Библиографическое описание:

Филиппова О. В. Социальные технологии работы ДОУ с семьёй // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 522-525.

Семья выступает как первый институт социализации, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Но в некоторых семьях необходима помощь ребёнку в процессе его социализации и создании условий для его самореализации в обществе. Такой семьёй вполне может быть неполная семья. В монородительской семье часто не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценной социализации ребенка. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно в социализации детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению социальных проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это очень затрудняет социализацию детей в условиях неполной семьи.

Объектом социальной работы в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Специалисты считают, что социальная работа с неполной семьей включает все части социальной модели работы с неполной семьей. Рассмотрим некоторые из них:

-        социально-диагностическая,

-        социально-терапевтическая, которая включает социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-экономическую, социально-психологическую, социально-правовую и социально-медицинскую;

-        социальную профилактику.

Диагностическая часть модели основывается на необходимости диагностики социальных проблем семьи дошкольников, которые препятствуют эффективной социализации детей. Объект диагностики — неполная семья, дети.

Социально-педагогическая часть модели базируется на предположении о недостаточной социально-педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя эту часть, специалист по социальной работе ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социально-экономическая часть модели используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо социального анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

Социально-бытовая часть модели заключается в предоставлении необходимой помощи и поддержки в улучшении их жилищных условий, обустройстве, ведении домашнего хозяйства и тому подобное.

Социально-психологическая часть модели используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов неполной семьи. Данная часть модели предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь социального работника заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в данной семье наблюдаются факты социально-психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Социально-медицинская часть модели предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении социально-медицинской работы в процессе лечения больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного.

Социально-культурная часть модели предполагает, организацию досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.).

Социально-организационная часть модели предполагает установление связей с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки и обеспечение информацией по вопросам социальной защиты.

Как правило, специалист, работающий с неполными семьями, постоянно использует социальную модель в работе с родителем. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у мамы (папы) знаний и умений по социализации детей. Эта модель носит профилактический характер, так как она направлена на повышение потенциала семьи по социализации ребёнка. В этих целях используют следующие формы работы с монородительской семьёй [24]:

-        социально психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.

-        консультации по организации, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.

-        социально-психолого-педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

Социальная диагностика неполной семьи является постоянным компонентом в деятельности специалиста, работающего с такими семьями, на котором основывается система социальной помощи и поддержки данной семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т. д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить социальные причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или социальной проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснована. Необходимо узнать, как сам родитель понимает социальную проблему, правильно ли видит её причины, какой помощи ждёт от социального специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о социальном состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных этой семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т. д.

В практике социальной работы дошкольного образовательного учреждения с неполной семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная социально-психологическая поддержка неполной семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; социальная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив этой семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект социально-психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, монородительская семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых социальных проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той социальной проблеме, которую семья осознала и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов монородительской семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

Работая с неполной семьей, специалист по социальной работе нередко прибегает к долгосрочной форме работы — социальному патронажу.

Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный работник находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Эта форма социальной работы представляет собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет установить и поддержать длительные связи с неполной семьёй, своевременно выявить её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Срок патронажа не ограничен, может быть краткосрочный (4–6 мес.) и долгосрочный более полугода. Одновременно специалист по социальной работе может патронировать не более двух неполных семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи патронируемые им ранее.

Работа специалиста по социальной работе в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап. Знакомство и заключение договора с неполной семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и специалиста по социальной работе.

2 этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов этой семьи.

3 этап. Сбор и анализ информации о неполной семье. Сопоставление информации полученной из различных источников. По мере необходимости социальный работник прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации специалист по социальной работе формирует отношения с монородительской семьёй, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу этой семьи из кризиса.

4 этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с неполной семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный работник может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап. Выход из неполной семьи. По окончании интенсивного периода работы специалист по социальной работе составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии этой семьи с социального патронажа и установлении за ней наблюдения на определенный срок (до года). Социальный работник продолжает сообщать неполной семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

Так же специалист, работающий с неполной семьёй, использует долгосрочные формы патронажа, осуществляемый социальным работником по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль над деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный патронаж, осуществляемый социальным работником, может проходить с применением активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста и без них.

Консультативная работа и тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Семейное консультирование представляет собой оказание специалистом по социальной работе консультативной помощи при возникновении, каких либо социальных проблем.

Предметом социального консультирования являются [45]:

-        в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

-        в сфере семейного здоровья: формирование здорового образа жизни, диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;

-        в сфере духовного здоровья: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

-        в сфере воспитания детей: диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, социально-педагогическая несостоятельность и неинформированность родителя;

-        в сфере внутренних и внешних коммуникаций неполной семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.

-        в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.

Можно выделить ряд последовательных этапов работы консультанта, характерных для социальной модели. Выделение этапов в процессе социально консультирования носит условный характер.

1.                  Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

2.                  Сбор информации. Уточняются социальные проблемы семьи, так как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял разные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент, не достигнут одинакового её понимания.

3.                  Определение целей консультирования, социально-психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

4.                  Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения социальной проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения их проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям и социальной помощи, в том числе.

5.                  Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется повторная диагностика проблемы.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей, например тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы социально-психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с семьями, имеющих детей с проблемами социального развития. Тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогут монородительским семьям научиться управлять своей микросредой, приведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [15].

Таким образом, рассмотренные основные модели, формы и этапы социальной работы с неполной семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, вовлечению родителей в процесс социализации детей, в том числе: коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и т. д.

Литература:

1.      Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями).

2.      Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 за № 124 — ФЗ.

3.      Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

4.      Декларация о правах ребёнка (1923 г.).

5.      Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).

6.      Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989г № 5. — с.10–23.

7.      Акивис Д. С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. -208с.

8.      Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Проспект, 1996. — 355с.

9.      Вареничева Т. Лишние дети // Социальная защита. — 1999. — № 5. — с.2–5.

10.  Воспитание детей в неполной семье. // Под ред. Ершовой Н. Н. -М.: Прогресс, 1980. -206с.

11.  Выхристюк О. В., Корнюшин М. А., Русакова В. Д. Жизнь без родителей: медицинские и социальные проблемы «неблагополучных» детей // Медицинская помощь. — 2001. — № 4. — С.6–8.

12.  Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.

13.  Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. /Отв. Ред. И. В. Силвестру., Кишинёв: Штиинца, 1993. -136с.

14.  Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. / Г. А. Макеев.- Волгоград: Просвещение, 1987- 253с.

15.  Мельникова Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. — № 2. с.21.

16.  Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2005.-243с.

17.  Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. -429с.

18.  Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4 — с.36.

19.  Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Басова Н. Ф. — М.: Издательский центр Академия, 2004. -288с.

20.  Пикхарт К. Е. Руководство для одиноких родителей / пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998–173с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle