Некоторые исторические аспекты борьбы с контрабандой со времен Древней Руси до наших дней | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.06.2014

Статья просмотрена: 6937 раз

Библиографическое описание:

Березина, О. В. Некоторые исторические аспекты борьбы с контрабандой со времен Древней Руси до наших дней / О. В. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 349-353. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11676/ (дата обращения: 25.04.2024).

История развития таможенного дела всегда была связана с борьбой против таможенных преступлений, в том числе с контрабандой. Зарождение и развитие контрабанды произошло еще в древние времена, когда была введена пошлина на ввозимые вывозимые товары. Рост уровня контрабанды был пропорционален росту пошлин. Контрабанда была связана с незаконным перемещением товара помимо таможен или со скрытым провозом через таможни.

Термин «контрабанда» происходит от итальянского «против» и «правительственный указ». Контрабанда, таким образом, означает дословно нарушение нормативных актов государства.

С началом промышленной революции в Англии, Голландии, Франции и других странах огромный размах приобрела и контрабанда. Причина — введение протекционистского тарифа, а также других мер, направленных на защиту национальной экономики государств. Например, огромный размах приобрел незаконный вывоз английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой масштаб.

В Древней Руси еще в десятом веке хорошо знали о контрабанде. В древнерусском своде законов «Русская Правда» еще тогда были закреплены правила торговли, применялись санкции за контрабанду, вводился строгий порядок уплаты таможенных пошлин.

В судебнике князя Владимира говорилось, что за попытку украдкой провести товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиение плетью перевозчика.

В XII-XIII вв. в удельных княжествах в связи с тем, что были увеличены таможенные сборы, усилилось стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. Наряду с таким штрафом, как «промыт» появилась «заповедь» — т. е. пеня за неуплату пошлины; протаможи — штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, протамга — пеня за неявку в таможне. Таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах.

В XVI-XVII вв. такой запрещенный промысел, как контрабанда, начал процветать. Причин тому было несколько: началось формирование внутреннего рынка — это привело к активному росту производительных сил, а также к развитию внешней торговли; выход на внешний рынок осуществлялся, как правило, через иностранцев, которые с середины XVI века получили льготные торговые грамоты.

Как российские, так и зарубежные источники свидетельствуют о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, например, представители Ганзейского союза в Новгороде в XIII-XIV веках, а потом английские купцы в XVI-XVII веках. Несмотря на огромные дивиденды, которые они получали в результате скупки товаров в России и их вывоза в свои страны, они в результате грабили нашу страну.

Порядок уплаты таможенных пошлин и система наказаний за уклонение от их уплаты были установлены в IX главе Соборного Уложения 1649 г.

Изложенные в статье 2 Уложения положения были направлены на борьбу с попытками незаконного провоза товаров (контрабандой).

Запрещалось самовольно, без разрешения Государя, строить заставы и собирать мыто, за это следовало наказание — изъятие всей полученной прибыли в казну. Введение этой статьи объяснялось тем, что нередко лжетаможенники самочинно устанавливали заставы на путях движения товаров и собирали пошлины. Злоупотребляли своим положением и местные феодалы, воеводы и другие должностные лица.

Большого размаха достигла контрабанда после отмены льгот на торговлю и установление высоких ставок пошлин с иноземных торговцев в соответствии с Новоторговым Уставом 1667 г., который включал в себя постановления относительно видов и размеров, как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядка устройства таможен и т. п. Этот документ мы можем рассматривать как первый таможенный устав русского государства.

В это же время были выпущены многочисленные государственные указы и другие документы, ужесточавшие борьбу с контрабандой в России.

В целом развитие таможенного управления в XVII веке отражало основные тенденции эволюции государственного строя. Главной была тенденция к централизации. К этому времени основная масса таможенных сборов поступала в государственную казну, деятельность таможен находилась под строгим контролем государственной власти. В дальнейшем эти задачи решались в ходе преобразований Петра I.

Для того чтобы прекратился беспошлинный ввоз товаров в 1723 г. Петром I был издан указ. Этот указ предписывал конфискацию всех тайно провозимых товаров. Ужесточались меры за контрабанду на морских судах. С незаконно провозимых товаров стали брать пошлину в двойном размере. В тех случаях, когда владельцы не могли выплатить двойную пошлину, их суда подлежали конфискации.

В 1724 г. был введен протекционистский тариф. После этого наблюдался период активизации контрабандной деятельности. До этого нелегальный ввоз товаров наблюдался в основном с торговыми судами, заходившими в наши порты на границе. В этот период в России стали появляться мануфактуры для производства товаров внутреннего рынка. Было введено ограничение ввоза зарубежных товаров, ужесточился контроль. В связи с этим контрабандная деятельность активизировалась и на сухопутной границе в западных районах страны, причем вне таможенных постов.

Таможенное законодательство получило дальнейшее развитие с выходом Таможенного устава 1775 г. Для охраны западных границ России Высочайшим Указом Екатерины II в 1782 г. Создается пограничная таможенная стража. Однако эти меры только на время смогли сдержать контрабанду.

Контрабандная деятельность вновь активизировалась в начале XIX века и превратилась в бедствие для страны. В связи с этим были приняты государственные меры по ее пресечению. В 1817 г. Россия перешла на протекционистскую таможенную политику, а в 1822 г. был введен новый протекционистский тариф. Тем не менее происходило расширение контрабанды не только на границе, но и промышленных и торговых центрах страны, т. к. началось строительство железных дорого и развитие внешней торговли на юге и востоке нашей страны.

Борьба с контрабандой выходит на новый уровень и становится государственным делом. Дальнейшее развитие получило законодательство по борьбе с незаконно провозимыми товарами. В России ужесточаются меры наказания за контрабандную деятельность, осуществляется переход от административных наказаний к уголовным, привлекаются к ответственности не только контрабандисты, но и их пособники.

В Таможенном уставе 1819 г. были изложены нормы карательного характера. Эти нормы затем были перенесены в Уложение о наказаниях 1845 года. В этих документах указывалось, что тайно провозимыми товарами считались те товары, которые провозились или проносились мимо таможни за границу или из-за границы, а также те товары, которые были привезены на таможню из-за границы, но нигде в документах не были упомянуты.

Особенность контрабанды во второй половине XIX и в начале XX веков состояла в переходе от бытовой контрабанды к промышленной, а также в росте числа различных уловок и ухищрений, на которые шли контрабандисты. Постоянно расширялась география контрабандной деятельности, стали просматриваться международные связи контрабандистов.

Государственный Совет России выделял значительные средства на борьбу с контрабандой, которая стала разворачиваться не только на границе, но и на подступах к ней. В 1864 г. Созданы судебные уставы, а в 1892 г. Был принят новый Таможенный Устав. Он стал основой для последующего совершенствования нормативной базы таможенного регулирования и сыграл определенную положительную роль в укреплении таможенной системы России. В Таможенном Уставе 1892 г. были сконцентрированы все постановления о контрабанде, которые издавались ранее. Согласно Уставу контрабандой признавались: провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы товары, а равно и те, которые из-за границы привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не показаны.

Производство по делам о контрабанде по подавляющему большинству статей согласно Уставу возлагалось на таможенное учреждение. По каждому факту обнаружения контрабанды в соответствии со ст.ст.1606–1610 составлялся протокол и производились оценка задержанного товара. Если контрабандист оказывался несостоятельным, то дело о контрабанде передавалось к судебному производству. Если незаконно перемещаемые товары задерживались в пограничной полосе, то согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных суд признавал такую контрабанду рецидивом. В этом случае кроме конфискации товара и денежного взыскания применялись выселение из пограничного района.

Квалифицированной контрабандой считалось выдворение контрабандных товаров «скопищем» (группой лиц), вооруженными людьми, и при сопротивлении задержателям. Средства перемещения контрабандных товаров, если они принадлежали частным лицам, — подлежали конфискации, а казенные — возвращались после уплаты их оценочной стоимости. По Уставу 1892 года взыскание за контрабанду накладывалось на хозяина, а не на лицо, провозившее его.

Первая мировая и гражданские войны привели Российское государство к социальным бедствиям: голоду, разрухе, распространению бандитизма, контрабанды. Недостаток продовольствия, промышленных товаров стал причиной того, что около 80 % населения на западной границе занимались контрабандой. Более ценная контрабанда шла из Советской России в зарубежные страны. В первую очередь — это предметы, представляющие историческую ценность, изделия из золота и серебра, антиквариат. Наибольшую опасность представлял вывоз золота, меха и расхищение водных богатств на Дальнем Востоке. В этой связи был принят ряд мер, направленных на пресечение контрабанды, что нашло отражение в законодательных документах Советского государства и в ряде правовых актов того периода (Постановление СНК РСФСР 1917 года, Декрет СНК РСФСР 1918 года, Декрет СНК РСФСР 1921). Были созданы специальные комиссии по борьбе с контрабандой при особых отделах ВЧК по охране границ. Для борьбы с контрабандой привлекалась пограничная охрана и местная милиция

В 1929 году был принят новый Таможенный кодекс. С позиций таможенного права рассматривалась и контрабанда. Согласно ст.166, квалифицированной контрабандой признавалось, в том числе и «занятие в виде промысла незаконным вывозом, пересылкой и перевозом за границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей.

Во второй половине 40-х и в 50-е годы сложился механизм борьбы с таможенными преступлениями. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления, принятый в 1958 году предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений.

Постановлением Совета Министров СССР № 671 (1961г.) был утвержден новый Таможенный тариф. Согласно списку товаров, указанных в тарифе из СССР запрещалось вывозить- «предметы старины и искусства…; …ремесла всякого рода, другие предметы, имеющие археологическую ценность». Вышеуказанный предметы могли быть вывезены по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой Таможенной пошлины в размере 100 % с оценки, указанной в разрешении на вывоз. Более полно был изложен перечень произведений искусства и предметов старины: картины, скульптуры, рисунки, акварели, различные виды гравюр, миниатюры, изделия из фарфора, хрусталя, керамики, дерева, кожи, драгоценных и недрагоценных камней и металлов, кости, предметы народных художественных промыслов, ковры, гобелены, мебель, одежда и обувь, нумизматика, художественное оружие, книги, рукописи, грампластинки, музыкальные инструменты, почтовые марки и др., а также иные предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность.

Характерной особенностью этого периода становится широкий обмен информацией и опытом борьбы с контрабандой между таможенными и пограничными органами стран — участниц Варшавского Договора и совместными действиями по задержанию контрабанды. Опыт борьбы с контрабандой широко освещался на страницах журнала «Социалистический таможенный контроль», обсуждался на двусторонних и многосторонних встречах представителей таможенных органов, совещаниях руководителей таможенных органов всех уровней.

На основе изменений и новых подходов был подготовлен Таможенный кодекс СССР 1964 года. В нем, наряду со многими другими правовыми нормами таможенного контроля, были изложены новые нормативные акты, регулирующие борьбу с контрабандой.

В ст. 102 Кодекса указывалось, что в уголовном порядке наказывается лицо, совершившее контрабанду, выразившуюся в незаконном перемещении через границу товаров и иных ценностей, если это деяние отягчается квалифицирующими обстоятельствами.

После 1989 года таможенное законодательство претерпевало значительные изменения в связи с новыми процессами в экономике государства. В 1991 году принимается Таможенный кодекс, в котором контрабанда была исключена из числа административных правонарушений. Однако спустя непродолжительное время таможенное законодательство вновь реформируется в соответствии с требованиями рыночной экономики и 18 июня 1993 года принимается Таможенный кодекс Российской Федерации, где устанавливалась четкая грань между контрабандой и иными преступлениями, а также непреступными нарушениями таможенных правил.

Уголовное законодательство в этой части также претерпело изменения. В раздел «Иные государственные преступления» были введены нормы, предусматривающие ответственность за незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения, невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года нормы, обеспечивающие охрану общественных отношений в области таможенного дела, были в значительной степени преобразованы. В первоначальной редакции УК РФ контрабанда культурных ценностей предусматривалась в ч. 2 ст. 188 УК РФ и относилась к преступлениям в сфере экономической деятельности. Целью данной нормы являлась уголовно-правовая охрана предусмотренного законом порядка и условий перемещения через границу товаров и иных объектов, в том числе культурных ценностей и связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ ст. 188 УК РФ была декриминализована, однако появилась ст. 226.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду, в том числе и культурных ценностей. При этом структурно данная контрабанда была перенесена в Раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности».

Диспозиция ст. 226.1 УК РФ является исключительно бланкетной, и для правильной квалификации необходимо опираться на отраслевые нормативные акты, в частности: Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ; Закон РФ от 15.04.1993 № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и др.

Согласно ч. 1 ст. 226 УК РФ контрабандой является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС перечисленных в статье предметов.

При этом в ст. 226.1 УК РФ для культурных ценностей впервые был установлен такой обязательный признак, как крупный размер. В первоначальной редакции указанной статьи крупный размер составлял стоимость культурных ценностей, превышающую 1 млн. руб. Федеральным законом от 23.07.2013 № 245-ФЗ были внесены очередные изменения в ст. 226.1 УК РФ, в соответствии с которыми крупный размер культурных ценностей был снижен до 100 тыс. рублей.

Литература:

1.      Беспалько В. Г. Проблемы уголовно-правовой охраны культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и невозвращения из-за границы / Монография. — М., 2008.

2.      Беспалько В. Г. Доказывание по делам о контрабанде / Монография. — М., РИО РТА, 2003.

3.      Александрова Н. С., Витвицкая С. С., Витвицкий А. А. Таможенные преступления (криминологические и уголовно-правовые аспекты) / Учеб.,пособие. — С-Петербург, 2003.

4.      Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность / Под ред. А. С. Кругликова. — М.: ИПО «Автор», 1996.

5.      Медведев Е. В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: Автореф. диссертации канд. юрид. наук. — Казань, 2003.

6.      Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности. — М.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 1999.

7.      Никольская А. Г. Преступления в сфере экономической деятельности / Учеб. Пособие. — М.: Изд. РТА, 2011.

8.      Наумов А. В. Российское уголовное право: Курс лекций. — М., 2008.

9.      Приданов С. А., Щерба С. П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. — М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2002.

10.  Таможенный кодекс Российской Федерации. — М., 2007.

11.  Фомичев С. А. Борьба с контрабандой культурных ценностей. — Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2005.

12.  Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 2013.

13.  Таможенный кодекс таможенного союза. — М., 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): контрабанда, УК РФ, контрабандная деятельность, XVI-XVII, быль, граница, Россия, Таможенный кодекс, товар, Российская Федерация.


Похожие статьи

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Россия, Российская Федерация, контрабандная деятельность, национальная безопасность, контрабанда, территория России, орган, таможенное оформление, национальная безопасность России...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков...

УК РФ, контрабанда наркотиков, уголовная ответственность, Кыргызская Республика, таможенная граница, вещество, средство, таможенный контроль, уголовный кодекс, Российская Федерация.

Террористическая контрабанда через государственную границу...

Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) в ст. 322 предусматривает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков...

УК РФ, Казахстан, уголовная ответственность, вещество, контрабанда наркотиков, таможенная граница, лицо, средство, Российская Федерация, таможенный контроль.

Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной...

Уголовная ответственность за контрабанду предусматривает статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать...

Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов...

Российская Федерация, Япония, контрабанда, ресурс, таможенная граница, УК РФ, таможенный контроль, Россия, незаконное перемещение, животное.

Хронология изменений законодательства в части уклонения от...

Российская Федерация, УК РФ, таможенное законодательство, Таможенный союз, уголовная ответственность, место совершения, таможенная территория России, таможенная граница, Уголовный кодекс...

Характеристика объективных признаков незаконного перемещения...

археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности...

Контрабанда стратегически важных ресурсов | Статья в журнале...

В РФ борьба с контрабандой, главным образом, возложена на таможенные органы.

«К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся

[1]. Каждое из направлений деятельности непосредственно относится к контрабанде.

Похожие статьи

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Россия, Российская Федерация, контрабандная деятельность, национальная безопасность, контрабанда, территория России, орган, таможенное оформление, национальная безопасность России...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков...

УК РФ, контрабанда наркотиков, уголовная ответственность, Кыргызская Республика, таможенная граница, вещество, средство, таможенный контроль, уголовный кодекс, Российская Федерация.

Террористическая контрабанда через государственную границу...

Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) в ст. 322 предусматривает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации...

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков...

УК РФ, Казахстан, уголовная ответственность, вещество, контрабанда наркотиков, таможенная граница, лицо, средство, Российская Федерация, таможенный контроль.

Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной...

Уголовная ответственность за контрабанду предусматривает статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать...

Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов...

Российская Федерация, Япония, контрабанда, ресурс, таможенная граница, УК РФ, таможенный контроль, Россия, незаконное перемещение, животное.

Хронология изменений законодательства в части уклонения от...

Российская Федерация, УК РФ, таможенное законодательство, Таможенный союз, уголовная ответственность, место совершения, таможенная территория России, таможенная граница, Уголовный кодекс...

Характеристика объективных признаков незаконного перемещения...

археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности...

Контрабанда стратегически важных ресурсов | Статья в журнале...

В РФ борьба с контрабандой, главным образом, возложена на таможенные органы.

«К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся

[1]. Каждое из направлений деятельности непосредственно относится к контрабанде.

Задать вопрос