Библиографическое описание:

Богданов И. В. Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 355-360.

Везде где есть потребность в обучении человека чему либо, там не обойтись без педагогики и воспитания в самом прямом смысле этих слов.

Успех в обучении, воспитании и подготовке военнослужащих к защите Отечества зависит от многих факторов, среди них — педагогическая культура офицера.

Слово «культура» латинское по происхождению. Первоначально оно означало «обрабатывать» (землю), а также «совершенствовать» и «почитать». В его позднейшем употреблении сохранились эти смысловые оттенки, и параллельно возникла метафора cultura animi, употребляемая Цицероном, — «культура (совершенствование) души», «духовная культура».

В настоящее время выделяют культуру общества и культуру личности, между которыми существует диалектическая взаимосвязь. Это объекты, совместно развивающие, творящие, обогащающие друг друга. Культура общества создается трудом народа и одновременно представляет собой необходимое условие его существования. Человек при этом рассматривается и как потребитель, и как создатель материальных и духовных ценностей. Он овладевает уже имеющимися ценностями и создает новые, одновременно совершенствуя себя.

В свою очередь, культура личности предполагает профессиональную и социальную зрелость человека, сознательность и активность, умение строить свои отношения с товарищами по работе, поддерживать деловой и доброжелательный климат в коллективе, быть хорошим семьянином и т. д.

Одна из форм культуры личности офицера — педагогическая культура, основанная на общей культуре, фундаменте личности. Благодаря этому личность имеет определенную ориентацию в мире, оказывается соответствующей требованиям своего времени; человек может развивать глубину суждений, обладать аналитическими способностями и концептуальным мышлением. Значение общей культуры для личности чрезвычайно велико, в том числе и для ее профессиональной деятельности. Генерал Шарль де Голль, ставший впоследствии президентом Франции, отмечал в своей книге «За профессиональную армию»: «Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура…» Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы, в конце концов, всегда находим Аристотеля.

С давних лет традицией русской армии было воспитание людей не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и хорошо образованных, думающих, творческих, обладающих высокой культурой.

Только офицер, обогащенный знанием и пониманием общечеловеческих ценностей, глубоко усвоивший культурные отечественные традиции, может стать подлинным воспитателем, авторитетным, заботливым наставником своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, нельзя воспитать и обучить будущего, по-настоящему высокопрофессионального офицера, если не воспитать в нем культурного человека.

Педагогическая культура офицера — специфическое проявление общей культуры в условиях военно-педагогического процесса. Но нельзя думать, будто офицер с высоким уровнем общей культуры обязательно обладает и педагогической культурой. Она возникает под влиянием педагогической деятельности, будучи необходимым условием ее осуществления. Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего они различны. Следовательно, можно говорить о высоком, среднем или низком уровнях развития педагогической культуры того или иного офицера.

 Отдельные компоненты педагогической культуры в зависимости от психологических свойств личности (направленность, темперамент, характер, способности) могут получить особую окраску, наиболее выраженное проявление, показывая индивидуальный облик военного педагога. Это означает, что, наряду с общими чертами, педагогическая культура каждого офицера имеет самобытные, индивидуально неповторимые особенности.

 Педагогическая культура офицера имеет сложную структуру. Она включает общую и профессиональную эрудицию, высокий уровень психолого-педагогических знаний, культуру познавательной деятельности, культуру педагогического мышления, культуру речи, культуру педагогических чувств, культуру педагогически направленного общения и поведения, профессионально-этическую культуру, культуру внешнего вида, культуру рабочего места, педагогическое мастерство.

Все указанные компоненты тесно взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в то же время обладают относительной самостоятельностью. Содержание каждого из этих компонентов многогранно.

Профессиональная эрудиция офицера базируется на глубоком знании военного дела. В современную эпоху роль военных знаний в деятельности военнослужащего значительно повысилась. Это вызвано в первую очередь появлением новых видов оружия и боевой техники, новых форм и способов боевых действий, а также высокой интенсивностью развития и обновления современного оружия и техники.

Благодаря глубоким знаниям общих основ военного дела, особенностей боевых действий своего вида Вооруженных Сил и рода войск и флота, а также свойств и возможностей оружия и боевой техники, имеющихся в части, способов их эффективного применения, офицер способен создать во время занятий и учений реальную картину современного боя. Однако чтобы педагогически грамотно решать задачи обучения и воспитания подчиненных, он должен не просто знать соответствующие научные положения, законы, понятия и определения, но переработать их в собственном сознании в интересах военно-педагогического процесса. Он должен хорошо осознавать, как те или иные положения воспринимаются, понимаются и осознаются военнослужащими.

Воинская служба — это особый род человеческой деятельности, связанной с постоянным напряжением духовных и физических сил, с экстремальными ситуациями, с тяготами, лишениями, риском, а при выполнении задач в боевой обстановке — с угрозой для жизни военнослужащих. Поэтому для эффективного и качественного обучения и воспитания воинов офицеру необходимо хорошо владеть знаниями в области психологии и педагогики. Именно они, в совокупности с педагогическими умениями и навыками, определяют профессиональный облик военного педагога и выступают важнейшими средствами воспитательного воздействия.

Об этом писал еще в начале ХХ в. П. И. Изместьев, полковник Генерального штаба, участник русско-японской войны: «В наш век, век крайней нервозности, как масс, так и отдельного человека, приходится более чем прежде считаться со слабостями человеческой природы. Современная тактика требует не только от начальника, но и от рядового бойца знания, инициативы и умения воздействовать на других — словом, тактика тоже сделалась более психологической. С этой точки зрения и приходится нам воспитывать солдата…».

В педагогической культуре военно-педагогическая направленность играет особую роль. Это каркас, на который нанизываются основные профессионально-значимые свойства офицера-педагога. Военно-педагогическая направленность включает интерес к профессии военного, стремление и призвание трудиться в выбранной сфере, что становится постоянной жизненной потребностью, образом жизни.

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Конкретным выражением педагогической направленности в военной деятельности служит практическая деятельность офицера, его отношение к людям, которыми ему доверено руководить, чувство ответственности перед ними. Стержнем здесь становятся педагогические убеждения офицера. Именно они побуждают быть последовательным, логичным и целеустремленным в делах и в общении с подчиненными. Как показывает жизнь, офицеры, уделяющие внимание педагогике, в воинской службе добиваются высоких результатов.

 Культура мышления неразрывно связана с мировоззрением офицера. Именно оно определяет помыслы и чувства, нравственные качества и гражданскую ответственность за результаты своего труда. В мировоззренческой культуре становятся очевидны процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения офицером своих интересов, предпочтений, ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Офицер выступает проводником политики государства в армии и на флоте, и успешность ее проведения во многом зависит от уровня его культуры мышления. Личным примером, взглядами и убеждениями он способствует формированию мировоззрения подчиненных, воспитывает у них чувства патриотизма, гражданственности и государственности.

Культура мышления связана также с культурой речи. Если офицер слабо владеет словом, то не сможет точно, ясно и кратко излагать свои мысли. Помимо этого, речь офицера во многом оказывается образцом для подчиненных, формирует их речевую культуру.

В армии и на флоте литературный язык принят как норма. Он требует обязательного соблюдения правил употребления слов, грамматических форм, а также норм произношения, действующих на данный момент. Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяют качественно решать разнообразные профессионально-педагогические задачи командира. Известный педагог В. А. Сухомлинский называл речевую культуру человека зеркалом его духовной культуры.

Тесно взаимосвязаны с культурой речи культура педагогических чувств и педагогического общения. Культура педагогических чувств офицера выражается в доброжелательном отношении к подчиненным, в умении чувствовать настроение, в понимании психологии военнослужащих. Она ярко проявляется в таких неотъемлемых качествах педагога, как педагогический такт, педагогическая наблюдательность и т. д.

 Педагогический такт — это одновременно чувство меры, сознательная дозировка действия, способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств офицера, его кругозора, общей культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства; подсказывает военному педагогу меру проявления эмоций во время применения средств педагогического воздействия. С ним связаны и такие качества личности, как выдержка, терпение, самообладание.

 Развитие культуры чувств — задача более сложная, чем обогащение себя знаниями и развитие своего интеллекта.

В структуре педагогической культуры офицера очень важное место занимает культура педагогически направленного общения и поведения. Она проявляется в умении слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, в умении видеть и правильно интерпретировать реакцию подчиненных, проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Выдающийся военачальник маршал К. К. Рокоссовский отмечал, что военному руководителю важно умение «слушать солдата».

Основу культуры педагогически направленного общения и поведения составляют личностные качества: доброжелательность, наблюдательность, справедливая требовательность, отзывчивость, интеллигентность.

Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, и эффективность учебно-воспитательного процесса в огромной степени зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.

Специфика военной службы вносит определенную сложность в общение офицера с подчиненными. С одной стороны, контакты между ними облегчаются, поскольку офицер, особенно младший, с личным составом проводит большую часть служебного времени. С другой стороны, их общение строго регламентируется требованиями воинских уставов, необходимостью соблюдения субординации между начальниками и подчиненными. Если в этих отношениях возникают элементы панибратства, это негативно отражается на воинской дисциплине. Но чрезмерно подчеркнутая официальная дистанция затрудняет взаимопонимание, также негативно сказывается на дисциплине. Как свидетельствует войсковая практика, только соблюдение уставных норм и овладение требованиями педагогического такта способно установить необходимую меру в этих отношениях.

Вместе с тем педагогически направленное общение и поведение офицера становятся также формами проявления многих других компонентов психологической культуры.

Культура педагогически направленного общения и поведения офицера неразрывно связана с его профессионально-этической культурой. Под ней понимается нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень нравственных чувств. Она отражает статусные связи и отношение к выполнению должностных обязанностей. В основе профессионально-этической культуры лежат принципы и нормы морали, требования военной присяги и уставов.

 В лучших традициях российской армии — забота о чести мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались специальные своды правил, в которых четко излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались «Правила учтивости офицера», у драгун — «Чести напоминание», у улан — «Чести наставление». В «Учении и хитрости ратного строения пехотных людей» 1647 г. подчеркивалось, что «ратному человеку надобно быть зерцалу учтивости, чести и чувства».

Для офицера высокой профессионально-этической культуры характерны активная жизненная позиция, единство слова и дела, дисциплинированность, организованность, честность, скромность, достойное поведение и другие нравственные качества.

Культура общения и поведения, культура внешнего вида и культура рабочего места офицера в известной мере есть внешний показатель глубинных составляющих.

Культура внешнего вида офицера проявляется в его аккуратности, подтянутости и собранности, сдержанности, эстетической выразительности, умении двигаться и уверенно держаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой. Всем своим внешним видом, манерой разговаривать, держать себя, обращаться к окружающим офицер утверждает уставные нравственные отношения. Поведение человека в военной форме, по сути, есть та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии.

Культура рабочего места офицера предполагает умение организовать служебное и личное время, работать с документами, литературными источниками, умение фиксировать и обрабатывать необходимую информацию, отбирать ее и хранить, вести картотеки.

Важнейший компонент педагогической культуры — педагогическое мастерство. Интегративную характеристику педагогического мастерства и его места в педагогической культуре дает замечательный военный педагог А. В. Барабанщиков. По его мнению, педагогическое мастерство — это синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическое мастерство непосредственно зависит от авторитета офицера. «Совершенно понятно, — писал А. С. Макаренко, — что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем».

Между компонентами педагогической культуры существуют сложные связи и зависимости. Во многом они обусловливаются психическими свойствами личности офицера и условиями, в которых он формировался как человек и как специалист, в которых проходит его служба. Вот почему при общности основных компонентов педагогическая культура офицера всегда индивидуально неповторима.

Современная действительность потребовала по-новому посмотреть на военнослужащего, его возможности и способности, в том числе и в плане развития личности. Военнослужащий должен проявлять активность не только в приобретении профессионального мастерства, но и в совершенствовании всех качеств своей личности.

Решению этой задачи способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания военнослужащих современных требований военно-педагогической науки.

Самовоспитание — это целеустремленная, активная деятельность воина, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя отрицательных качеств.

Оно — составная часть единого, целостного, взаимосвязанного военно-педагогического процесса. Воспитание оказывает большое влияние и активирует процесс формирования личности воина, способствует и ускоряет развитие у него моральных, боевых, психологических и физических качеств.

Стремление к самовоспитанию — это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать себя.

Для самовоспитания необходимо создавать такие условия службы, жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать, совершенствовать свою человеческую природу.

Самовоспитание играет большую роль в выработке, развитии качеств, необходимых воинам.

Идеи о преобразующей роли самовоспитания и его связях с психолого-педагогическими задачами последовательно, всесторонне развивались и развиваются в трудах видных ученых психологов, педагогов и выдающихся военачальников.

 Так, К. Д. Ушинский отмечал, что самовоспитание — это не внешняя полировка личности, а глубокая морально-психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его желания самосовершенствоваться: «Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту встать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, … только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, — только тот способен идти по дороге самосовершенствования и вести по ней других».

Вопросам самовоспитания большое внимание уделял А. В. Суворов. Великий полководец не только показал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина, но и оставил советы по самовоспитанию.

Таким образом, условия развития Вооруженных Сил и военно-морского флота России в современной обстановке потребовали по-новому посмотреть на воинов, их возможности и способности в выполнении своего воинского долга. Военнослужащий должен проявлять активность в совершенствовании своей личности, стремиться быть компетентным не только в военном деле, но и постоянно совершенствоваться в нравственном отношении.

При наблюдении за педагогическим процессом в Вооруженных Силах РФ сегодняшнего дня, был выделен ряд проблем:

Одна из важных проблем – кадровая, недостаточное количество военных педагогов, которые бы качественно учили личный состав. Зачастую, офицеры  имеют слабую педагогическую подготовку, перегружены организационной работой, и на обучение личного состава остается мало времени. Вооруженные силы столкнулись с кадровым голодом после массовых сокращений в начале 2000 годов. До сегодняшнего дня многие должности не возвращены в Вооруженные силы.

Вторая проблема заключается в том, что личный состав приходит на военную службу всего на год. Характерная черта военно-педагогического процесса — особая цикличность функционирования. Основной цикл охватывает учебный год, состоящий из двух периодов обучения — зимнего и летнего (в войсках) или двух семестров (в военно-учебных заведениях). В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых решаются частные военно-педагогические задачи. В конце каждого цикла подводятся итоги деятельности, как каждого военнослужащего, так и подразделения в целом. Таким образом, через год службы, те военнослужащие по призыву, которые успели бы освоить военную специальность, как подходит время, увольняются в запас. Ввиду этого, у офицеров, военных педагогов на фоне общей занятости и малого срока службы военнослужащих по призыву не возникает должных желания и усердия в процессе воспитания и обучения военнослужащих по призыву.

А ведь важная особенность военно-педагогического процесса заключается в том, что военнослужащие — это в основном взрослые люди, со своими взглядами, убеждениями, особенностями личности, уровнем развития, обученности и воспитанности, сильными и слабыми сторонами. Соответственно, сил и времени для работы с такими коллективами нужно больше.

Так же существует проблема отсутствия преемственности. При двухгодичной службе по призыву в Вооруженных Силах РФ, военнослужащие за год службы овладевали военной специальностью, а на втором году службы не только совершенствовали свой навык, но и передавали его вновь прибывшим военнослужащим. Конечно, с сокращением срока службы до одного года была решена проблема с дедовщиной, которая так остро стояла в конце 90-х годов, но и вместе с этим пропала преемственность, что значительно усложнило задачу офицерам и военным педагогам.

 18 февраля 2014 года, информационное агентство «РИА Новости» опубликовало социологический опрос, проведенный Левада-центром 24–27 января 2014 года. Почти половина россиян (48 %) считает, что стране необходимо перейти к формированию армии на контрактных началах, еще 40 % выступает за сохранение всеобщей воинской обязанности. Так же более половины респондентов (54 %) предпочли бы, что бы член их семьи отслужил год по призыву, а 31 % выступили за два года службы по контракту. Кроме того, почти половина россиян (48 %) предпочли бы, что бы члены их семьи прошли службу в армии, а 33 % стали бы искать способ избежать этого. Две трети респондентов (61 %) не сомневаются в способности российской армии защитить население в случае реальной угрозы, при этом 24 % считают, что армия не способна сейчас защитить Россию в случаи военной угрозы, еще 15 % затруднились ответить на этот вопрос. Было опрошено 1603 человека, в возрасте 18 лет и старше, в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %.

Из опроса населения можно сделать вывод, что значительная часть населения России все же осознает необходимость вооруженных сил, а также то, что вооруженные силы имеют некоторые проблемы, но все же необходимо пополнять армию, совершенствовать её, решая, в том числе, вопросы как воспитательного, так и материально-технического характера.

В исследовании моряков по призыву, проведённом в январе — феврале 2014 года, на вопрос «Где Вы до призыва получили самое яркое, верное представление о службе в армии?», ответы распределились следующим образом: из работников военкоматов, родственников, знакомых - 43 %, от учителей школ - 20 %, от товарищей, пришедших с армии - 20 %, из художественной литературы - 7 %, из телепередач - 10 %. В ходе исследования, были опрошены 1023 человека, из числа личного состава Северного флота. Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что в общеобразовательных школах страны военно-патриотическая работа в должном виде не ведется, у подрастающей молодежи не прививается понимание необходимости службы в армии и защиты Родины.

В связи с вышесказанным, каждый военнослужащий, проходящий службу по контракту, мичман, прапорщик или офицер, который имеет непосредственные взаимоотношения с военнослужащими по призыву, должен быть педагогом. Каждый из них должен не только знать материальную часть вверенных ему вооружения и техники, но и умело оперировать педагогическими принципами для передачи знаний военнослужащим по призыву, воспитывая в них военно-патриотические идеи. За короткий срок службы военнослужащие по призыву должны не только успеть получить знания в теории, но и закрепить их на практике. Тогда, по окончанию срока службы по призыву, молодой человек станет полноценным военным специалистом запаса, на которого страна сможет рассчитывать в тяжелое время.

Для улучшения кадрового состояния Вооруженных Сил РФ, поднятия их престижа среди допризывной молодежи, необходимо наладить в их рядах должный уровень культуры и этики, возвысить нравственную составляющую процесса воспитания. Для того, чтобы привить военнослужащим по призыву любовь к Родине, трудолюбие, благочестие, честь, достоинство, патриотизм и гордость за страну, необходимо иметь на должностях по работе с личным составом педагогов с большой буквы. Людей, которые своим примером, своим кропотливым трудом обучили бы военнослужащих военной специальности, а также воспитали в них качества способствующие развитию и поднятию чести Вооруженных Сил РФ.

Литература:

1.                 Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. «Основы военной психологии и педагогики», М.: Просвещение. 1988;

2.                 Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. «Педагогическая культура офицера», М.: Воениздат, 1985;

3.                 Бордовская Н. В., Реан А. А. «Педагогика», СПб.: Питер, 2001;

4.                 Бескровный Л. Г. «Армия и флот России в начале XX в», М., 1986;

5.                 Биочинский И. В. «Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ)», Казань, 1991;

6.                 Герасимова В. Н. «Военная педагогика», М.: ВУ, 1997;

7.                 Сухомлинский В. А. «Мудрая власть коллектива», М., 1987;

8.                 Золотарев О. В. «Армия и культура», М.: Знание, 1991;

9.                 Каменев А. И. «История подготовки офицерских кадров в СССР», Новосибирск, 1991;

10.             Каменев А. И. «История подготовки офицерских кадров в России», М.: ВПА, 1990;

11.             Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т., М.: Педагогика, 1983;

12.             Маклаков А. Г. «Военная психология», СПб., 2004;

13.             Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 8 т. Т. 5. М.: АПН, 1969.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle