Библиографическое описание:

Поповичева Л. И., Масанова М. Д., Федотова Н. И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 398-401.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л. Н. Толстой

Дети из неблагополучных семей испытывают трудности в отношениях со сверстниками и воспитателями. Поэтому важна коррекция взаимодействия между ними и их окружением на основе изменения реальной заданности. Социальная работа с неблагополучными семьями включает социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь.

Специалист социальной работы по отношению к семье в трёх основных ролях: советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребёнка; педагог — даёт советы по воспитанию детей; консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет возможные пути решения проблем.

В работе с неблагополучными семьями применяются различные формы. Одна из форм — социальный патронаж, включающий посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях и выявить больше информации. Проведение социального патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.

Социальный патронаж проводится по нескольким направлениям:

-        социально-диагностическое: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

-        контрольное: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем [если контакт с семьёй повторный]; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

-        социально-адапционно-реабилитационное: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

-        социальный патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, следует выделить консультирование как одну из форм работы с семьёй. Оно предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Особое место занимает групповой метод работы с неблагополучной семьёй — тренинг. Социально-психологический тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [8,28]. Он даёт возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, а также возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Важной формой работы с неблагополучной семьёй является социальный мониторинг семьи. Мониторинг — это научно обоснованная система периодического сбора обобщения и анализа информации о процессах протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений по проблеме. Проведение социального мониторинга строится на полноте, доверенности, системности информации; оперативности получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Это обеспечивается методиками сбора и анализа информации, а также сочетанием обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Необходимо комплексное использование всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, которые носят естественный характер. Информация предоставляется членами семьи по собственной инициативе и через непосредственное и опосредованное наблюдение. Для социального мониторинга характерны следующие приёмы: сочинения и графические работы детей о семье, которые получены в ходе специально организованного исследования; опросы, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.

Специалист социальной работы определяет специфические особенности взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой. Социальная деятельность с неблагополучной семьёй даёт эффективные результаты, если она основана на комплексном подходе, что включает изучение и использование данных демографии, изучение состава семьи (бабушки, дедушки, мать, отец, братья, сёстры) исследование психологического климата в семье, анализ материального положения.

Работа с неблагополучной семьёй проводится последовательно, поэтапно:

Социальная диагностика.

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью или

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

Четвёртый этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Социальная терапия включает информационную, организационную и координирующую составляющие

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями. Эта деятельность включает работу со школой, со службой защиты, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи.

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй [32,40].

В содержание работы с неблагополучной семьёй по оказанию социальной помощи входит ряд направлений (рис. 2).

Рис. 1. Направления социальной работы с неблагополучной семьёй

Семья оказывает реальное воздействие на ребёнка, на формирование его чувств и, в зависимости от того, в какой эмоциональной среде растёт ребёнок, какие нравственные ценности характерны для этой среды, будет зависеть полноценное воспитание, обеспечивающее становление и развитие ребёнка. Как писал Л. С. Выготский: «…существенное отличие среды ребёнка заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, …ребёнок есть часть живой среды, …среда никогда не является для ребёнка внешней. Если ребёнок существо социальное…, то отсюда следует вывод, что ребёнок есть часть социальной среды» [5].

Младенец не только биологическое существо, но и социальное. По утверждению Л. С. Выготского ребёнок «…в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений». Пребывание ребёнка в жизненной среде и всё, что происходит с ним связано со взрослыми, ухаживающими за ним. Он постоянно находится в ситуации общения сотрудничества, благодаря чему возникает совершенно особая форма социальных отношений между ребёнком и окружающими [5].

Первой социальной группой для ребёнка является его семья, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. В семье ребёнок получает первый социальный опыт. Семья несёт ответственность за воспитательную функцию. В современном урбанизированном обществе семья не утрачивает свои традиционные функции. Напротив, возрастает её роль как института эмоционального контакта, создания условий для проявления эмоций. Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребёнка, является предпосылкой формирования нравственного мира личности. Поскольку индивидуальное нравственное сознание предполагает не простое восприятие и понимание принципов и норм морали, но и обобщении, передачу накопленного опыта.

Каждый член семьи занимает определённую нишу, т. е. выполняет определённые функции социализации. Семья для всех её членов является определённым пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого ребёнка. Это не просто маленькая группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в тоже время находиться в теснейшей связи со всеми другими членами семьи, формирующими ребёнка. Дети, находясь в той или иной семье, строят своё поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг.

Исходя из складывающейся семейной ситуации, родители выстраивают систему общения с детьми. В одних случаях — это реализация смысла жизни, а в других — реализация определённой системы воспитания. Складывается реальная направленность воспитательной деятельности родителей или совокупность установок родителей во взаимодействии с ребёнком.

Одна из самых жгучих проблем современности — судьбы детей по тем или иным причинам, оставшихся без внимания родителей, без их любви и заботы. Дети, имеющие одного родителя, то есть являющиеся социальными сиротами при живых родителях. Как правило, родители этих детей страдают хроническим алкоголизмом. Дети из таких семей отстают в физическом и умственном развитии. Большую группу составляют дети с задержкой психического развития. Дети в таких семьях, социально или педагогически запущены, с большим количеством отклонений в развитии, в том числе и эмоционально-волевой сферы.

В неблагополучных семьях нарушаются все функции семьи, особенно социализирующая. Реакция родителей-алкоголиков на те или иные действия, поступки, высказывания детей отличаются непредсказуемостью, во многом зависят от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из проявлений и действий получат одобрение, а какие — осуждение и даже наказание. Это дезорганизует детей, влияет на психическое развитие, на сферу эмоций, на манеру общения.

Главная особенность семейной социализации в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает разнообразную деятельность, занятие спортом, играми, чтением книг, полноценного общения с родителями и друзьями. Важным условием социализации детей в семье является авторитет родителей.

Изучение эмоционально-волевой сферы строится на основе специальной диагностики и методик. Диагностика эмоционально-эффектной сферы и системы отношений ребёнка с окружающим социумом сложна в силу отсутствия стандартизированных методик и личностной незрелости испытуемых. Чаще всего для этого используют проективные методики. При этом следует учитывать их проблематичность, недостаточность стандартизации, трудоёмкость в учёте и интерпретации результатов [28].

Могут быть использованы практические графические методики, «Рисуночные тесты».

Таким образом, деятельность ДОУ по социализации детей заключается в формировании направлений социальной работы с детьми, с семьей и совместной работе и с детьми и семьей.

Социализация дошкольника носит комплексный характер и включает социально-экономическую, социально-бытовую, социально-правовую, медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-информационную, социально-организационную и другие составляющие.

Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику, социальную терапию и социальную профилактику. Эффективными формами работы с неблагополучной семьёй являются индивидуальная работа, патронаж, консультационные беседы, тренинги, социальный мониторинг.

Проведение исследований позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной социально-профилактической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми и разработать рекомендации по ее реализации.

Литература:

1.      Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.

2.      Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.

3.      Гуров В. Н. Социальная работа с семьёй. — М., 2002.

4.      Дармодехин С. В. Семья и государство. — М., 2001.

5.      Дети группы риска: социальная, психолого-педагогическая помощь.–М., 2000.

6.      Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л. М. Шпициной — СПб., 2003.

7.      Дивицына Н. Ф., Миронова Л. К. Социальная работа в вопросах и ответах. — М., 2006.

8.      Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов на Дону, 2005.

9.      Дубровина И. В., Фадеева З. Г., Губарева Т. Г. Стили родительского поведения. — М., 1998.

10.  Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребёнка. // Дошкольная педагогика, 2007, № 11.

11.  Забравная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребёнка в ваших руках. — М., 2000.

12.  Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. — СПб., 2000.

13.  Закон Российской Федерации «Об образовании» — М., 2005.

14.  Здоровье семьи как социальная проблема работы. — СПб.. 2007.

15.  Кузнецова М. А., Новак Е. С. Теория социальной работы. — Волгоград, 2004.

16.  Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. — М., 2001.

17.  Лебединский В. В., Никольская О. С., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

18.  Макаренко А. С. Мудрость чувств. — М., 1970.

19.  Мансурова Г. М. О специфике подготовки социального работника к профессиональной деятельности. — М., 1992.

20.  Наумчик В. Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей. — М., 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle