Библиографическое описание:

Усманов Ж. Б. Проблемы человеческого фактора в современной философии // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 447-448.

С появлением человечества на Земле, человек стремится познать себя, окружающий его мир. Однако, самая сложная проблема — это познание себя, своей сущности. В каждой исторической эпохе подход к проблеме человека был разным, но злободневность вопроса никогда не изменялась. Как подчёркивал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов: «Естественно, что большинство проживающих сегодня в Узбекистане вместе с заботами о проживании волнуют проблемы реальности: «Кто есть мы в этом светлом мире, какие у нас секреты, куда мы идём? Когда человечество вступает в новый XXI век, где будет наше место и каково будет оно?». [1, с.31]

Злободневность проблемы человека зависит не только от её традиционности, но и от важных изменений, происходящих в нашу сложную, своеобразную эпоху. Это проявляется в нижеследующем:

-          во-первых, разложение тоталитарного строя, появление независимых государств на постсоветском пространстве, утверждение вместо старых общественных отношений, коренным образом отличающихся новых отношений требуют прсипособления людей к сложным условиям;

-          во-вторых, современный уровень научно-технического прогресса, вместе с уменьшением использования ручного труда, усиливает у людей умственное и нервное напряжение, требует, в свою очередь, ликвидации противоречий между автоматизацией и творчеством, предупреждения негативных последствий технократического подхода к человеку. Особенно, такие новые отрасли науки и техники, как информатика, генетика и генная инженерия привели к появлению нижеследующих сложных философских, нравственных проблем: Каково будущее у человеческого интеллекта и «мыслящих машин»? Какое влияние окажет в будущем информатика на умственный потенциал человека и вообще на развитие человечества? Какие нравственные критерии существуют у применения генной инженерии в отношении к человеку (стволовые клетки, клонирование)?;

-          в-третьих, отношения между человеком и природой поднялись на новый, сложнейший уровень. Экологические проблемы стали опасностью, непосредственно угрожающей жизни человечества. Охрана окружающей среды, охрана природы стали необходимым условием для существования человека;

-          в-четвертых, во влиянии социальной среды на внутренний мир человека также накопились требующие немедленного решения проблемы. Вопросы восприимчивости и податливости молодёжи к негативным влияниям, ликвидации идеологической пустоты в формировании их веры и духовности требуют лишённого от всяких «-изм»ов, объективного подхода к человеку;

-          в-пятых, в то время, когда ситуация и соотношение сил на Земле стремительно изменяются, усиливается опасность термоядерной войны, угрожающей всей цивилизации. Всё более обостряющиеся региональные конфликты становятся постоянным источником таких угроз, как терроризм и применение силы, наркобизнес и незаконная торговля оружием, ущемление прав человека. А это, в свою очередь, требует не только ликвидации опасности термоядерной войны, но и обеспечения установления духа гуманизма в международных отношениях, служения всех достижений цивилизации для всестороннего развития человека.

Таким образом, в нашу эпоху, когда человек оказался в такой сложной ситуации, становится объективной необходимостью, осознание им сущности и важности мирного и стабильного существования на земле. Это ставит перед наукой, и в отдельности, перед философией, задачи широкомасштабного и глубокого анализа проблемы человека. Сегодня в сфере общественных наук по изучению проблемы человека сформированы эмпирические и теоретические основы системы философских, социологических и специальных научных знаний. Общественные науки изучают человека как неразделимую составную часть общества, универсального владельца социальных качеств, основной производительной силы, субъекта исторического процесса, личности, предмета воспитания. Естественные и специальные дисциплины же изучают человека как продукт эволюции, своеобразный биологический вид, цельный организм, требующего определённой изменяемости, имеющего генетическую программу индивид, как составную часть биосреды. Для медицины человек основной объект исследования и практической деятельности. Технические науки тоже обращаются к объекту человека при создании управленческих, коммуникационных, контрольных систем, а также при создании приборов, осуществляющих задачи, свойственные человеку.

