Библиографическое описание:

Холигитова Н. Х. Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 397-398.

Из истории известно, что общественное развитие не всегда была гладким, человечество пережило множество препятствий, кризисов, деградаций, упадков. Преодолевая их, вновь возрождало материальные и культурные ценности и стремилось к новому прогрессу. Именно такое крупное, весомое возрождение, скачок вперёд называют «ренессансом». В Западной Европе такой ренессанс произошёл в XV-XVIII веках, после почти 700-летнего мракобесия. В Центральной Азии первый период возрождения приходится на IX-XII века. Его масштабы, результаты и влияние на мировую цивилизацию огромны.

Культура Центральной Азии занимает важное место в истории всемирной цивилизации и мировой культуры. Особенно высокая оценка дана учёными разных стран эпохам Возрождения IX-XII и XIV-XV веков. Даже древняя культура Бактрии, Маргианы, Согда, Парфии, Ферганы, Хорезма, Чача и сегодня удивляет мир. Изучение древней цивилизации Центральной Азии началось в XIX веке и продолжается до сих пор. Археологи, культурологи, искусствоведы, нумизматы, историки и другие ученые отмечают своеобразие и богатое содержание культуры народов Центральной Азии. При этом культура Центральной Азии гармонически сочетает в себе элементы культуры Запада и Востока, что придаёт ей особое своеобразие и индивидуальность. В книге «Древние цивилизации» показываются две особенности культуры Центральной Азии: с одной стороны, она развивалась во взаимовлиянии различных культур региона, а с другой стороны, в близкой взаимосвязи с другими очагами древней мировой цивилизации [1].

Народы Центральной Азии с древнейших времён жили в добрососедских отношениях, поддерживали экономические и культурные связи. Разница в образе и условиях жизни кочевого и оседлого населения плодородных долин, степей, предгорных зон привела к формированию своеобразных культур. Общность и схожесть религиозных верований, обычаев и обрядов, фольклора, нравственных норм привела к формированию культурной общности. Единую культуру Центральной Азии составляли различные субкультуры: субкультура древних государств (Бактрия, Согд, Хорезм, Фергана, Маргиана), субкультура степных кочевников (саки, массагеты, да-коччи), субкультура племён горных областей и предгорных равнин, субкультура оседлого населения.

Ещё одна особенность культуры Центральной Азии состоит в том, что у региона удобное географическое положение. Она граничит с тремя такими великими цивилизациями Востока, как Месопотамия, Индия и Китай, и кроме того имела связи с Грецией и Римом — древнейшими западными цивилизациями. В виллу этих причин она выполняла роль посредника между Западом и Востоком, роль моста в международной торговле и культурном обмене между ними, обмене культурными богатствами (знания, религиозные идеи, открытия, художественные произведения и др.). В частности, через территорию Центральной Азии буддизм распространился по всему миру, а элементы эллинистической культуры появились в Индии и в Китае. Великая посредническая миссия центральноазиатской культуры привела к обновлению культурных ценностей, усвоению элементов других культур, хотя традиции здесь занимали прочное место.

Арабы, покорившие Центральную Азию в первой половине VIII века, называли регион Мавераннахром (то, что за рекой). Как отмечается в исторических источниках, арабы разграбили бесценные материальные и духовные богатства, созданные местным населением в течение многих веков, разрушили многие исторические памятники, сожгли книги и рукописи написанные местным письмом. Сравняли с землёй буддийские и зороастрийские храмы и священные места. Как писал Беруни в своём произведении «Памятники минувших поколений», арабы убили местных представителей духовенства, искусства, литературы, ученых, сожгли их произведения. Затем они уничтожили исторические документы. Особенно большие разрушения произвели арабы в Согде и Хорезме. Всё, что противоречило мусульманской религии, уничтожалось ими. Вместо этого они возводили мечети и медресе, ханака, мавзолеи и распространяли среди населения ислам. В Мусульманском Ренессансе особую роль сыграли правители династии Аббасидов, которая покровительствовала развитию науки и искусств. Гарун-ар-Рашид (786–809), а затем его сын Мамун собрали всех учёных в столице халифата городе Багдаде, где была создана Багдадская академия — «Байтул-хикма».

В конце VIII века — начале IX века социальная и политическая ситуация в Центральной Азии несколько стабилизировалась. Такие города, как Бухара, Самарканд, Хива, Термез, Фергана, Ходжент, Коканд превратились в очаги культуры. В Хорезме была организована академия Мамуна, где великие ученые эпохи вносили свой вклад в развитие науки и искусства. В развитии торговли и культуры особую роль сыграл Великий Шёлковый путь и распространение ислама.

В эпоху Мусульманского Ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии развивались естественные, философско-нравственные и религиозные науки. В период Ренессанса внимание к развитию национальной культуры поднялось на уровень государственной политики. Добившаяся своей независимости династия Саманидов, особенно их первые правители, осознали, что если не упрочить национальные культурные ценности, то нельзя добиться полной государственной независимости. Не запрещая художественное творчество на арабском языке, Саманиды поддерживали авторов, пишущих свои произведения на языке, понятном простому народу. Саманиды основали большую библиотеку, равную знаменитой Ширазской библиотеке. По воспоминаниям великого учёного Авиценны, библиотека была многокомнатной, в одной из комнат хранились арабские книги, в другой книги по теологии. В таком порядке в каждой из комнат были собраны книги по какой-то определенной сфере науки.

Великие представители культуры эпохи Возрождения в своём творчестве и изысканиях опирались непосредственно на древнее культурное наследие. Народы Центральной Азии были знакомы с культурой древних греков, римлян, месопотамцев, индийцев и китайцев, учёные хорошо знали по несколько языков. Несмотря на нашествие арабов, разрушивших многочисленные культурные памятники, преследовавших учёных, древняя богатая культура всё же оставила свой след. Если ислам в определенной степени оказал влияние на всю культуру, язык, обычаи и обряды, традиции, то сущность культуры не изменилась. Это проявилось в таких качествах нашего народа, как доброта, любовь и милосердие, человеколюбие, великодушие, добродушие, толерантность, стремление к знаниям, уважение к другим народам. Учёные Центральной Азии знакомили другие народы с культурой Индии, Китая, Греции. Знаменитый математик аль-Хорезми поднял индийскую систему счёта на ещё более высокую ступень, аль Фараби ещё более развил философское учение греческого ученого Аристотеля, Авиценна обогатил медицину Гиппократа, имам аль-Бухари обосновал исламское учение пророка Магомета (Мухаммад САВ).

Говоря о взлёте культурного развития Центральной Азии в IX-XII веках, надо сказаь, что зря этот регион известен в истории как колыбель науки и образования, величайших открытий, взрастившая величайших учёных-энциклопедистов, известных всему миру, культура которой получила названия «Мусульманский Ренессанс», «Арабская культура». Историки и путешественники средних веков оставили сведения о том, что в этот период в Центральной Азии были развиты экономика и торговля, возведены города, наблюдался расцвет науки и культуры. Были развиты монументальное зодчество, изобразительное искусство, живопись, музыка, работали крупные библиотеки.

Литература:

1.      Древние цивилизации. — М.: Мысль, 1989.

2.      История Узбекистана. — Т., 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle