной подготовке акушерок большинством опрошенных неудовлетворительные и требуют дальнейшего совершенствования. Основными причинами неэффективной работы акушерок были названы отсутствие моральной и материальной заинтересованности, мотивации и знаний.

Практические рекомендации. Руководителям служб ПМСП совместно с акушерами-гинекологами разработать критерий оценки деятельности среднего медицинского персонала в программе по развитию здоровой семьи в условиях ПМСП для совершенствования системы контроля качества работы, среднего медицинского персонала;

Пересмотреть график работы медицинского персонала с учетом нагрузки, для рационального распределения времени на ведение патронажа женщин фертильного возраста;

Руководителям учреждений разработать эффективную систему мотивации за положительный результат работы персонала в развитие здоровой семьи в условиях ПМСП (снижение уровня абортов, незапланированной беременности, соблюдение интергенетического интервала между родами и т. д.);

Организация и проведение систематических образовательных тренингов для медицинского персонала по повышению эффективности внедрения программы по развитию здоровой семьи в условиях ПМСП.

Литература:

1.      Собрание законодательства Республики Узбекистан № 39(487), 2011 г.

2.      «Анализ репродуктивного и контрацептивного поведения молодежи», — Ивановская Государственная Медицинская Академия, 2005 г.

3.      «Руководство по менеджменту охраны здоровья матери и ребенка», -Д. А. Асадов, К. Т. Ядгарова, П. Р. Менликулов, Н. Д. Ходжаева, Ташкент 2009г.c.15

4.      «Человеческое развитие и здоровье», — Н. В. Агзамова, Г. Б. Мамедова, В. Ф. Сиразетдинова, С. А. Убайдуллаева, Ташкент 2011г., с116, 120, 123.

5.      «Планирование семьи», — Алтайский Государственный Университет, 2005 г.

6.      «Совершенствование службы охраны материнства, детства и репродуктивного здоровья в Республике Узбекистан», А. И. Камилов, 2011г.

7.      «Результаты самостоятельной оценки служб общественного здравоохранения Республики Узбекистан», Технический отчет, Ташкент 2011г. с.24–25

8.      www.minzdrav.uz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle