Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.06.2014

Статья просмотрена: 1358 раз

Библиографическое описание:

Култаева, Н. Ж. Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений / Н. Ж. Култаева, Н. И. Джумаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11652/ (дата обращения: 25.04.2024).

Расцвет культуры, экономики, рост благосостояния любого государства неразрывно связана с развитием образования и науки. В современных условиях высшее образование является одним из важных социальных институтов общества и выполняет экономическую, социальную и культурную функцию. Для качественной реализации указанных функций в высших учебных заведениях необходимо создать педагогические условия, способствующие формированию у обучаемых самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности для реализации в будущем себя как организатора учебно-воспитательного процесса на основе гуманистических принципов, как специалиста, как тонкого психолога, понимающего личность в целом.

Одной из важных задач ученых, педагогов, психологов, социологов, методистов, просветительных работников является выработка условий, мер и механизмов формирования всесторонне развитого поколения. Одним из действенных факторов и механизмов реализации данной задачи является Национальная программа по подготовке кадров, которая направлена на воспитание новой формации граждан республики, формирование «духовно-богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности».

Формирование и развитие организаторских способностей способствует развитию самостоятельности и самоуправления, повышает эффективность воспитательного воздействия и расширяет возможности каждого обучаемого в будущем активно участвовать в организации хозяйственного и культурного строительства. Эффективность подготовки будущих воспитателей к их профессиональной деятельности во многом зависит от степени разработанности психолого-педагогических основ процесса формирования и развития организаторских способностей в период их обучения в высшем учебном заведении.

Формирование личности, адекватной приоритетам демократического общества, происходит под влиянием двух факторов — непосредственно социальной практики и целенаправленного воспитания и образования. Каждый человек становится личностью, лишь пройдя через систему образования, социального воспитания и развития, профессионального становления. Важнейшими показателями эффективности социализации человека является его осознанное участие в общественных процессах и влияние на их ход развития. Организаторские способности — это одна из форм проявления социальной характеристики личности, общественной её активности.

Поэтому необходимо подготовить студентов высших учебных заведений к организаторской деятельности, т. к. они являются организаторами учебно-воспитательного процесса и воспитателями всесторонне развитого поколения.

Основы организаторских качеств закладываются в дошкольные годы, когда ребёнок учится овладевать различными видами деятельности (игровой, учебной, художественно-речевой и др.). Следовательно, воспитатель. Работающий с детьми и родителями, должен обладать общими и специфическими организаторскими способностями и качествами. Первые включают практичность и глубину ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладания в сложных ситуациях, организованность, наблюдательность, общительность. Что касается вторых — специфических способностей, то особо значимыми для организационной деятельности личностными качествами являются такие, как: организаторское чутье, которое проявляется в интуиции; практический ум как находчивость при распределении заданий среди детей с учетом их индивидуальных психических и физических возможностей; психологический такт — чуткость, внимательность к детям, простота и естественность в обращении, справедливость и объективность.

Склонность к организаторской деятельности — избирательная направленность индивида на работу организатора, потребность заниматься ею. Она проявляется в виде задатков в стремлении человека брать на себя ответственность, не бояться риска, следовать сказанному слову и выполнять данные обещания, быть справедливым и доброжелательным к детям, коллегам, родителям и др.

Не менее существенными для развития личности, развития у подрастающего поколения организаторских способностей является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Вышеизложенное свидетельствует, что формирование и развитие у подрастающего поколения организаторских способностей является не только психолого-педагогической проблемой, но и приобрело социальную значимость.

Формирование организаторских качеств в период ранней юности способствует развитию самостоятельности и самоуправления, повышает эффективность воспитательного воздействия и расширяет возможности каждого обучаемого в будущем активно участвовать в организации хозяйственного и культурного строительства. Эффективность подготовки будущих воспитателей к их профессиональной деятельности во многом зависит от степени разработанности психолого-педагогических основ процесса формирования у личности организаторских качеств в период их обучения в высшем учебном заведении.

Формирование и развитие организаторских способностей у студентов высших учебных заведений предполагает решения следующих задач:

1.      Высшее образование как социальный институт выполняет экономическую, социальную и культурную функции. Для реализации указанных функций в высших учебных заведениях необходимо создание педагогических условий, т. е. обстановки, в которой возможно формирование дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности. Данные качества необходимы каждому студенту для реализации себя как специалиста, так и личности в целом.

2.      Для создания педагогических условий формирования у студентов высших учебных заведений организаторских способностей необходимо знание педагогом психологических особенностей развития личности.

3.      На основе стратегии развития личностного потенциала обучаемого образовательный процесс следует осуществлять с использованием технологии концентрированного обучения, предусматривающего комплексность применяемых форм, методов обучения по формированию и развитию у учащихся самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности, творческой активности.

4.      Идея совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. Глубокое изучение и анализ произведений Фараби, Беруни, Ибн Сины, Наваи и многих других великих мыслителей Востока, в произведениях которых красной нитью проходит мысль о необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения, уважения личности ребенка, изучении его интересов с учетом природных и возрастных особенностей. На этой основе формировать у студентов положительных и преодоление отрицательных черт характера. К положительным прежде всего относятся: дисциплина, принципиальность, целеустремленность, инициатива, предприимчивость, стойкость, умение преодолевать трудности. Среди отрицательных черт чаще всего приходится сталкиваться с эгоизмом, лживостью, грубостью, неуважением к старшим.

5.      Целенаправленно проводить работу по развитию организаторских качеств у студентов высших учебных заведений в процессе занятий и проведения различных мероприятий. Организовывать специальные тренинги, деловые игры с целью расширения знаний об организаторской деятельности будущих учителей.

Следовательно, для решения вышеуказанных задач, современному педагогу необходимо обладать высоким профессионализмом и профессиональной компетентностью, сущность которых составляют системное мировоззрение и модельное мышление, профессиональное творчество педагогической деятельности, информационная вооруженность, компетентность деятельности общения и саморазвития, конкретно-предметные знания.

Эти все требования отражаются в Национальной Программе Республики Узбекистан по подготовке кадров, которая направлена на воспитание новой формации граждан республики, формирование духовно-богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности.

Литература:

1.                 Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. –Ташкент:Ўзбекистон, 2000. — С.94

2.                 Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63

3.                 Закон об образовании Республики Узбекистан. Ташкент, 1997.

4.                 Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. М., 2006.

5.                 Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. -Т., 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, развитие, формирование, подрастающее поколение, личность, психолого-педагогическая основа процесса формирования, эффективность подготовки будущих воспитателей, подготовка кадров, организуемая деятельность, организаторская деятельность, независимое мировоззрение, бесценное наследие, культурное строительство, культурная функция, качество, задача, заведение, высшее учебное заведение, Высшее образование, воспитательное воздействие.


Похожие статьи

Задать вопрос