Библиографическое описание:

Тушкова Ю. В. Анализ современных взаимоотношений мусульманского Совета Великобритании и правительства // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 411-413.

В статье рассказывается о современных взаимоотношениях мусульманского Совета Великобритании и правительства. Приведены примеры деятельности организации. Автор считает целесообразным инициативное сотрудничество правительства Великобритании и мусульманского Совета Великобритании в целях достижения взаимопонимания по вопросам развития межкультурных отношений в многоконфессиональном британском обществе.

Ключевые слова: мусульманский Совет, правительство, Великобритания, межкультурные отношения, многоконфессиональное общество.

История мусульманского Совета Великобритании (the Muslim Council of Britain) начинается с ноября 1997 года, немного позднее того момента, как пришел к власти Тони Блэр. Некоторые исследователи утверждают, что, по существу, это было детище Джека Строу, министра внутренних дел Великобритании с 1997 по 2001 г, чьи близкие отношения с мусульманским Советом вызывали некоторую тревогу даже у знаменитой британской контрразведки MI5 [1].

На сегодняшний день мусульманский Совет Великобритании представляет собой «зонтичную» структуру, в которую входят примерно 500 организаций, занимающихся культурно-просветительской и образовательной деятельностью. Своей миссией Совет провозглашает решение основных проблем мусульманских общин, вопросы их внутреннего взаимодействия, а также вопросы альянса с немусульманским окружением.

Радикальные связи этой британской умеренной мусульманской группы долгое время не признавались правительством и Министерством иностранных дел, хотя многие выступления данной общественной организации вызывали активную критику и, как правило, воспринимались с неодобрением в социуме. Известный политик того времени, уделявший много внимания разным аспектам деятельности вышеупомянутой группы, Мартин Брайт, в своем выступлении в 2005 году докладывал: «Мусульманский совет Великобритании официально является умеренным представителем ислама. Действия и высказывания сотрудников организации, осуждающие теракты в Лондоне, одобряются правительством Великобритании в качестве модели реагирования для обычных мусульман. Генеральный секретарь Мусульманского Совета Британии Икбал Сакрани недавно был посвящен в рыцари. Но некоторые исследования выявляют, что мусульманский Совет Великобритании имеет истоки в экстремальной ортодоксальной политике, проводимой, в частности, в Пакистане. И в связи с тем, что его влияние увеличивается посредством Уайтхолла, у многих в мусульманской общине растет обеспокоенность тем, что эта самопровозглашенная организация нивелирует другие, действительно умеренные голоса мусульман Британии» [2].

Достаточно часто упоминается о том, что представляющееся, на первый взгляд, более прогрессивным в плане духовных исламских традиций руководство мусульманского Совета Великобритании и некоторые из его аффилированных лиц имеют связи как с консервативными исламистскими движениями в мусульманском мире, так и с партиями религиозного толка, например с пакистанской «Джамаат-и-Ислами» — радикальной партией, поддерживающей создание исламского государства в Пакистане по законам шариата [3, c. 25]. Подтверждением тому является одна из дочерних организаций мусульманского Совета Великобритании, исламский фонд Лестера (Leicester's Islamic Foundation), который был основан Ахмадом Хуршидом, влиятельным лицом в Джамаат-и-Ислами [4].

По некоторым данным активисты «Джамаат-и-Ислами» в Пакистане участвовали в протестах против присутствия женщин на собраниях в общественных местах, основываясь на том, что основатель организации Мулан Маудди, яростный противник феминизма, считал, что женщины должны находиться в изолированных комнатах, которые находятся вдали от мужского общества [5]. И хотя руководство мусульманского Совета Великобритании всегда корректно дистанцировалось от таких крайних мнений, оно часто подвергалось критике за то, что женщины, входящие в состав организации, никогда не занимали сколько-нибудь значимые посты.

Другая экстремистская группа, поддерживаемая мусульманским Советом Великобритании, «Джамаат Ахль-е-хадис» (Jamiat Ahl-e-Hadith), пишет на своем сайте: «Неверующие находятся в заблуждении, и их способы существования основаны на больных, девиантных мнениях относительно своего общества, своей Вселенной, и самой их жизни» [6]. Секта призывает сторонников не носить западную одежду, не гулять с собаками, не смотреть спортивные программы и «мыльные оперы». Также имеется запрет на принятый в европейском обществе акт приветствия между мужчинами и женщинами (пожимание рук). Примечательно, что сама организация территориально располагается в светском государстве Великобритания, точнее в Бирмингеме.

Бойкот Дня памяти жертв Холокоста, состоявшийся в январе 2005 года, вызвал очередной всплеск негодования британского населения по поводу действий мусульманского Совета Великобритании. По замыслу самой организации, это была «молчаливая форма протеста против ведения израильскими войсками боевых действий на территории Палестины» [7]. Очевидным представляется тот факт, что Совет активно интересовался израильско-палестинскими проблемами, несмотря на то, что вопросы существования и развития британского мусульманского сообщества неоднократно официально позиционировались в качестве основного, в чем заинтересована данная структура. Бойкот Дня памяти жертв Холокоста 2005 года и слова одного из лидеров организации, одобрившего атаки любой иностранной армии, которая мешает поставкам оружия в Сектор Газа, привели к разрыву отношений Совета и правительства Великобритании [8].

В одном из своих интервью газете «Таймс» британский писатель индийского происхождения Салман Рушди также подверг критике политику, проводимую Сакрани, сказав при этом следующее: «Если сэр Икбал Сакрани является лучшим, то кого может предложить г-н Блэр в качестве добропорядочного мусульманина? У нас проблема» [9, c. 170].

Попытки начать политический диалог с правительством закончились полным провалом и в результате привели к разрыву культурных коммуникаций между мусульманами и принимающим обществом Великобритании.

Сегодня руководство мусульманского Совета Великобритании предпринимает все необходимые действия по стабилизации сложившейся ситуации и постепенному укреплению отношений. В своем интервью изданию «The Muslim Post» нынешний генеральный секретарь Фарук Мурад рассказал о том, что мусульманское сообщество Соединенного Королевства надеется на существование мультикультурного и многоконфессионального общества на территории Великобритании и предпринимает для поддержания этого все необходимые шаги: «Наша цель — служить нашей общине и сотрудничать со всеми сегментами общества для достижения общего блага... Мы открыты для диалога и продолжим приглашать представителей властей и гражданского общества на наши мероприятия» [10].

В настоящее время сотрудниками мусульманского Совета Великобритании разрабатываются и проводятся в жизнь разнообразные программы, направленные на поступательную интеграцию мусульман в британское общество. В самой структуре существует около четырнадцати организаций, которые занимаются вопросами межрелигиозного сотрудничества и формирования положительного образа мусульман среди немусульманского населения Соединенного Королевства. Есть также группы по работе с молодежью, в чьи задачи входит борьба с исламофобией и расизмом.

Деятельность Совета проходит под лозунгом активного участия в жизни гражданского общества Великобритании и постоянного плодотворного сотрудничества для создания процветающего и сплоченного государства, в котором всем будут обеспечены равные права и социально-экономические условия. В своих выступлениях руководство Совета регулярно подчеркивает, что они являются «именно такой организацией, которая выступает от имени мусульманского сообщества Великобритании и представляет его интересы..., это орган демократической системы, который нацелен на достижение общего блага и старается оказывать влияние на принятие политических решений через свое активное участие» [11].

Учитывая стремительный рост уммы на территории Великобритании, а также, принимая во внимание увеличение политического влияния мусульман в государстве, британскому правительству следует инициативнее сотрудничать с Советом, так как именно мусульманский Совет Великобритании на данный момент признан крупнейшим объединением мусульман страны, которое руководствуется в своей деятельности демократическими принципами. Создав и правильно направив диалог между мусульманскими общинами, расположенными на территории Соединенного Королевства, и немусульманскими окружением, у правительства появится возможность достичь столь необходимое взаимопонимание по вопросам развития межкультурных отношений в многоконфессиональном британском обществе.

Литература:

1.      www.deyerler.org. (дата просмотра 09.05.2014).

2.      www.deyerler.org. (дата просмотра 17.05.2014).

3.      Bright М. When progressives treat with reactionaries. The British States's flirtation with radical Islamism. London. Policy Exchange. 2006.

4.      www.iamaat.org (дата просмотра 10.05.2014).

5.      www.thequardian.com (дата просмотра 17.05.2014).

6.      www.mjah.orq.uk (дата просмотра 10.05.2014).

7.      www.iimes.ru Плещунов Ф. О. Кому лоялен Мусульманский совет Великобритании (дата просмотра 19.05.2014).

8.      www.idmedina.ru Бородай С. Ислам в Великобритании, (дата просмотра 10.05.2014).

9.      Seidler V. J. Urban fears and clobal terrors. Citizenship, multicultures and belongings after 7/7. USA and Canada. Routledge.2007.

10.  www. islamrf.ru (дата просмотра 10.05.2014).

11.  www. islamrf.ru (дата просмотра 10.05.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle