Библиографическое описание:

Порожняк Н. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 559-561.

В условиях изменения содержания образования, перехода к компетентностному подходу, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии.

Средства информационно-коммуникационных технологий — это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [2].

Информационно — коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [1].

Наиболее часто используемые элементы ИКТ при изучении иностранного языка:

-                   мультимедийный проектор,

-                   интерактивная доска,

-                   электронные энциклопедии и справочники,

-                   образовательные ресурсы Интернета,

-                   видео и аудиотехника,

-                   тренажеры и программы тестирования,

-                   электронные учебники и пособия,

-                   интерактивные конференции и конкурсы,

-                   научно-исследовательские работы и проекты,

-                   дистанционное обучение.

По возможности использования средств информационных технологий в образовательной деятельности можно вывести следующую классификацию:

1.      для поиска информации, применением браузеров и различных поисковых систем и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т. д.);

2.      для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала;

3.      для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков и электронных словарей;

4.      для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5.      для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype и т. д.);

6.      для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw и др. [1].

Перечисленные средства ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством формирования коммуникативных навыков, одним из важнейших аспектов оптимизации учебного процесса и расширения спектра арсенала методических средств и приемов.

Значительную роль в изучении иностранного языка играет использование Интернет технологий:

-          On-line тесты,

-          видеоконференции и On-line общение с носителями языка,

-          работа с сайтами на английском языке,

-          проекты.

Основными целями и задачами применения ИКТ являются:

-        значительное повышение мотивации к изучению языка (творческий подход, новизна, самостоятельность и компетентность в решении поставленных задач, личностный рост, положительный эмоциональный фактор),

-        развитие речевой компетенции,

-        развитие навыка самостоятельного изучения английского языка.

-        развитие креативных способностей у учащихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы способствуют развитию различных видов речевой деятельности, осознанию языковых явлений, созданию коммуникативных ситуаций, автоматизации языковых и речевых актов.

Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию — это заинтересованность обучающихся.

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать иностранную речь, адаптируя её в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.

Интерактивность приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать комплекс методических, дидактических и психологических задач, делая процесс обучения более интересным и креативным. Например, знакомить с культуроведческими аспектами, такими как этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, формировать навыки и умения чтения текстов сети разной степени сложности, совершенствовать навыки аудирования и умения письменной речи, пополнять свой вокабуляр, лексикой современного иностранного языка. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом учитываются индивидуальные возможности работы каждого студента. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, излагать материал более доходчиво, экономя время для речевой практики, делать занятия более наглядными, обеспечивать моментальную обратную связь, повышать интенсивность учебного процесса, объективно оценивать действия учащихся, приучать их к самостоятельной работе с материалом, активизировать познавательную активность, делать содержание курса нестандартным и привлекательным, обеспечивая повторение ранее пройденного материала.

Следовательно, современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а как следствие, сказывается на общем развитии учащихся.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой информации: страноведческий материал, новости, газеты и журналы, художественная и научная литература и т. д. В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого предлагается студентам составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Грамматические навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; расширять вокабуляр обучающихся; формировать мотивацию к изучению английского языка.

Следовательно, использование новых телекоммуникационных и информационных технологий в учебном процессе позволяет получать доступ к большим объемам информации, организовывать самостоятельную учебную работу, обеспечивать возможность дистанционного обучения (т. к. обучающие материалы представлены в графическом виде), повышать интерес и изучению иностранного языка.

Однако внедрение в учебный процесс ИКТ не исключает традиционные способы и методы обучения. Они сочетаются с ИКТ на всех этапах учебного процесса, что значительно повышает эффективность обучения, стимулирует студентов к самосовершенствованию и помогает им свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, мы формируем коммуникативную компетентность.

Литература:

1.      Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. — № 5. — С. 25–31.

2.                   Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б. П. Сайков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 406 с.: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle