Библиографическое описание:

Кошелев М. Н. Компьютерная технология критериально-ориентированного тестирования // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 486-489.

В статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных и объективных средств измерений и оценки индивидуальных достижений учащихся СПО в процессе обучения с использованием компьютерных технологий. А также доказывается результативность применения критериально-ориентированного тестирования, позволяющего измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в результате изучения определенного курса.

Ключевые слова:знания, умения, навыки, компетенции, критериально-ориентированное тестирование.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет требования к аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующего текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольный работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций (глава VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата) [1].

В соответствии с этим в ходе подготовки студентов по специальности «Электроэнергетика и электротехника» определены следующие компетенции: общекультурные — способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции; способностью и готовностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией и другие.

Профессиональные компетенции включают в себя: способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области; владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий; готовностью работать над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и их компонентов; способностью использовать методы анализа и моделирования линейных и нелинейных электрических цепей постоянного и переменного тока и другие. [1].

В качестве средства оценки сформированности компетенций студентов по определенному курсу, предлагается использовать критериально-ориентированные тесты. Они будут использованы при мониторинге качества результатов обучения, для промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Под качеством учебных достижений в определенной области содержания понимается совокупность знаний и умений, усвоенных учащимися в процессе изучения дисциплины. Оценка качества рассматривается в одном аспекте: количественном — определение доли усвоенного учебного материала и соотнесение доли с определенным уровнем качества;

Планируемый результат обучения представлен в образовательном стандарте и программе учебной дисциплины в виде требований к знаниям и умениям обучающихся. То из запланированного, что фактически усвоено учащимися, рассматривают как достигнутый результат или учебные достижения. По классификации, разработанной в теории учебных задач, требования к знаниям и умениям относятся к так называемым критериальным задачам (что и на каком уровне должно быть усвоено) [2, c. 138].

Основной целью критериально-ориентированного тестирования является определение степени усвоения обучающимся учебного материала. Показателем качества усвоения выступает относительный тестовый балл, равный отношению числа набранных испытуемым баллов к максимально возможному числу баллов. Оценка качества усвоения учебного материала формируется путем сравнения относительного тестового балла с так называемым стандартом оценивания (критериальным баллом) — если относительный балл выше критериального, то испытуемого относят к категории аттестованных, если ниже — к категории неаттестованных. [4]

Так как в колледже идет обучение по специализации и параллельных групп на отделении нет, то выбираем схему проведения эксперимента № 2, который предполагает исследование одной группы: ее поведение изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Он применяется, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную. В качестве экспериментальной группы выбираем группу 21-ЗИО.

На основании экспертных оценок элементов формируемых знаний и умений устанавливаются уровни их сформированности для каждого обучаемого и средние по группе.

Критерии результативности:

1)                 Менее 50 % — “не освоено”

2)                 50–70 % — “удовлетворительно”

3)                 Выше 70 % — уровень освоения обязательной части (согласно ФГОС).

Для того чтобы проверить изучение курса «Информационные технологии», в течение всей дисциплины было пройдено три раздела, на которых использовали промежуточные тесты и один итоговый по всему курсу дисциплины. Выборка составила 31 человек.

Каждый по изучению первого раздела проходил обязательный тест для диагностики знаний. Программа из базы технических заданий, в котором находилось 120 вопросов, было произвольно выбрано 50 вопросов, по 10 заданий из 5 тем. На каждый вопрос установлено ограниченное время на ответ. По завершении теста программа автоматически произвела диагностику знаний по первому разделу и вывела в таблицу коэффициенты, посчитанные по следующей формуле: Xi = (n/N) * 100,

где Xi — процентное отношение, n — количество правильных ответов, N — максимальное количество вопросов в теме.

В ходе исследования были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Результаты тестирования

№ п/п

ФИО

1 раздел

2 раздел

3 раздел

Итоговый

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1

Аг Д

0,30

0,34

0,40

0,40

0,54

0,72

0,50

0,74

2

Ан Е

0,54

0,60

0,76

0,50

0,70

0,54

0,50

0,74

3

Б А

0,68

0,88

0,78

0,80

4

В И

0,90

0,86

0,94

5

Гер Т

0,40

0,56

0,68

0,70

0,60

0,74

6

Гиб Р

0,56

0,70

0,46

0,64

0,74

0,56

0,80

7

Иг П

0,20

0,40

0,74

0,36

0,56

0,70

0,52

0,76

8

Ил В

нб

0,52

0,60

0,78

0,70

9

Кал А

0,40

0,46

0,50

0,46

нб

0,70

0,70

10

Ков И

0,38

0,54

0,72

0,34

0,64

0,82

0,56

0,56

0,70

11

Коз Н

0,86

0,66

0,70

0,82

12

Кр А

0,82

0,94

0,90

13

Куд А

0,68

0,68

0,72

0,58

0,74

0,74

14

Кур Д

0,44

0,60

0,74

0,56

0,60

0,72

0,56

0,78

15

Мал И

0,94

0,94

0,94

16

Мер А

0,56

0,60

0,60

нб

0,60

0,70

0,66

0,66

0,80

17

Меш В

0,66

0,72

0,54

0,62

0,72

0,76

18

Мин А

0,30

0,36

0,50

0,60

0,66

0,70

0,60

0,70

19

Н Е

0,76

0,56

0,78

0,68

0,80

20

Н С

0,54

0,70

0,56

0,66

0,82

0,64

0,74

21

Пек И

0,86

0,86

0,82

22

Пр В

0,18

0,46

0,56

0,44

0,54

0,58

0,42

0,66

0,72

23

Пол А

0,68

0,70

0,78

0,74

24

Р К

0,66

0,66

0,78

0,56

0,60

0,66

0,60

0,68

0,78

25

С М

0,96

0,90

1

26

Т Ю

0,64

0,72

0,74

0,74

27

Т А

0,62

0,68

0,72

0,68

0,68

0,84

0,76

28

Хаб Р

нб

нб

нб

нб

нб

нб

нб

нб

нб

29

Хак Р

0,76

0,56

0,74

0,74

30

Шв А

0,20

0,46

0,48

0,40

0,54

0,58

0,52

0,64

0,70

31

Шес А

0,36

0,52

0,68

0,66

0,68

0,78

0,74

Диагностика показала, что порог в 0.70 с первой попытки преодолели — 8 человек, 6 человек (со 2 попытки) и 7 человек (с 3 попытки). Но также присутствуют и студенты, которым не хватило и трех попыток — 10 человек. Показатели теста первого раздела покажем в виде диаграммы (рисунок 1)

Рис. 1. количество студентов прошедших порог в 0,70

Из полученных данных исследования можно сделать вывод о результативности систематического использования критериально-ориентированного тестирования на занятиях в качестве измерительного материала и о его влиянии на качество полученных знаний, умений студентов. Следовательно, оно может быть использовано в качестве средства оценки сформированности компетенций студентов.

Литература:

1.             Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 140400 «Электроэнергетика и электротехника». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/14/20111115143801.pdf

2.             Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

3.             Психология и педагогика: учебное пособие / Горячев М. Д., Долгополова А. В., Феропонтова О. И. [и др.]. Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. С. 28–30

4.             М. Ю. Мамонтова, Качество учебных достижений: оценка и прогноз на основе результатов критериально-ориентированного тестирования. // Образование и наука. 2009 № 3. С. 18–26.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle