Библиографическое описание:

Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142.

Основные причины аварийности на автомобильном транспорте являются следствием общей политической, экономической и социальной ситуации в стране. Транспортный процесс, являясь составной частью жизнедеятельности общества, как бы отражает в себе его «болезни».

Социально-экономический и нравственный кризис общества резко обострил целый комплекс накапливающихся в течение многих лет и не решенных до сих пор проблем и в области безопасности дорожного движения [1, с.3].

По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, в России количество дорожно-транспортных происшествий на тысячу транспортных средств в 7–10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и других [1, с.7].

Ежедневно в России автобусы перевозят более миллиона человек. Основные виды автобусных маршрутов — городские, междугородные и международные. Есть также специализированные маршруты — туристические, перевозка персонала предприятий, доставка детей к местам обучения или отдыха и другие.

В нашей стране, как и во многих странах, наибольший объем перевозок приходится на городские автобусные маршруты.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации.

Организация труда водителей городского пассажирского транспорта по сравнению с водителями других транспортных средств имеет свои особенности. Их работа связана с выполнением социально значимого заказа — перевозки пассажиров. Водитель автобуса несет ответственность за находящихся в салоне пассажиров и не должен подвергать опасности своими действиями других участников дорожного движения. В отличие от большинства транспортных средств, движение автобусов происходит по заданному маршруту и строго регламентированному графику.

Водитель автобуса берет и высаживает пассажиров на остановках общественного транспорта. Остановки, особенно в «часы пик», бывают насыщены другим пассажирским транспортом (троллейбусы, маршрутные такси, автобусы других маршрутов), поэтому водитель должен быть предельно внимателен и дисциплинирован.

В случаях отсутствия кондуктора в салоне в обязанности водителя входят продажа и проверка проездных билетов.

Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности и интенсивности маршрута. На городских маршрутах это может быть работа в две смены или с утра до вечера по графику «два через два».

По мнению доктора медицинских наук, профессора Валерия Козлова, «причина ДТП — не в неумении водить автомобиль, а в неожиданном, неправильном, нестандартном поведении или состоянии водителя. И для профессиональных водителей, отвечающих за жизнь десятков пассажиров, нужен почти такой же отбор, как и для летчиков».

Эмоциональная устойчивость, высокая нравственность, быстрота реакции, хорошо развитое чувство самосохранения, технический склад ума, способность анализировать поступающую в больших объемах информацию — это лишь небольшой перечень профессиональных качеств, необходимых для водителя.

В Советском Союзе существовала система профессиональной подготовки водителей. С развалом страны «приказала долго жить» и она. Водителей общественного транспорта учили в профессионально-технических училищах или на производственных комбинатах в течение двух и более лет. Сейчас, если ты имеешь права категории B, водительский стаж три года и достиг 21-летнего возраста, то в течение 3,5 месяцев можешь стать водителем автобуса [2].

В настоящее время в нашей стране профессия водителя, осуществляющего городские пассажирские перевозки, не пользуется особой популярностью. В некоторых регионах на ПАТП приходит новая техника, но она не используется из-за недостаточного количества водителей.

В Волгоградской области средняя заработная плата водителя городского автобуса чуть более 20 тысяч рублей [3].

Водитель автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов Москвы за свой труд получает в 2,5 раза больше (около 50 тысяч рублей) [4].

А вот в Германии профессия водителя общественного транспорта высоко оплачиваема и престижна. Устроиться на неё ох, как непросто! Многие наши бывшие соотечественники, живущие за рубежом, мечтают о том, чтобы занять место за рулем автобуса.

«Будучи водителем, я выполняю исключительно свои непосредственные служебные обязанности, так что мне не приходится убирать салон, заменять запчасти, проверять уровень масла», — говорит Петр Хуснай, бывший житель города Ужгород. Сейчас Петр живет в городе Штольберг на западе Германии. При поломках или загрязнении салона водитель вызывает техпомощь, после чего автобус тут же заменяют другим, который пойдет по маршруту дальше. В парке автобусы каждый день снаружи и изнутри моет специальная бригада, а также проверяют техники.

Петр работает в компании ASEAG и его профессия считается очень престижной.

Далеко не каждый желающий в Германии может стать водителем автобуса. Перед тем, как начать обучение, необходимо пройти тесты на проверку знания немецкого языка, решить задачи по математике и техническим предметам. Кроме этого, очень внимательно проверяют здоровье: зрение, слух, отсутствие следов наркотиков в крови. После подобных тестов примерно около половины всех желающих допускают к занятиям.

Обучение платное (около 3300 евро) и продолжается в течение 21 месяца. Указанная сумма может возрастать из-за пересдач. После окончания курсов необходимо сдать сложнейший экзамен [5].

Водитель автобуса в Германии зарабатывает до 3000 евро в месяц. Ежегодно выдается в огромном количестве служебная одежда, члены семьи получают бесплатные проездные билеты по всему району проживания. Также автобусная компания дает водителям дополнительные льготы на покупки и услуги в компаниях-партнерах. Пока работник фирмы трудится на её благо, ему предоставляется в пользование дача, которую он, правда, обязан сдать при уходе на пенсию [2, 5].

На рис. 1 показан общий подход к профессиональному отбору и обучению водителей в г. Штольберг (Германия).

Власти Германии понимают, что работа водителя автобуса очень важна и ответственна, и должна быть уважаема.

Водители, ощущая высокую конкуренцию, стараются максимально качественно выполнять свою работу, быть любезными с пассажирами, часто улыбаться.

В нашей стране проблемы, связанные с профессиональным отбором и обучением водителей автобусов, необходимо решать совместно с физиологами, психологами, специалистами автомобильного транспорта и чиновниками.

Рис. 1. Общий подход к профессиональному отбору и обучению водителей автобусов в Германии (г. Штольберг)

Работа водителя очень сложна и ответственна и не каждый может выполнять ее качественно. Сложность деятельности водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников дорожного движения. В этих сложных условиях водитель должен самостоятельно принимать решения. Водитель должен обладать чувством ответственности за жизнь пассажиров, пешеходов и водителей других транспортных средств.

Если власти нашей страны будут перенимать положительный опыт из более успешных развитых стран, например Германии, Италии, Франции и других, то постепенно будет повышаться престиж к профессии водителя автобуса. И только после этого, можно будет из всех желающих отбирать лучших, способных качественно и безопасно осуществлять пассажирские автобусные перевозки.

Литература:

1.                  Амбарцумян, В.В., Бабанин, В.Н., Гуджоян, О.П., Петридис, А. В. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. Под ред. В. Н. Луканина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: «Машиностроение», 1998. — 304 с.

2.                  «Автобус на тот свет» (http://izvestia.ru/news/491777).

3.                  Росработа (http://volg.rosrabota.ru).

4.                  ГУП «Мосгортранс» (http://www.mosgortrans.ru/career/vacancies).

5.                  ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА В ГЕРМАНИИ «Космические» требования, «космический» престиж. «АВТОТРАК», 2009 № 4 (http://www.autotruck-press.ru/archive/number84).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle