Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 02.07.2014

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Зверева, К. А. Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста / К. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 506-508. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11790/ (дата обращения: 25.04.2024).



Проблема воспитания дошкольников в экологическом направлении в настоящее время стоит очень остро. В технологический и скоростной век не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за природой, окружающей нас. Нехватка детского общения с природой впоследствии оборачивается ненадлежащим отношением ко всему живому, черствостью, безнравственностью. Безусловно все мы чаще и в обязательном порядке должны чаще общаться с окружающим миром: с растениями и животными, наслаждаться тишиной, любоваться красочными пейзажами, слушать шорохи в лесу. А бережливое отношение к природе должно быть нормой поведения для людей любого возраста. Воспитание дошкольников в экологическом плане на сегодняшний день стало одним из главных направлений в дошкольном образовании.

Пятилетних детей знакoмят с явлениями неживой и живой природы, как в повседневной деятельности, так и на занятиях — на прогулках в процессе наблюдений, работы в природном уголке, в играх и на экскурсиях. Дети наглядно следят за жизнью животных и растений, изменениями погоды отмечают в течение года календарь изменений в природе, моделирующий сезонную смену года. Чтобы уточнить и закрепить формирующиеся представления широко используются дидактические игры с природными предметами (фруктами, овощами, листьями) или их изображениями на картинках.

Важное место в воспитании экологической грамотности имеют чувственные восприятия детей, поэтому главным методом, на разных возрастных этапах, служат наблюдения. Они проводятся на ежедневных прогулках, экскурсиях в природу, занятиях, во время труда на природе.

В прогулочное время дети узнают названия цветов, кустарников, деревьев, узнают их в разные времена года, ухаживают за ними. Наблюдения детьми также идет за насекомыми и птицами, а при наличии клумбы или огорода– за тем как происходит развитие растения из семени. Мы знаем, что большинство растений, произрастающих дома — пришельцы из различных областей мира с разными почвенными и климатическими и условиями. При создании приближённых условий жизни для комнатных растений, дети практически знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений. Чтобы эта работа была не бесполезной, наставник сам должен иметь определённый запас знаний в области экологии.

Одним из видов работ по экологическому воспитанию являются экскурсии в природу. Не секрет, что многие дети приходят в детский сад с потребительскими, очень ограниченными представлениями о природе. Поэтому педагогу предстоит нелёгкий и длительный путь к сердцам детей, чтобы перед ними открылся неповторимый, удивительный и разнообразный мир природы.

Любовь к природе продолжает прививаться и на занятиях по изобразительной искусству, ребёнок рисует, лепит растения или животных, которые встретились ему во время экскурсии. Постоянным должен быть процесс формирования чувств и мышления. Художественный вкус, творческое мышление, формируется в процессе чтения, где художественное слово, музыкальное произведение и картинка составляют единое целое, идет формирование понимания того, что всё взаимосвязано в окружающем мире.

Важной особенностью этого периодa являются становление сюжетно− ролевой игры, большой интерес к ней детей. Именно поэтому педагог может чаще использовать ее в эколого− педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и самостоятельной игровой деятельности.

Учитывая особенности дошкольного возраста, также необходимо учитывать дидактические принципы: наглядность; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; системность; доступность.

Основы экологических представлений дети получают на занятиях, которые можно проводить, как по группам, так и индивидуально. Именно на занятиях дети получают первые знания в области экологии, развиваются основные познавательные способности и процессы. Занятия дают возможность систематизировать и уточнить личный детский опыт. Но в ходе исследования выяснилось, что настоящий интерес к познанию природы и рачительного отношения к ней возникают у детей лишь в процессе систематического общения с окружающей природой. Поэтому среди многочисленных форм и методов экологического воспитания дошкольников главным является наблюдение.

Разнообразные наблюдения позволяют организовывать и многообразие явлений природы, окружающие дошкольников в ближайшем окружении и на участке детского сада, в помещении. Всякий раз нужно продумывать содержание, форму, методы проведения наблюдений. Ведь у нас цель — пробудить познавательную активность детей, интерес, умение и желание смотреть на мир, развить наблюдательность. И только в этом случае наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью детей и педагога, в которой умственные действия взрослого нацелены на организацию наблюдения и его планирование, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на получение и поиск нужной информации и полноценное восприятие объекта.

Так как осмысленное восприятие предметов зарождается рано, то недостаточные опыт и знания ребенка не позволяют ему видеть главные их стороны. Яркие эмоции, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся явлений и предметов, являются результатом непроизвольных детских наблюдений. Педагогический процесс, который направлен на формирование наблюдения, должен обеспечить систематизацию знаний и их постепенное дальнейшее накопление, а также осознанное отношение наблюдателя к наблюдению.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо использовать и продумывать специальные приемы, которые активнее организуют восприятие детей: сравнивать между собой объекты, задавать вопросы, предлагать обследовать, устанавливать связи между отдельными явлениями и природными объектами. Включение разнообразных органов восприятия и чувств — обоняния, зрения, слуха, в процесс наблюдения обеспечивает конкретность и полноту формируемых знаний.

Возникающее в процессе наблюдения отношение к природе, − это отношение к реальным объектам, которое лишь постепенно, при непрерывной работе наставника с детьми, распространяется на новые объекты и принимает более общие формы. Практически доказано, что в процессе наблюдения у детей развиваются различные оттенки отношения к окружающей среде.

Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к явлениям и предметам природы. Частые непосредственные наблюдения для этого будут самым действенным средством. Такие наблюдения следует проводить в уголке природы непосредственно в группе. В группе создан природный уголок, в котором определённые растения соответствуют своему возрасту, его обитатели, а также оборудование по уходу за ними, разнообразный материал для опытнической деятельности и экспериментирования.

Воспитание экологической направленности в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс — на занятиях и в повседневной жизни. При реализации задач воспитания экологической культуры большое значение имеет природное окружение детского сада. Это комната природы, уголки природы во всех группах, зимний сад, возделанный и правильно оформленный участок, дающие возможность систематического непосредственного общения детей с природой; организация постоянных наблюдений за природными объектами и явлениями, приобщение детей к регулярному труду.

Наблюдая и ухаживая за обитателями живого уголка, дети учатся бережному и заботливому отношению к обитателям уголка, узнают, чем и как их нужно кормить. Для полного решения поставленных задач необходимо определить содержание работы, задачи, составить план на перспективу, продумать календарное планирование, учитывая особенности возрaста детей.

В результате проведенных наблюдений у детей накапливается много эмоциональных впечатлений, которые они выражают в лепке, рисовании, аппликации, когда в группах накапливается большое количество детских работ, то их хорошо использовать в различных конкурсах и выставках. Как показывает практика, что уровень экологической культуры необхoдимо существенно поднять не только у детей, но и у родителей, поскольку именно они дают первый опыт взаимодействия с окружающим миром, показывают пример отношения к объектам животного и растительного мира. Следовательно, нужно активнее к своей работе привлекать родителей. Работу с родителями можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листовки, фотовыставки. Благодаря развитию компьютерных технологий, родители получают возможность быть в курсе всех событий. в том числе и экологической направленности и в целом мероприятий детского сада, папок передвижек, видео зарисовок и фотовыставок. Они охотно откликаются и принимают участие в подготовке выпуска альбомов о детях и окружающем их мире природы, мини− книжек.

После этих мероприятий можно провести диагностическое исследование детей и выяснить, как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели.

Развить различные стороны личности ребенка можно, приобщив его к миру природы с помощью наблюдения. Пробуждается желание познавать окружающее пространство и интерес, вызывается у ребенка сочувствие к нелегкой самостоятельной жизни животных, желание помочь им, показывается уникальность жизни в любой, даже самой невообразимой форме, необходимость сохранения ее, бережное и уважительное обхождение с ней.

Следовательно, наблюдение явлений и предметов в природе является важнейшим методом воспитания детей в экологическом направлении: оно позволяет развить наблюдательность, пробудить чувства к природе, сенсорные ощущения и богатое воображение благодаря всему этому. Наблюдение обогащает, расширяет кругозор детей, учит беречь природу. На 4−5 году жизни более заметно начинают выявляться экологические элементы сознания ребенка; эмоции, интерес к окружающему миру, к каким-то видам деятельности, более осознанные оценки поведения в природе.

Формирование экологической воспитанности дошкольника является важной задачей в воспитании экологической культуры, развитие у детей дошкольного возраста знаний о ценности природы, экологических представлений, накопление детьми опыта общения с природой, правилах поведения в ней.

Ребенку необходимо показывать различные проявления прекрасного в мире природы: пейзажи в разное время года, цветущие кустарники и цветы, деревья в осеннем уборе, контрасты света и тени и многое другое. Взрослому необходимо помнить, что в природе прекрасно все абсолютно, что живет в нормальных (неограниченных, не отравленных, неиспорченных) условиях — это сфера эстетического восприятия ребенка, его эстетических эмоций.

Хотя воспитание детей среднего дошкольного возраста в экологическом направлении достаточно хорошо освещено в аспекте теории, но в разработках методики дидактических игр, направленных на формирования экологического воспитания детей, освещено не достаточно. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что обобщен теоретический материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Подобраны дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб: Союз, 1997.-95с.
  2. Чертков П. В., Костенко В. В. Научные меридианы 2015. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Новороссийск, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, детский сад, дошкольный возраст, окружающий мир, мир природы, наблюдение, процесс наблюдения, экологическая культура, экологическое направление.


Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Главная цель экологического воспитания: сформировать экологическую культуру, а экологическая культура — это становление осознанно правильного отношения

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

Особенности формирования экологической культуры...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

ребенок, природа, воспитатель, экскурсия, явление природы, заяц, мир природы, дошкольный возраст, детский сад, экологическое воспитание детей.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Главная цель экологического воспитания: сформировать экологическую культуру, а экологическая культура — это становление осознанно правильного отношения

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

Особенности формирования экологической культуры...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

ребенок, природа, воспитатель, экскурсия, явление природы, заяц, мир природы, дошкольный возраст, детский сад, экологическое воспитание детей.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Задать вопрос