Это значит, что можно говорить о том, что сегодня наука в деле исследования объекта человека добилась больших успехов, обобщила и систематизировала различные эмпирические знания в сфере определенных наук. Однако, до сих встречаются незаконченные и даже противоречащие друг другу точки зрения. Поэтому проблема человека злободневна и сейчас. По мнению Е. М. Махарова, теорию человековедения как единую систему условно можно разделить на две части. Первая часть включает в себя правила и методы изучения объекта человека, понятия и категории, функции и историю формирования теории, а вторая часть охватывает эмпирические, специально научные, социологические и философские взгляды [3, с. 47–48]. По мнению философа И. Т. Фролова, при изучении объекта человека имеет важное значение правильное решение общеметодологических вопросов, а роль общеметодологической основы может выполнять научная философия, имеющая интегративные, аксиологические качества, опирающаяся на выводы специальных дисциплин [4, с.25–26]. Есть все основания считать мнение И. Т. Фролова верным, так как человек есть единый организм, сочетающий в себе биологические (естественные) и социальные (общественные) качества. А это требует комплексного подхода к его изучению. Философия имеет возможность вывести философские обобщения по изучению человека в качестве диалектического единства общего (общечеловечного), особого (классового, национального) и отдельного (индивидуального). Следовательно, философия, с помощью своего специального категориального аппарата и диалектического метода, на основе интеграции накопленных в истории культуры человечества знаний и результатов научных исследований, должна создать универсальную концепцию человека.

Человек является высшей ценностью каждого общества. В жизни общества и в жизни человека такие социально-политические ценности, как свобода, равенство, стабильность, мир, гуманизм, согласие, занимают важное место. Для человека одним из высших ценностей являются окружающие его люди. Никто, никогда не сможет полноценно жить отдельно от общества, от деятельности людей его эпохи. Проблема человека и его ценности всегда останется одной из важных проблем философии и общественных наук вообще. Как говорили древние мудрецы: «Для человека самая интересная тема — сам человек». Мы повседневно используем понятия «человек», «личность», но не различаем их. Например, на узбекский язык слово «человек» переводится как «инсон», «одам». А слово «личность» переводится как «шахс». При этом понятие «шахс» больше означает социализацию, а понятие «инсон» относится к людям, вобравшим в себя положительные нравственные качества. Понятие же «одам» содержательно имеет более широкое значение, чем «шахс» и «инсон». Понятие «одам» используется в отношении живого организма, проявляющего в себе самые сложные биологические и социальные стороны. Самые важные признаки, отличающие «человека» (одам) от других живых организмов (жонзот) — это сознание, знание, духовность, нравственность, поведение и другие духовные качества. Кроме этого, всем трем понятиям (шахс, инсон, одам) соответствуют такие социальные качества, как человечность, духовная красота, стремление к счастью, чувство ответственности, вера, цель, ум, совесть, преданность семье, любовь, честь, чувство долга перед прошлым и будущим и другие. Жизнь человека состоит из комплекса различных социальных отношений между людьми. Пока есть человек, есть общество, а если есть общество, то человек развивается, растёт, живёт.

Человек характеризуется не только естественными особенностями, он создаёт свою жизнь своим мышлением, сознанием, производством материальных и духовных богатств, творчеством. А это зависит от исторических условий, в которых он проживает. Изменения в общественной жизни, различные реформы, степень развития сфер общественной жизни, противоречия эпохи, духовные отношения являются критериями, определяющими внутренний и внешний мир человека, его поведение и нравственность. Но человек не довольствуется изменениями, происходящими под влиянием среды. В процессе активного влияния на жизнь и окружающий его мир, он совершенствует свои личные особенности.

Важные требования, составляющие основу понятия всесторонне развитого человека («баркамол инсон», «комил инсон») содержатся в трудах восточных мыслителей. Они характеризуются сдержанностью, уравновешенностью, терпимостью, скромностью, гуманностью, силой общечеловеческого духа, многодетностью, уважением и милосердием к старикам и другими качествами.

С поднятием человеческой жизни на новый этап совершенствования, с его социализацией, духовные потребности имеют более решающее значение. Осознание человеком своих духовных потребностей ведёт к его всестороннему развитию. А это формируется под влиянием окружающей среды (семьи, коллектив, система образования и воспитания, государственная политика, культурно-идеологическая система этой политики и др.). Как сказал И. А. Каримов: «Теперь перед нами стоит очень важная, решающая для нашего будущего задача. Это задача формирования духовности свободного гражданского общества, иначе говоря, воспитание свободных, хорошо знающих свои права, считающих для себя стыдом любой вид тунеядства, живущих, веря в свои силы и в свой ум, и в то же время видящих свои личные интересы в сочетании с интересами Родины, всесторонне развитых людей» [2, c.304].

Литература:

1.         Karimov I. A. O’zbekiston XXI asr bo’sag’asida: xavfsizlikka tahdid, barqarorlik shartlari va taraqqiyot kafolatlari. //Xavfsizlik va barqaror taraqqiyot yo’lida. 6-tom. — T.: O’zbekiston, 1998.

2.         Karimov I. A. Biz kelajagimizni o’z qo’limiz bilan quramiz. 7-tom. — T.: O’zbekiston, 1999.

3.         Махаров Е. М. Методология комплексного исследования человека.- М., 1991.

4.         Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. — М., 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle