Библиографическое описание:

Володин В. Р. Проблемы формирования нравственной культуры обучающихся в военных вузах // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 436-438.

В культуре личности ее нравственная культура занимает центральное место, что особенно важно иметь в виду представителям публичных профессий, к которым относятся государственные служащие, тем более тех, деятельность которых связана с обеспечением безопасности государства, прав и свобод его граждан, с возможностью, а порой и необходимостью, применения в этих целях силового воздействия. Советский военачальник М. В. Фрунзе, отмечал, что армия с устойчивой моралью будет армией непобедимой. Современная военно-философская мысль приходит к неоспоримому выводу, что в наше время, время господства новых и новейших информационных технологий, значение духовности становиться даже более значимым, чем раньше [1, с. 53].

Поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время и в разных условиях различна, то и уровень нравственного развития общества и личности может быть очень разным. Сейчас нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в личных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм.Нравственная культура, как общества, так и отдельных людей резко снизилась.

Определенным образом это обстоятельство проявляет себя и в деятельности силовых органов государства и их сотрудников. Произошло снижение уровня воинской дисциплины, участились случаи уклонения от воинской службы, нарушения уставных правил взаимоотношений военными, хищения оружия, боеприпасов и др. военного имущества, финансовых махинаций. Однако много примеров, когда сотрудники силовых структур своими поступками на деле доказали свою преданность Родине и готовность отдать самое дорогое, что у них есть — жизнь.

Выпускники образовательных учреждений силовых структур в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами, требующими определенного развития личной нравственной культуры и формирования в будущем ее необходимого уровня у своих подчиненных. Культура в современном ее понимании — это процесс создания, хранения, распространения и освоения материальных, духовных и социально-политических ценностей. В личностном плане культура — это уровень, степень, величина освоения ценностей указанных трех порядков. Под нравственной культурой можно также понимать характеристику личности человека с точки зрения его нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств, присущим людям определенного общества, класса, социальной группы. Однако в любом случае в нравственной культуре человека присутствует практическая сторона, а точнее его поведение, с помощью которого и можно оценить уровень его нравственной культуры.

При формировании нравственности недостаточно ограничиться только знаниями о морали, необходимо еще ее неукоснительное соблюдение. В таком случае о нравственности обучающегося можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности). Своеобразным контролем этого состояния должны выступать его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

Показателем нравственной культуры обучающегося является его поведение. Так как поведение является понятием достаточно широким, которое охватывает все стороны жизнедеятельности личности, необходимо для раскрытия уровня нравственности обучающегося выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения обучающегося может служить его поступок. Под поступком обучающегося понимают какое-либо его действие или состояние. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. В профессиональной этике поступки и общий алгоритм поведения строго регламентированы. В определенных (так сказать, стандартных) ситуациях выполнение предписанных норм обеспечивает решение служебных задач, даже если за ним не стоит моральная мотивация. Однако профессиональная этика во главу угла ставит творческое, инициативное, личностно-заинтересованное отношение к деятельности. Поэтому формирование нравственной культуры в этой сфере осуществляется в переходе от контролируемой внешней обязательности выполнения норм служебного поведения к усвоению его как внутренней поведенческой потребности, обоснованной непреложными жизненными ценностями.Вэтом процессе особо важное значение имеет пример: образ примерного нравственного поступка и примерного поведения. Нравственная культура личности сотрудника силовых структур формируется, следовательно, в контексте эффективной и творческой деятельности подразделений и организаций, следуя образцам поведения лучших. С другой стороны, по мере ее формирования сотрудник сам становится носителем профессиональной морали и способен задавать нравственные образцы собственным исполнением профессиональных задач и всем строем своего жизненного поведения. В этом, собственно, и состоит сущность профессиональной нравственной культуры, если знать, что культура вообще есть система, обеспечивающая общественное воспроизводство. Нравственная культура личности, следовательно, есть мера готовности, способности, знаний и умений человека на основе полученного воспитания и в условиях своей профессиональной деятельности осуществлять духовное воспроизводство.

Нравственная культура обучающихся военных вузов тесным образом связана с их нравственными качествами. Используя системно-деятельностный подход, классификацию нравственных качеств обучающихся военных вузов целесообразно провести по следующим четырем основаниям.

Качества, характеризующие отношение человека к Отечеству, гражданскому долгу предполагают целенаправленное воспитание патриотизма, преданности Отечеству, верности воинскому долгу, высокой гражданской ответственности, самоотверженности, интернационализма, гордости за свою страну, готовности и способности отстаивать и защищать интересы страны, лояльность к власти.

Качества, обеспечивающие выполнение профессиональных функций и задач. Их зачастую называют морально-боевыми и морально-трудовыми качествами. В эту группу входят целеустремлённость, решительность, настойчивость, активность, инициативность, дисциплинированность, мужество, выдержка, самообладание, стойкость, смелость, отвага, храбрость, осторожность, бдительность, бескорыстие, трудолюбие, усердие, бережливость, самостоятельность, исполнительность, последовательность, деловитость, пунктуальность, организованность, аккуратность, расчетливость, находчивость, профессиональная хитрость, войсковое товарищество и боевая дружба.

Качества, определяющие отношение к другим людям: к подчиненным; к старшим начальникам; к равным по должности и воинскому званию; к семье; к окружающим и т. д. В эту группу входят коллективизм, честность, правдивость, прямота, искренность, откровенность, справедливость, объективность, коммуникабельность, общительность, великодушие, терпимость, требовательность, принципиальность, вежливость, деликатность, уважительность, почтительность, чуткость, отзывчивость, доброжелательность, выдержанность, благородство, доброта, доступность, гибкость, милосердие.

Наконец, качества, характеризующие отношение человека к самому себе. К этой группе следует отнести скромность, гордость, взыскательность, самокритичность, самооценку, принципиальность, совестливость, аскетизм, честолюбие, чувство собственного достоинства и чести.

Во многих Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения среди прочих общекультурных компетенций отражена такая, как способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики.Правильно сформированные у обучающихся качества помогут им овладеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали и навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета.

Однако, по мнению автора статьи, на сегодняшний день в учебно-воспитательном процессе военных вузов сохраняется проблема, связанная с недостаточным вниманием к нравственному миру обучающихся, формированию у них устойчивых нравственных качеств, а на их основе — мотивов, побуждающих к нравственному поведению. Ухудшение нравственной обстановки жизнедеятельности обучаемых военных вузов связано с противоречивыми процессами в российском обществе. Возрастание роли морали, как должного, вступает в резкое противоречие с реальным падением нравов. Такая нравственная ситуация не способствует гуманному, нравственному развитию личности обучающегося как гражданина Отечества. В военном вузе юноша впитывает в себя весь спектр проблем и противоречий общества, по-своему, часто не глубоко и односторонне, трансформирует их. От того, какова будет непосредственная обстановка, окружающая его, зависит и реализация его положительных и отрицательных сторон. Если общая обстановка в военном вузе неблагоприятная, то обучающийся склонен приспосабливаться к обстоятельствам, а это ведет к потере индивидуальности, усилению эгоизма и разобщенности.

Путями нравственного воспитания обучающихся в процессе образовательной деятельности могут являться приобщение их к духовным и ратным традициям русского народа и качественные изменения в воспитательной работе. Важно понимать, что эти традиции детерминируются ментальностью и характером русского народа. Сложившаяся ментальность отражается в сознании, мировоззрении, миропонимании и проявляется в нормах поведения, обычаях, традициях. Интересны в этом отношении размышления выдающегося русского философа Н. О. Лосского, который в своем труде «Характер русского народа» определяет следующие первичные ценности русского народа: религиозность, поиск абсолютного добра, сила воли, свобода духа, доброта. Примером этому служит вся история страны. Так, Н. О. Лосский описывает героический поступок жителей города Смоленска, которые в Смутные времена, осажденные польским королем Сигизмундом, оказали ему отчаянное сопротивление. Когда из 80 тысяч жителей города осталось только восемь тысяч, они закрылись в церкви, зажгли порох и приняли мученическую смерть, но не сдались врагу [2, с. 72].

Для русских солдат и офицеров характерны следующие воинские традиции: смелость, самоотверженность, организованность, мужество, героизм и др. Некоторыми исследователями в этой области такие традиции называются еще «боевыми традициями» [3, с. 157–158]. Значение традиций, их воспитательное воздействие заключается, прежде всего, в силе примера, которая побуждает новые поколения защитников Отечества идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Этому могут свидетельствовать данные, удостоенных за годы Великой Отечественной войны звания «Героя Советского Союза». Это звание получили 11635 человек, среди которых были не только воины армии и флота, но и партизаны, и подпольщики. Причем 115 человек были удостоены его дважды, а летчики-истребители И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин — трижды [4, с. 7]. Традиция героизма в бою имела преемственность и в локальных конфликтах, в которых участвовали российские военнослужащие. Так, за участие в боевых действиях и проявленные образцы мужества и героизма звания «Героя Советского Союза» были удостоены в Афганистане свыше 70 человек, в Египте — 2, в Корее — 22 человека [5, с. 31].

Таким образом, нравственная направленность обучающегося раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность этой личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. Поэтому можно утверждать, что основными критериями нравственной культуры обучающегося военных вузов являются его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к окружающим его сослуживцам и другим людям.

Литература:

1.    Голубев А. Ю. К вопросу о роли духовности в современной войне // Военная мысль, 2008. — № 1.

2.    Лосский О. Н. Характер русского народа. — М., 2005.

3.    Кобзев И. А. Значение воинских традиций для воспитания военнослужащих российской армии в современных условиях // Глобализация: плюсы и минусы для стран СНГ, региональных и муниципальных образований: Материалы международной научно-практической конференции. 25 мая 2004. Тезисы докладов. — Голицыно, 2004.

4.    Герои Советского Союза: краткий библиографический словарь: В 2 т. — М., 1987. — Т. 1.

5.    Традиции Российской армии. — М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle