Библиографическое описание:

Егорцев В. В. Форма государственного устройства современной России // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 363-364.

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Ключевые слова: форма государственного устройства, федерация, субъект федерации, двухуровневый парламент.

The article describes the essence of the State structure of modern Russia, its value. The structure of government in the federal structure. Discussed how to join other subjects of the Russian Federation.

Keywords: form of government, federation, subject of the federation, a two-tier parliament.

Вступление. Сложно вспомнить страну, которая за последние десятилетия не пыталась изменить статус отдельных регионов или изменить политико-административные границы. В глобализированном мире активно проводятся дискуссии, какая форма государственного устройства является наиболее эффективной. Федерациями в соответствии с конституциями являются 24 страны мира, и в них проживает более трети всего населения. Российская Федерация является таким государством.

Постановка задания. Форма государственного устройства — это один из элементов формы государства, который характеризует внутреннюю структуру государства, способ ее территориального разделения, соотношения государства как единого целого с ее составными частями, меру централизации и децентрализации государственной власти. Поэтому актуальность данной темы приобретает важное значение.

Результаты. Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года вскоре после введения республиканской формы правления. Он заменил унитарное государственное устройство Российской империи. Поясним суть федеративного государства.

Федеративное государство — это сложное союзное государство, что содержит государственные образования (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.), которые имеют некоторые черты государственного суверенитета, некоторую юридически определенную политическую самостоятельность [3].

Признаками федеративного государства являются такие:

1.      Территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые могут устанавливать собственное административно-территориальное деление.

2.      Существует два уровня органов государственной власти и управления — федерации и ее субъектов.

3.      Для федерации характерным является двухпалатный парламент, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации.

4.      Законодательство состоит из законодательства федерации и законодательства субъектов федерации, которое не может противоречить законодательству федерации.

5.      Субъекты федерации не являются субъектами международного права, но в международных договорных отношениях в случае предоставления соответствующих полномочий от федерации субъектам федерации последние могут участвовать в международных договорных отношениях самостоятельно. Федеральные власти при этом имеет исключительное право контролировать внедрение внешней политики.

6.      Возможность двухуровневой системы судебных и правоохранительных органов.

7.      Наличие внешних атрибутов (столица, флаг, герб, гимн) федерации и субъектов федерации.

Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. В взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава [1].

В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Согласно, Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» расширение Российской Федерации возможно путем присоединения к ней как субъектов федерации иностранных государств, или их частей в соответствии со свободным волеизъявлением народов, который проживает на данных территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами [2].

Так, последним присоединенным субъектом является Автономная республика Крым.

Представительным и законодательным органом власти РФ является Федеральное собрание — парламент РФ.

Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.

Таким образом, федеративное устройство государства имеет ряд преимуществ:

во-первых, субъекты федерации не могут выйти из ее состава;

во-вторых, двухпалатный парламент, который учитывает и интересы не только самой федерации, но и ее субъектов;

в-третьих, препятствует злоупотреблению власти;

в-четвертых, военное и политическое преимущество, экономический выигрыш.

Литература:

1.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года № 237.

2.      Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Парламентская газета от 20 декабря 2001 года № 238–239.

3.      Пустовойт Л. А. Система государственного управления Российской Федерации: опыт для Украины. — К.: НАДУ, 2012. — 52 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle