Библиографическое описание:

Мелдебекова С. У., Кельжанова М. К., Бегалиева Р. М. Значение аккредитации для оценки качества медицинских услуг // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 85-87.

Публикация посвящена аккредитации в системе здравоохранения, истории развития системы аккредитации, принципам ее работы в зарубежных странах. Приведены результаты пробной аккредитации проведенной без привлечения экспертов в первичном звене здравоохранения.

Ключевые слова: аккредитация, медицинские учреждения, качество медицинских услуг.

This publication about accreditation in the healthcare system, the history of development of the accreditation system, principles of its operation in foreign countries. The results of the trial accreditation carried out without the involvement of experts in primary care.

Keywords: accreditation, medical institutions, the quality of medical services.

Введение. Аккредитация — процесс, занимающий место в ряду разнообразных методов проверки и стандартизации качества услуг, оказываемых организациями системы здравоохранения [6]. Термин «аккредитация» в данном случае обозначает участие определенного медицинского учреждения в процессе независимой оценки заведений и организационных структур системы здравоохранения, на основе официально установленных стандартов; цель аккредитации — оценка организации служб и процессов, от которых зависит качество работы. До 1980 х годов термин «аккредитация» в применении к системе здравоохранения обозначал добровольную деятельность, позволявшую всем учреждениям системы, особенно больницам, сравнивать свои организационные процессы и процедуры с принятыми стандартами. Часто основной акцент делался на безопасности процедур; задача аккредитации усматривалась в обеспечении подходящей среды для всемерного повышения клинической эффективности [1].

Аккредитирующие органы традиционно действовали по принципу самоокупаемости, а учреждения, стремящиеся получить аккредитацию, в большинстве случаев платили им вознаграждение (впрочем, как будет показано ниже, все параметры могли подвергаться модификациям). Конечным результатом процесса аккредитации являлась выдача квалификационного свидетельства о соответствии данного учреждения принятым стандартам. В свидетельстве часто указывается длительность периода, который должен пройти до следующей инспекции: чем дольше этот период, тем выше степень соответствия стандартам [3]. Каждая аккредитационная система контролируется независимой комиссией, состоящей из профессионалов, работающих в системе здравоохранения. Комиссия отвечает за стандарты и за присуждение квалификационных свидетельств [2].

Аккредитация больниц и других лечебных учреждений является одним из наиболее важных механизмов, с помощью которых государство (а так же международные организации, страховые фонды) влияет на качество медицинских услуг и порядок их предоставления.

Аккредитация — это «экспертная оценка организации, используемая для того, чтобы точно оценить уровень ее функционирования по отношению к установленным нормативам и определить пути непрерывного совершенствования качества услуг». Таким образом, аккредитация является важнейшим условием качества услуг и безопасности пациента. Больница, не имеющая соответствующей аккредитации, должна внушать подозрение, несмотря на то, что она может иметь весь набор разрешительных документов, начиная от государственной регистрации и заканчивая лицензией на медицинскую практику.

Практика аккредитации возникла в США по инициативе медиков. Причиной ее появления стало возрастающее осознание потребности в стандартизации медицинских услуг [4]. Задача Американской коллегии хирургов, основанной в 1913 г., заключалась в поддержке идеи стандартизации больниц. Одним из главных требований для приема в Коллегию было представление удовлетворительно документированных случаев, доказывающих компетентность соискателя в области хирургии. Это требование способствовало выявлению существенных недостатков с ведением документации в большинстве больниц [3]. Программа стандартизации больниц была учреждена Коллегией в 1917 г. Принципиальные положения этой программы составили основу всей дальнейшей практики аккредитации. Программа содержала пять групп стандартных требований, относящихся к организации и квалификации медицинского персонала, к тому, что ныне принято именовать «клиническим аудитом», к документальной фиксации случаев и к технике постановки диагнозов. Соответствие стандартам оценивалось инспекторами, которые посещали больницы и проверяли их работу [4]. К 1949 г. свыше половины больниц США добровольно участвовали в программе.

Растущий интерес учреждений здравоохранения к международной аккредитации обусловлен высокими требованиями населения к качеству медицинских услуг, а так же глобализацией медицинских технологий и спроса на медицинские услуги. В большинстве развитых стран граждане предъявляют все большие требования к качеству медицинских услуг и стандартам работы больниц. Эта тенденция особенно сильна в социализированных системах богатых стран, включая страны Европейского Союза. Особую роль вопросы обеспечения качества стали играть в связи с процессами глобализации предоставления медицинских услуг. Аккредитация начала использоваться в ряде государств Европы и Америки в начале двадцатого века. Например, в США вначале вводились специальные стандарты для контроля за санитарным состоянием и условиями пребывания пациентов в клиниках, которые затем переросли в аккредитационные схемы. Аналогичные схемы аккредитации вскоре были разработаны и в других регионах мира. Целью этого процесса является не только оценка качества сама по себе, но и поиск путей повышения качества. На сегодняшний день эта проблема является актуальной для всех стран мира в частности и Узбекистана.

Органы, которые занимаются аккредитацией больниц, в идеале должны быть независимы от прямого государственного контроля. Возможно, неудачи с аккредитацией в некоторых странах СНГ таких как Украина, Казахстан, Россия связаны именно с тем, что аккредитацией занимался непосредственно орган, прямо подконтрольный Министерству здравоохранения. В таких странах, как Великобритания, США, Австралия и Канада аккредитацией лечебных учреждений занимаются специальные органы, большей частью негосударственные, но уполномоченными государством в соответствии с национальным законодательством. Эти организации могут проводить аккредитацию больницы в целом, либо быть специализированными, например, в области лабораторной службы, психиатрии и т. д. Аккредитационные системы структурированы таким образом, чтобы дать объективные показатели для внешней независимой оценки качества, а так же показать, как менеджмент данного учреждения регулирует вопросы качества медицинских услуг. Идеальная схема управления качеством в каждой организации должна провести пациента по всем этапам получения им медицинской помощи, начиная от наблюдения здорового пациента на участке, через амбулаторное и стационарное лечение, до врачебного наблюдения после выписки из больницы. В центре этой идеальной схемы находится перечень профессиональных стандартов, которые систематически и всесторонне оценивают деятельность больницы. Данные стандарты включают в себя не только непосредственный контакт сотрудников больницы с пациентами, но также подготовку и обучение персонала, распределение служебных полномочий, принципы управления клиникой и аудит, исследовательскую деятельность, этические стандарты и т. д. Основная цель аккредитации — побудить медицинские учреждения к улучшению качественных показателей. Центральное значение придается оценке работы учреждений, их поддержке, дальнейшему совершенствованию их сильных сторон [5].

Результаты исследования. Подведя итоги собственных исследований проведенных в двух сельских врачебных пунктах можно отметить, что контроль качества медицинских услуг, да и учреждений в целом были отмечены несколькими основными факторами, такими как:

-          Управление СВП;

-          Управление персоналом;

-          Организационная структура;

-          Финансирование СВП;

-          Эффективность и рациональность управления финансово-хозяйственной частью;

-          Отбор персонала;

-          Мотивация;

-          Качество ежегодных отчетов с указанием проведенных работ в СВП;

-          Распределение финансов;

Наименьший результат в баллах получен по критерию управления сельским врачебным пунктом — и по управлению персоналом которые получили по 1 баллу из возможных 3. По организационной культуре так же был получен 1 балл из возможных 3, по финансированию сельского врачебного пункта было поставлено 2 балла, а также финансовый менеджмент был оценен в 1 балл. Что еще раз подтверждает тот факт что развитие данной отрасли, возможно, улучшит качество предоставляемых медицинских услуг.

Литература:

1.                 Agence Nationale d’Accreґditation et d’Evaluation en Santeґ (1999) Preґparer et Conduire votre Deґmarche d’Accreґditation. Paris: ANAES.

2.                 Birch, K., Scrivens, E. and Field, S. (2000) Quality in General Practice. Oxford: Radcliffe Medical Press.

3.                 Мартин Мак-ки, Лаура Мак-Лехоз, «Здравоохранение и расширение Европейского Союза», серия публикаций Европейской обсерватории по системам здравоохранения, 2004г., с. 21–24

4.                 Элайаса Моссиалос, Анна Диксон, «Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы», серия публикаций Европейской обсерватории по системам здравоохранения, 2002г., с. 224–229

5.                 Мамедова Г. Б., Мухаммедова Н. С., Махкамов Ф. Р., «Перспективы развития обязательного медицинского страхования в Республике Узбекистан» Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана № 1, 2014г. Стр.11–15

6.                 Мамедова Г. Б., «Методические подходы и новые тенденции управления медицинскими учреждениями», Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана № 1, 2012г. Стр.10–12

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle