Библиографическое описание:

Горбина М. А., Белай В. И. Проектная форма работы как одна из актуальных инновационных технологий при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 468-470.

Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшие условия интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения [4].

Перед современным высшим образованием стоят вопросы, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития студентов, для подготовки интеллигентной личности, для воспитания в каждом потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии, для формирования у учащихся широкого и гуманного взгляда на мир.

Задача, стоящая перед вузом, заключается, в первую очередь, во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И. Л. Бим, И. А. Зимней, Т. Е. Сахаровой, О. М. Моисеевой, Е. С. Полат, И. Чечель, Antony Adams и др. [5].

Исследованиями вышеперечисленных авторов было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Иностранный язык, как учебная дисциплина, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления студентов. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку ставит задачу развития личности учащихся, интенсификации гуманистического содержания обучения, более полного осуществления воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебной дисциплины применительно к индивидуальности каждого учащегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности [1].

Современный студент — это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Результатами использования новых компьютерных технологий являются индивидуализация обучения, повышение мотивации при обучении иностранному языку, усиление обратной связи ученик-преподаватель, объективность оценивания знаний, умений и навыков (т. к. оценивание результатов проводится компьютером), выявление слабых мест в знаниях и дифференциация обучения, изменение структуры занятости преподавателя. Компьютерные технологии раскрывают огромные возможности: это использование Интернет-форумов для общения с подростками из разных стран, развивающих мультимедийных программ, компьютерных on-line словарей, фильмов и аудиовизуальных материалов в цифровом формате, дистанционного обучения, создание собственных проектов.

Активизация и качественное изменение характера международных контактов придают владению специалистами иностранным языком профессионально значимый статус. Глобализация науки и техники, инновационные процессы в сфере стремительно развивающихся наукоёмких направлений современной техники и технологии, а также деятельность многочисленных совместных предприятий научно-исследовательского, научно-производственного и внедренческого характера требуют профессионального межкультурного общения специалистов технического профиля. Без такого общения затрудняются оперативный обмен информацией, координация действий, достижение взаимопонимания, выработка оптимальных и взаимоприемлемых организационных, технических и социальных решений. В условиях информационного общества профессиональное межкультурное общение осуществляется не только при непосредственных контактах представителей различных лингвокультурных общностей, но все чаще опосредуется постоянно обновляющимися техническими средствами. Эти же средства обеспечивают доступ к иноязычным информационным ресурсам, необходимым для непрерывного развития специалиста в динамичном мире профессий [6].

В условиях информационного общества знания и квалификация приобретают первоочередное значение в жизни человека. Чтобы быть в курсе развития мировой науки, необходимо изучение первоисточников на языке авторов. Поэтому, повышение значимости иностранного языка, его востребованность, оказали влияние на содержание, задачи и динамику обучения.

В ХХI веке интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия [6].

Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда студент самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т. е. активно включается в процесс коммуникации. Учебный проект — это целая система поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения существенной задачи. Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной проблемы в достижении общей цели овладения иностранным языком.

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения иностранному языку. На данном этапе обучения на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности [3].

Инострaнный язык является деятельностной учебной дисциплиной, которaя облaдает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создающим прочную основу для формирования интеллигентного человека.

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы [5].

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т. к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась преподавателями как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся, и привлекла внимание русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С. Т. Шацкий, В. Петрова, профессор Б. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач. В 1929–1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели [5].

В настоящее время традиционные образовательные программы перегружены учебной информацией, что непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, так как при таких обстоятельствах не может быть идти речь о формировании навыка применения. Проектное обучение при этом является более плодотворным, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в процессе использования информации при решении практических задач.

Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении — знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют такие средства как коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется разнообразием средств, передающих ту или иную информацию. В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого [2].

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е., определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

Использование проектной методики является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как студенты с разным уровнем языковой подготовки участвуют в работе в соответствии со своими возможностями. Метод проектов позволяет реализовать не только образовательные задачи, но и социокультурные, воспитательные задачи.

Литература:

1.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалифицированных педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Академия, 2009. -272 с.

2.      Крюкова, Е. А. Введение в социально-педагогическое проектирование / Е. А. Крюкова. — Волгоград, 2008. — 106 с.

3.      Елизарова, Е. А. Использование проектов в обучении иностранному языку в высшей школе / Е. А. Елизарова. — Орск, 2009. — 28 с.

4.      Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. –М.: Просвещение, 2009. — 222 с.

5.      URL: http://allreferat.wow.ua

6.      URL: http://www.referatbank.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle