Библиографическое описание:

Култаева Н. Ж., Джумаева Н. И. Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 491-493.

Расцвет культуры, экономики, рост благосостояния любого государства неразрывно связана с развитием образования и науки. В современных условиях высшее образование является одним из важных социальных институтов общества и выполняет экономическую, социальную и культурную функцию. Для качественной реализации указанных функций в высших учебных заведениях необходимо создать педагогические условия, способствующие формированию у обучаемых самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности для реализации в будущем себя как организатора учебно-воспитательного процесса на основе гуманистических принципов, как специалиста, как тонкого психолога, понимающего личность в целом.

Одной из важных задач ученых, педагогов, психологов, социологов, методистов, просветительных работников является выработка условий, мер и механизмов формирования всесторонне развитого поколения. Одним из действенных факторов и механизмов реализации данной задачи является Национальная программа по подготовке кадров, которая направлена на воспитание новой формации граждан республики, формирование «духовно-богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности».

Формирование и развитие организаторских способностей способствует развитию самостоятельности и самоуправления, повышает эффективность воспитательного воздействия и расширяет возможности каждого обучаемого в будущем активно участвовать в организации хозяйственного и культурного строительства. Эффективность подготовки будущих воспитателей к их профессиональной деятельности во многом зависит от степени разработанности психолого-педагогических основ процесса формирования и развития организаторских способностей в период их обучения в высшем учебном заведении.

Формирование личности, адекватной приоритетам демократического общества, происходит под влиянием двух факторов — непосредственно социальной практики и целенаправленного воспитания и образования. Каждый человек становится личностью, лишь пройдя через систему образования, социального воспитания и развития, профессионального становления. Важнейшими показателями эффективности социализации человека является его осознанное участие в общественных процессах и влияние на их ход развития. Организаторские способности — это одна из форм проявления социальной характеристики личности, общественной её активности.

Поэтому необходимо подготовить студентов высших учебных заведений к организаторской деятельности, т. к. они являются организаторами учебно-воспитательного процесса и воспитателями всесторонне развитого поколения.

Основы организаторских качеств закладываются в дошкольные годы, когда ребёнок учится овладевать различными видами деятельности (игровой, учебной, художественно-речевой и др.). Следовательно, воспитатель. Работающий с детьми и родителями, должен обладать общими и специфическими организаторскими способностями и качествами. Первые включают практичность и глубину ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладания в сложных ситуациях, организованность, наблюдательность, общительность. Что касается вторых — специфических способностей, то особо значимыми для организационной деятельности личностными качествами являются такие, как: организаторское чутье, которое проявляется в интуиции; практический ум как находчивость при распределении заданий среди детей с учетом их индивидуальных психических и физических возможностей; психологический такт — чуткость, внимательность к детям, простота и естественность в обращении, справедливость и объективность.

Склонность к организаторской деятельности — избирательная направленность индивида на работу организатора, потребность заниматься ею. Она проявляется в виде задатков в стремлении человека брать на себя ответственность, не бояться риска, следовать сказанному слову и выполнять данные обещания, быть справедливым и доброжелательным к детям, коллегам, родителям и др.

Не менее существенными для развития личности, развития у подрастающего поколения организаторских способностей является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Вышеизложенное свидетельствует, что формирование и развитие у подрастающего поколения организаторских способностей является не только психолого-педагогической проблемой, но и приобрело социальную значимость.

Формирование организаторских качеств в период ранней юности способствует развитию самостоятельности и самоуправления, повышает эффективность воспитательного воздействия и расширяет возможности каждого обучаемого в будущем активно участвовать в организации хозяйственного и культурного строительства. Эффективность подготовки будущих воспитателей к их профессиональной деятельности во многом зависит от степени разработанности психолого-педагогических основ процесса формирования у личности организаторских качеств в период их обучения в высшем учебном заведении.

Формирование и развитие организаторских способностей у студентов высших учебных заведений предполагает решения следующих задач:

1.      Высшее образование как социальный институт выполняет экономическую, социальную и культурную функции. Для реализации указанных функций в высших учебных заведениях необходимо создание педагогических условий, т. е. обстановки, в которой возможно формирование дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности. Данные качества необходимы каждому студенту для реализации себя как специалиста, так и личности в целом.

2.      Для создания педагогических условий формирования у студентов высших учебных заведений организаторских способностей необходимо знание педагогом психологических особенностей развития личности.

3.      На основе стратегии развития личностного потенциала обучаемого образовательный процесс следует осуществлять с использованием технологии концентрированного обучения, предусматривающего комплексность применяемых форм, методов обучения по формированию и развитию у учащихся самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности, творческой активности.

4.      Идея совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. Глубокое изучение и анализ произведений Фараби, Беруни, Ибн Сины, Наваи и многих других великих мыслителей Востока, в произведениях которых красной нитью проходит мысль о необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения, уважения личности ребенка, изучении его интересов с учетом природных и возрастных особенностей. На этой основе формировать у студентов положительных и преодоление отрицательных черт характера. К положительным прежде всего относятся: дисциплина, принципиальность, целеустремленность, инициатива, предприимчивость, стойкость, умение преодолевать трудности. Среди отрицательных черт чаще всего приходится сталкиваться с эгоизмом, лживостью, грубостью, неуважением к старшим.

5.      Целенаправленно проводить работу по развитию организаторских качеств у студентов высших учебных заведений в процессе занятий и проведения различных мероприятий. Организовывать специальные тренинги, деловые игры с целью расширения знаний об организаторской деятельности будущих учителей.

Следовательно, для решения вышеуказанных задач, современному педагогу необходимо обладать высоким профессионализмом и профессиональной компетентностью, сущность которых составляют системное мировоззрение и модельное мышление, профессиональное творчество педагогической деятельности, информационная вооруженность, компетентность деятельности общения и саморазвития, конкретно-предметные знания.

Эти все требования отражаются в Национальной Программе Республики Узбекистан по подготовке кадров, которая направлена на воспитание новой формации граждан республики, формирование духовно-богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности.

Литература:

1.                 Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. –Ташкент:Ўзбекистон, 2000. — С.94

2.                 Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63

3.                 Закон об образовании Республики Узбекистан. Ташкент, 1997.

4.                 Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. М., 2006.

5.                 Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. -Т., 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle