Библиографическое описание:

Фабрика Е. В. Модель расчета начальной (максимальной) цены контракта на дорожные работы // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 321-324.

Грамотное и правильное применение закона в государственном и муниципальном заказе является достаточно сложной задачей. Одним из самых сложных вопросов применения является порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которая используется обязательно в таких формах размещения заказа, как торги и запрос котировок цен. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это установленная заказчиком, уполномоченным органом в извещении о размещении заказа и документации о размещении заказа предельная цена по контракту (по одному лоту).

Государственный и муниципальный заказчик может допустить следующие ошибки при формировании НМЦК:

-          цена завышена в сравнении со справедливой стоимостью;

-          цена занижена в сравнении со справедливой стоимостью;

-          цена не обоснована или неверно обоснована.

Все предложенные ситуации могут привести как к ограничению конкуренции, так и к снижению эффективности закупочной деятельности, что будет противоречить целям ФЗ.

Поскольку сложности при формировании и обосновании НМКЦ не являются единичными и зачастую определяются, как наиболее сложные аспекты Федеральных законов № 94-ФЗ и № 44-ФЗ, эксперты рекомендуют обращать особое внимание на решение таких задач. Государственные и муниципальные власти в свою очередь издают большое количество разъяснительных документов по формированию НМЦК.

Эксперты по государственному и муниципальному заказу выделяют следующие наиболее проблемные ситуации формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта:

Формирование НМЦК на работы и услуги. Формирование начальной цены на товар практически всегда связано с конкретными его характеристиками и параметрами, поэтому зачастую намного проще при обосновании. В случае с работами и услугами заказчик не всегда может четко определить как объем, так и характеристики закупаемой продукции. Часто НМЦК работы и услуги в дальнейшем влияет на качество, которое также сложно измерить. При этом на рынке зачастую нет четких цен на определенные виды работ и услуг, и все напрямую зависит их качества и уровня сложности.

-          Формирование НМЦК в строительной отрасли.

-          Использование анонимных источников при обосновании НМЦК.

-          Правомерность использования ценового предложения одного поставщика.

-          Использование сайтов при обосновании НМЦК.

На практике формирование НМЦК приводит к некоторой зацикленности и влияет на эффективность закупочной деятельности. Начальная (максимальная) цена контракта формируется в зависимости от объема, типа продукции и даже сферы деятельности организации заказчика.

НМЦК влияет на количество участников торгов (заниженная цена приведет к меньшему количеству участников, завышенная к большему).

Также чем выше количество, тем ниже итоговая цена и, соответственно, тем больше остатки денежных средств. Поэтому чем ниже окажется итоговая цена, тем меньше бюджетных средств мы получаем в следующем периоде, что соответственно приводит к снижению НМЦК.

С введением в действие Федерального закона № 44-ФЗ, ряд исследователей, уже изучает методику обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). В частности, с целью обоснования НМЦК строительного заказа в Иркутске были выделены две группы составляющих цены: базовые и управляемые [1].

Базовые составляющие (факторы) образуют малоподвижную компоненту в составе начальной максимальной цены контракта, которая рассчитывается на основе нормативных затрат проектно-сметным методом расчета стоимости. Управляемые составляющие (факторы) образуют динамичную компоненту, которая обладает большей изменчивостью за счет качественных и соответствующих им количественных составляющих.

К базовым компонентам Пинчук Т. О. относит подготовку территории строительства, основные затраты по объекту, затраты на объекты энергетического хозяйства, затраты на объекты транспортного хозяйства, на объекты инженерной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территории, лимитированные и дополнительные затраты, затраты на строительный контроль, проектные и изыскательские работы, непредвиденные затраты; к условно управляемым компонентам: стоимость земельного участка, затраты на подключение объекта к инженерным сетям, затраты на социальную инфраструктуру затраты на преодоление административных барьеров, затраты на обеспечение гарантийного срока эксплуатации объекта, затраты жизненного цикла объекта.

Количественные показатели в составе управляемых составляющих устанавливаются в процентном отношении от кв. м и ориентируются на статистические данные. По количественным показателям устанавливаются диапазоны, которые принимаются в расчет.

Весовые коэффициенты качественных показателей устанавливаются исходя из экспертной оценки и эмпирических данных.

Разовьем рассматриваемую модель: с учетом введенного в действие закона № 44-ФЗ, мы должны рассчитывать начальную максимальную цену контракта на строительство (дорожные работы), как среднюю цену среди аналогов и поставщиков. [2]

Обратим внимание на то, что по нашей модели корректирующие показатели не будут зависеть от поставщиков, т. к. относятся к объекту строительства /ремонта/ прокладки, а не к исполнителю. Выведем формулу расчета начальной максимальной цены контракта по M поставщикам.

Уже можно видеть, что при имеющихся коммерческих предложениях, подкрепленных сметами, базовая часть НМЦК будет определяться не только как среднее значение между предложениями, но и как сумма средних по каждой базовой операции.

Рассмотрим вариант формирования НМЦК на дорожное строительство. В этом случае:

При определении базовых факторов также не надо учитывать при дорожном строительстве затраты на благоустройство и озеленение территории, объекты энергетического хозяйства и инженерной инфраструктуры.

Для дорожного строительства формула принимает вид:

Пример расчета НМЦК для ремонтных дорожных работ.

Можем построить в MS Excel форму для расчета НМЦК по M предложениям.

Таблица 1

Форма расчета части НМЦК по базовым показателям

«Поставщик» 1

«Поставщик» M

Среднее по фактору

Подготовка территории строительства

В1

=СРЗНАЧ(C2:J2)

Основные затраты по объекту

В2

=СУММ(C6:C10)

=СУММ(J6:J10)

=СРЗНАЧ(C4:J4)

в том числе:

стоимость эксплуатации строительных машин

заработная плата рабочих-строителей

стоимость материалов

накладные расходы

сметная прибыль

Затраты на объекты транспортного хозяйства

В5

=СРЗНАЧ(C12:J12)

Лимитированные и дополнительные затраты

В7

=СРЗНАЧ(C14:J14)

Затраты на строительный контроль

В8

=СРЗНАЧ(C16:J16)

Затраты на проектные и изыскательские работы

В9

=СРЗНАЧ(C18:J18)

Непредвиденные затраты

В10

=СРЗНАЧ(C20:J20)

Сумма по предложению

=C20+C18+

C16+C14+

C12+C4+C2

=J20+J18+

J16+J14+J12+

J4+J2

=K20+K18+

K16+K14+

K12+K4+K2

Таблица 2

Форма расчета части НМЦК по качественным показателям

Компонента

«Поставщик» K

Весовой показатель

Cреднее по компоненте

Затраты на преодоление административных барьеров

=СТЕПЕНЬ(C3;$L3)+

СТЕПЕНЬ(C4;$L4)+

СТЕПЕНЬ(C5;$L5)+

СТЕПЕНЬ(C6;$L6)

=СРЗНАЧ(C2:J2)

на предпроектной стадии

F41

KA1

1,1

на стадии согласования проектно-сметной документации (ПСД),

F42

KA2

1,1

на стадии строительства,

F43

KA3

1,1

на стадии сдачи объекта в эксплуатацию

F44

KA4

1,1

Стоимость мероприятий по подготовке объектов недвижимости к сдаче в эксплуатацию

=СТЕПЕНЬ(C8;$L8)

=СРЗНАЧ(C7:J7)

F51

KC

1

Стоимость постгарантийного обслуживания

=СТЕПЕНЬ(C10;$L10)

=СРЗНАЧ(C9:J9)

F61

KP

0,99

=N9+N7+N2

Литература:

1.      Пинчук, Т. О. Развитие механизмов системы государственных закупок инновационной строительной продукции / Т. О. Пинчук // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — Иркутск. — 2013. — № 4. — с. 182–186.

2.      Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle