Библиографическое описание:

Попов В. А., Миусская Я. И. Предупреждение педагогической запущенности у девушек-подростков в образовательном пространстве школы // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 411-414.

Тема педагогической запущенности в настоящее время очень актуальна.

Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к интеллектуальным возможностям школьника и к его личности.

Педагогическая запущенность — распространенная проблема среди детей и подростков, связанная с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в образовательном пространстве школы, ее противоречивостью, нестабильностью, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии с окружающим миром, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность.

С. С. Гиль дает следующее определение педагогической запущенности — это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами. [2,с.47]

Наиболее подробно на этой проблеме остановился Баженов В. Г., выделив факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность. Решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи; особенности взаимоотношений с учителями, ввиду которых ребенок может замыкаться в себе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия. [1,с.15]

В современном мире проблема педагогической запущенности все чаще отмечается у девушек-подростков. Но в этом случае, педагогическая запущенность имеет ряд специфических особенностей.

Исследователь проблемы педагогической запущенности среди девушек Хрипкова А. Г. выделила ряд личностных особенностей девушек, а именно: высокую тревожность; высокую степень дезадаптации; низкую самооценку; эмоционально-волевую незрелость; низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, в конфликтных ситуациях с родителями, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом. [3,с.65]

Ввиду высокой эмоциональности девушек, поведение ухудшается при наличии вредных привычек. Например, алкоголь действует на девушек резко и устойчиво, но по причине своей стеснительности и страха, они первое время скрывают свое пристрастие к алкоголю, обращаясь по этой причине за медицинской помощью с опозданием. При отсутствии поддержки со стороны взрослых или сверстников, девушка начинает чувствовать себя неполноценно. Если же она надломлена морально, то ее уже труднее перевоспитать, причина заключается в проблемах, просчетах школьно-семейного воспитания.

Семья для девушки играет самую важную роль. Педагогически запущенные девушки часто посещают места развлечений, мало читают, обладают скудным мышлением, слабо развитой речью, бедным воображением. У многих педагогически запущенных девушек появляется потребность нравиться противоположному полу гораздо раньше, чем у обычных девушек.

Такие девушки вспыльчивы, обладают неустойчивым вниманием, не любят трудиться. Воспитание должно состоять из целостной системы мер, включающей правильный режим и организацию деятельности педагогически запущенной девушки. Педагог не должен ровнять юношей и девушек и помнить, какой бы девушка не была, она в первую очередь женщина. Она будущая мать, она должна чувствовать себя прекрасной. [4,с.72]

Педагоги-психологи должны уделять основное внимание развитию нравственных качеств во взаимодействии с преодолением отрицательных. укрепить веру девушки в себя, определить реальные перспективы развития и совершенствования положительных качеств личности.

Для более подробного изучения данной проблемы нами было проведеноисследование на базе школы № 1 г. Судогда. Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе оценивалась педагогическая запущенность девушек с помощью комплексной экспресс-диагностики Р. В. Овчаровой.

В результате проведенной методики было выявлено пять девушек с высокой степенью педагогической запущенности, и две девушки с выраженной педагогической запущенностью.

Наиболее высший показатель педагогической запущенности выявлен у пяти девушек (30 %), выраженная степень педагогической запущенности выявлена у двух девушек (12 %). (Рис.1)

Таким образом, в исследуемой группе педагогическая запущенность характерна для 45 % девушек, у 55 % выявляется обычная норма.

На втором этапе исследования нами был проведен экспертный опрос учителей.

Посредством опроса также были выявлены педагогически запущенные девушки. (Рис.2)

Высокая степень педагогической запущенности выявлена у пяти девушек(30 %), выраженная степень у двух девушек(12 %).

На третьем этапе по данным, полученным на предыдущих этапах, исследуемая группа девушек подростков была разделена на две группы: условно-нормативная группа, педагогически запущенные девушки.

Девушки-подростки из группы педагогически запущенных подверглись исследованию агрессивности с использованием Фрейбургской анкеты агрессивности.

В результате было выявлено, что четыре девушки (24 %) обладают ярко выраженной агрессией, одна девушка(6 %) имеет средний уровень агрессии, и две девушки (12 %) имеют слабо выраженную агрессию. (Рис.3)

Таким образом, проведенные исследования позволили выделить пять девушек (30 %) с высокой степенью запущенности и две девушки (12 %) с выраженной степенью запущенности из 15 девушек, обучающихся в этом классе

При этом девушки с высокой степенью педагогической запущенности обладают ярко выраженной агрессией, а девушки с выраженной запущенностью степень агрессивности средняя.

На основе данных исследования нами была создана и проведена программа предупреждения педагогической запущенности.

Целью программыявлялось вовлечение девушек в полноценную жизнь и деятельность коллектива класса посредством замещающей деятельности в школьном лагере. Кроме того, были проведены мероприятия по формированию интереса к общеобразовательным знаниям и чувства уверенности в своих силах и способностях. Выработка у педагогически запущенных девушек привычки к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечение от вредных для здоровья занятий, воспитание отрицательного отношения к курению, алкоголю, наркомании.

Для коррекции недостатков нравственного развития использовались следующие формы и методы работы:

1.         Вовлечение девушек в замещающую деятельность, а именно: работа вожатыми в школьном лагере с младшими школьниками.

2.         Организация консультативных бесед на тему вреда алкоголя и курения с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов. После чего, девушки для закрепления навыков здорового образа жизни эту же беседу провели с младшими школьниками.

3.         Преодоление недостатков физического развития и недостаточного уровня здоровья осуществлялось путем организации спортивных мероприятий среди девушек-подростков, включенных в замещающую деятельность вожатых школьного лагеря.

Ожидаемым конечным результатом завершения программы по преодолению педагогической запущенности девушек-подростков являлось снижение уровня педагогической запущенности. Предполагаемыми сроками реализации программы был период пребывания в школьном лагере. В качестве исполнителей программы выступили учителя и социальный педагог школы, под руководством которого совершалась деятельность девушек-подростков.

После проведенной профилактической программы было произведено повторное исследование для выявления существующих уровней педагогической запущенности, для этого было организовано ретестирование исследуемой группы девушек тем же набором методик, полученные результаты показывают снижение уровня педагогической запущенности по методике Р. В. Овчаровой. Исходя из данных (Рис.4) показано, что уровень педагогической запущенности снизился у всех испытуемых.

Следовательно, включение девушек-подростков в замещающую деятельность в рамках программы по преодолению педагогической запущенности показало её эффективность по всем параметрам. Оценка достоверности различий по U-критерию Манна-Уитни показала, что различия, установленные до и после проведения программы, достоверны при P <0.05.

Сравнительный анализ данных экспертного опроса до и после проведения программы показал, что по данным учителей также имеется снижение поведенческих проявлений педагогической запущенности.

Таким образом, включение в замещающую деятельность педагогически запущенных девушек приводит к снижению проявления педагогической запущенности, это отмечается как на уровне данных методики, так и на уровне данных педагогов.

Исходя из этого, реализация программы по преодолению педагогической запущенности у девушек-подростков показала, что по всем исследуемым параметрам: уровню педагогической запущенности и уровню агрессивности имеются достоверные различия, что подтверждает эффективность предлагаемой программы.

Литература:

1.                  Баженов, В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков»/ В. Г. Баженов- Киев, 1988

2.                  Гиль, С.С. «Актуальные направления социально — педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях»/ С. С. Гиль — Омск, 1996.

3.                  Хрипкова А. Г. «Девочка — Подросток — Девушка». М Просвещение, 1988

4.                  Кузнецова Л. Н». Воспитание девочки». Педагогика 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle