Библиографическое описание:

Фадина Н. В., Байкова О. А. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 269-271.

Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих показателей является рекреационный потенциал.

Рекреационный потенциал территории — это вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории; способность природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое и социально-психологическое воздействие, связанное с отдыхом [2, с. 29]

Эффективное управление туристско-рекреационным комплексом как территориальной системой предполагает поиск, внедрение и адаптацию к конкретным экономическим условиям функционирования экономической системы региона, инновационных инструментов и методов совершенствования процессов принятия управленческих решений.

Туристско-рекреационный комплекс Самарской области в настоящее время представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. На сегодняшний момент в области имеются: для культурно-познавательного туризма — 150 туристических маршрутов; для экологического туризма — 52; для паломнического туризма — 23; для событийного туризма — 10; для экстремального туризма — 29. Наличие в Самарской области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также значительных культурно-рекреационных возможностей является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ [3, с. 43]. Кроме того, следует отметить устойчивую положительную динамику увеличения количества объектов инфраструктуры в Самарской области.

Самарский регион представлен следующими видами туризма: отпускной, оздоровительный, познавательный, спортивный, деловой, событийный, экологический, паломнический, геологический, индустриальный, бизнес-туризм.

Благоприятная культурная и природная ситуация в Самарской области способствует развитию новых альтернативных форм туризма, например экстремального туризма, и созданию аналогичной инфраструктуры в этих сферах.

Очевидно, что в Самарской области представлены все возможности для развития туризма, в том числе сочетание различных его видов.

Являясь центром деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни Поволжья, Самарская губерния имеет уникальный потенциал развивать наиболее перспективные виды туризма, что позволяет существенно разнообразить предложение и повысить конкурентоспособность туристского продукта области. Однако конкуренция со стороны международного туризма вынуждает туристско-рекреационный комплекс региона искать пути адаптации к новым условиям [1].

Анализ факторов, таких как: географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, информационное пространство и др. позволит выявить сильные и слабые стороны развития туристского кластера Самарской области (таблица 1).

Таблица 1

SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Сильные стороны

Слабые стороны

Выгодное географическое расположение.

Богатое природное, историческое и культурное наследие.

Высокая транспортная доступность: наличие речного, железнодорожного и автовокзала, аэропорта.

Относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация.

Наличие крупных промышленных объектов, привлекательных для бизнес-туристов.

Высокий рекреационный потенциал: уникальное разнообразие природного комплекса.

Наличие культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, имеющих всероссийский и международный характер.

Неразвитость туристской инфраструктуры.

Низкий уровень материально-технической базы большинства мест оказания туристических услуг

Плохое состояние дорог, улиц, парков, низкий уровень благоустройства области

Отсутствие гибкой системы стимулирования субъектов сферы туризма области на внутреннем туристском рынке.

Отсутствие инвестиций и инвестиционных предложений развития сферы туризма в области.

Отсутствие единого сформированного туристического имиджа и недостаточно эффективное распространение рекламных информационных материалов о туристском потенциале Самарской области в России и за рубежом.

Слабая информированность населения о туристском потенциале региона.

Возможности

Угрозы

Развитие туризма в Самарской области на основе исторических, религиозных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для области, может существенно улучшить ее репутацию и инициировать экономическое развитие региона.

Участие Самарской области в конкурсах по организации и развитию отдельных перспективных видов туризма: культурно — познавательный, экологический, сельский, военный, этнический и т. д.

Включение в федеральные программы и проекты.

Участие в туристических выставках, ярмарках, фестивалях, конференциях и спортивных мероприятиях на российском и международном уровнях.

Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию Самарской области.

Развитие инфраструктуры и улучшение объектов показа области.

Высокий уровень конкуренции с другими регионами Поволжья в предоставлении туристических услуг.

Недостаток информации об области приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов от региона.

Недостаток собственных финансовых ресурсов, направляемых на поддержание, реконструкцию достопримечательностей.

Разрушение исторического наследия.

Изменения предпочтений потребителей (увеличение спроса на отдых за рубежом).

Экологические катастрофы и катаклизмы.

Конкурентное преимущество других субъектов Российской Федерации в сфере развития туризма и в области привлечения федеральных средств на инвестиционные проекты.

Общий SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Самарской области, приведенный выше, показал, что имеющиеся возможности в настоящее время не реализовываются в полной мере. В Самарской области огромное число мест «упущенных возможностей», которые можно было бы развивать и сделать известными на всю страну. При безусловном потенциале и обеспеченности отдельно взятых направлений объекты туристско-рекреационного комплекса региона не функционируют скоординировано, как единый механизм.

К факторам, сдерживающим развитие туризма в Самарской области, также можно отнести:

1.      Низкую конкурентоспособность Самарского турпродукта по цене и качеству.

2.      Отсутствие системы статистического учета, что не позволяет оценить динамику отрасли области в целом и четко просчитать бюджетную эффективность государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма.

3.      Недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг (транспортных, услуг гидов-экскурсоводов, гидов-проводников и других).

Управление развитием туристской отрасли Самарской области, в первую очередь, должно базироваться на междисциплинарном подходе к экономике туризма. В этой связи в реализации программы по развитию рекреационного направления наиболее целесообразным и перспективным методом является кластерный подход.

Стимулированию и регулированию процесса формирования конкурентоспособного туристического кластера должна способствовать государственная поддержка. Основными задачами государственного регулирования, в данном контексте, является децентрализация и диверсификация ресурсов, благодаря чему в относительно короткий период можно обеспечить качественный переход от структуры разрозненных предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственночастного партнерства и вовлечения в туристическую деятельность максимально возможного объема туристских ресурсов региона.

Реализация настоящих задач будет способствовать:

-        усилению конкурентных преимуществ создаваемого туристического продукта,

-        обеспечит географическую концентрацию компаний на подготовленных и оборудованных коммуникациями и обеспеченных проектными решениями территориях,

-        повысит занятость населения.

Это приведет к увеличению туристического въездного потока, а, следовательно, к росту поступлений в бюджеты всех уровней.

Развитие туристско-рекреационного потенциала на территории Самарской области требует системности и комплексности, поскольку сама туристская отрасль носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и другие сферы. С учетом этого для эффективного функционирования и стабильного развития туристско-рекреационного комплекса Самарской области необходимо:

-                             развитие инфраструктуры туристической отрасли и совершенствование материально-технической базы мест оказания туристических услуг региона за счет привлечения российских и иностранных инвестиций, в т. ч. реконструкция действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения;

-                             формирование конкурентоспособного туристского продукта области, в т. ч. разработка новых маршрутов регионального и межрегионального уровня, создание оригинальных туристических объектов;

-                             укрепление партнерских взаимоотношений Самарской области в сфере туризма;

-                             подготовка и переподготовка кадров для туристической отрасли области, научное обеспечение туристской деятельности;

-                             развитие событийного туризма с использованием ключевых событий в жизни Самарской области и своевременное информирование о них;

-                             превращение г. Самары в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России;

-                             развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;

-                             повышение эффективности маркетинговой политики в области продвижения Самарского турпродукта, активизация рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Самарской области как крупного центра туризма и продвижение его на российский и международный туристические рынки.

Литература:

1.      Министерство спорта Самарской области [электронный ресурс]: Областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области» на 2011–2014 годы. — Официальный сайт Министерства спорта Самарской области. — Режим доступа: http://mstm.samregion.ru/base/strategy/3736.

2.      Кусков, А. С. Основы туризма/А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М.: Кнорус, 2011.

3.      Мифтахова, Л. Т. Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области как ядро формируемого туристско-рекреационного кластера/Л. Т. Мифтахова//Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. — № 11 (109). — С. 43–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle