Библиографическое описание:

Аманов Г. А., Юсупалиев О. О. Интернет и духовность молодёжи // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 414-416.

Сегодня молодёжь не может представить себе свой мир без Интернета. Для нас Интернет — неиссякаемый источник всевозможной информации, неформального общения, виртуальных игр и программ, метод нахождения друзей по интересам, средство для заказа чего-либо из любой точки Земного шара, и вместе с тем, дорогое и требующее расхода денег средство. Интернет — это «всемирная паутина», имеющая возможность заставить нас забыть всё: семью, друзей, учёбу, работу и время.

В последние десятилетия Интернет развился и неимоверно усовершенствовался. Наверное, поэтому его основные пользователи — это молодёжь или относительно молодая часть населения. В социальных сетях Интернета молодёжь 15–25 лет обычно проводит большое количество времени. Какое же влияние оказывает Интернет на молодёжь? Это является злободневной проблемой нашего времени.

Известно, что Интернет (Internet — inter + net — объединение сетей) — является всемирной компьютерной сетью, объединяющей миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет очень широкие возможности для свободного принятия и передачи научной, познавательной, интересной и другой самой разнообразной информации. Глобальная сеть связывает почти все крупные, научные, правительственные и неправительственные организации, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, и считается огромнейшим «складом», где хранятся различные знания по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, новости содержат очень большой объём различной текстовой, графической, аудио- и видео- информации. Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Человечество вошло в новый, информационный этап своего развития и сетевые технологии имеют в нём большое значение.

Современная молодёжь считает Интернет основным источником информации и основным средством коммуникации. В основном молодёжь входит в онлайн для нахождения полезных сведений, новостей, работы, для общения с друзьями, для скачивания музыки, клипов и фильмов, для покупок в интернет-магазинах. По результатам опроса американских социологов среди населения России, США и Бразилии, сегодня Интернет оценивается современными подростками только положительно. Они считают Интернет «необходимым», «безопасным», «удобным» средством, помогающим устанавливать связь. А большинство этих же респондентов считают телевидение «неудобным» и «скучным».

Конечно, из-за влияния различных культур, в каждой стране подростки пользуются Интернетом по-разному. Например, в США и России многие подростки ежедневно пользуются Интернетом по несколько часов практически везде, знакомятся с различной информацией. В Южной Корее и Японии хотя Интернет высокоскоростной и имеется свободный доступ, однако подросткам в некоторых местах воспрещается пользоваться им. Черта национального характера не позволяет им прекословить взрослым, подростки здесь очень дисциплинированны и ответственны. А в Узбекистане же не все подростки, особенно в населённых пунктах, отдаленных от города или райцентра, имеют дома компьютер или ноутбук. Они обычно пользуются Интернетом в ресурсно-информационных центрах или по месту учёбы для нахождения нужной им информации. В последнее время в Узбекистане многие подростки имеют сотовые телефоны, но смартфоны, айфоны встречаются редко. Интернет доступен не всем по причинам удалённости населённого пункта от центра.

Положительных сторон у Интернета много и они очень важны. Самое главное преимущество Интернета от других средств массовой информации состоит в его коммуникативной основе и социальной природе. Интернет даёт возможность общения различной формы — от видеосеминара до игры, предоставляет возможность личности выражать себя в авторском блоге или же получать онлайн советы. Компьютерные технологии позволяют ускорить процесс нахождения нужной информации и экономят время. Интернет позволяет быстрое ознакомление с новостями, возможность переписки и общения с друзьями и знакомыми в любой точке мира и так далее. Однако, к сожалению, есть и целый ряд негативных сторон Интернета. Во-первых, студенты и учащиеся часто пользуясь Интернетом, позабыли про книги, театры, кинотеатры, библиотеки, клубы. Возникла своеобразная болезнь — «зависимость от Интернета», которую психологи называют психической болезнью, и считают её такой опасной, как алкоголизм или наркомания. По словам врачей, многочасовое сидение у монитора ослабляет зрение, снижает аппетит. Под влиянием электромагнитных волн страдает иммунная система человека. Сидение перед компьютером приводит к болезням рук и ног, головы, сердца, опорно-двигательной системы, мочеполовых путей. По словам лингвистов, снижается грамотность и культура речи молодёжи. По словам социологов, некоторые молодые семьи разрушаются по вине Интернета.

Сегодняшние молодые пользователи, в частности студенты, ищут в Интернете лишь то, что их интересует и, таким образом, формируют своё информационное пространство. Они чувствуют себя живущими не только в своей стране, но и частью огромного глобального медиа-пространства. А в результате Интернет превращается для сегодняшней молодёжи в «жизненно необходимую вещь», и начинает выполнять те функции, которые в прошлом выполняли средства массовой информации — радио, телевидение, печатные издания. Сегодня молодёжь смотрит фильмы через Интернет, слушает музыку с помощью Интернета, читают в Интернете электронные версии книг, с газетными новостями знакомятся тоже через Интернет. Видеоигры, новые технологии, клипы, концерты и многое другое можно найти в Интернете. Всё это подняло авторитет Интернета. Поэтому большинство респондентов считают Интернет основным информационным ресурсом.

По результатам опросов, большинство мальчишек и юношей мало пользуются телевидением. Девочки и девушки смотрят по телевидению некоторые сериалы и интересующие их передачи. К сожалению, современная молодёжь почти не читает газет. Журналы тоже всё чаще оставляются без внимания.

По сведениям, выявленным специалистами, в Интернете имеется более 9 тысяч сайтов, пропагандирующих лёгкие пути самоубийства и насилия, более 4 тысяч сайтов имеют эротическое содержание. Поэтому неправильное использование Интернета может привести к духовно-идейной угрозе в сфере воспитания и формирования молодёжи. Специальные исследования, проведённые специалистами, показали, что около 12 процентов существующих сайтов имеют порнографический характер. Существующие специальные программы могут фильтровать только 90 процентов порнографии, имеющейся в Интернет-сети, то есть могут препятствовать появлению на экране материалов такого содержания, независимо от воли пользователя.

В Узбекистане посещение Интернет-кафе молодежью, не достигшей 18 лет, ограничено. Детям младше 14 лет разрешается 1 час. Необходимо внедрить в Интернет-кафе штат воспитателя, который бы контролировал соблюдение подростками правил посещения Интернет-кафе, как-то запрещение просмотра порнографических материалов, религиозных материалов экстремистского и подрывного характера, материалов и сайтов различных запрещенных группировок, помогал подросткам находить нужную информацию и т. д. К такой работе можно привлечь выпускников педагогических колледжей, не поступивших в вуз и не работающих. Таким образом решится и задача обеспечения молодежи работой. Кроме того, учителя и воспитатели должны проводить разъяснительную работу в школе, среди родителей, среди активистов махалли.

Глобализация информационного мира внесла в нашу жизнь и такую угрозу, как распространение различных подстрекательских и антигуманных идей в обществе. Это особенно отражается на сознании молодёжи, у которой идейное сознание только формируется. О том, что Интернет и другие коммуникационные средства влияют на распространение среди молодёжи безнравственных идей и антигуманных настроений говорилось и говорится много на разных уровнях и в разных странах [2, 165]. В процессе глобализации духовных отношений национальные духовно-нравственные ценности и вопросы духовного воспитания подрастающего поколения приобретают всё более важное значение. Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, нужно не забывать, что «…сегодня даже маленькое известие, на первый взгляд кажущееся незначительным, но направленное против человеческой духовности, может приобрести огромную силу от усиления глобализации, невидимый глазу вред от которого может нанести огромный ущерб, который нельзя будет ничем восполнить» [1]. Мы считаем, что именно это предупреждение относится не только к молодёжи, пользующейся средствами сотовой связи, но и к взрослым (родителям, педагогам и др.). Сегодня глобальные проблемы волнуют всех и поэтому решать их надо сообща. Как подчёркивал И. А. Каримов, в борьбе «против таких всё усиливающихся опасностей мы должны быть всегда бдительными, чуткими, осторожными. Мы можем ответить против таких угроз всесторонне и глубоко продуманным, организованным на научной основе, постоянным и непрерывным духовным воспитанием» [1].

Сегодня в Узбекистане придаётся большое значение и уделяется внимание нравственному и духовному воспитанию молодого поколения, так как духовно зрелая молодежь, имеющая новое мировоззрение, оказывает огромное влияние на развитие общества. В повышении активности молодёжи духовность и её важная составная часть — нравственность, укрепляя их веру в будущее, направляя их к прогрессу, служат интегративным фактором в претворении в жизнь больших созидательных работ. Достижение нами поставленных задач построения демократического государства и и сильного гражданского общества, судьба и эффективность реформ зависят от того, какими интеллектуальными силами мы владеем, насколько наша молодёжь духовно богата и каким идеям она верит. Поэтому воспитание всесторонне эрудированного, духовно богатого, гармонично развитого поколения стало одним из важнейших направлений нашей государственной политики.

Литература:

1.      Karimov I. A. Yuksak ma’naviyat — yengilmas kuch. — T.: Ma’naviyat, 2008.

2.      Otamurodov S. Globallashuv va millat. — T.: Yangi asr avlodi, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle