Влияние мозговых центров на процесс развития государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 14.06.2014

Статья просмотрена: 689 раз

Библиографическое описание:

Ортиков, К. С. Влияние мозговых центров на процесс развития государства / К. С. Ортиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11572/ (дата обращения: 25.04.2024).

Идеи гремят на весь мир громче пушек. Мысли могущественнее армий. Принципы одержали больше побед, чем конница и колесницы.

Уильям Пакстон

В статье рассматривается роль мозговых центров в процессе развития государственности. Также, в нем освещается краткая информация о возникновении первых мозговых центров в США, которые послужили в развитии установления международных связей межу США, Европой и Японии, а также их роль в совершенствовании внешней политики путем прикладных наук как программирование.

Сегодня большинство научных деятелей приходят к мнению, что гуманитарные науки как политология, геополитика и другие гуманитарные дисциплины эволюционируют на новый уровень, подобно как делаются прогрессивные открытия в точных науках. Также, издавна мудрецы отмечали, что наука будь она точная или гуманитарная, ей нет границ до совершенства. Однако, стремительный процесс развития всех дисциплин начался после второй мировой войны, когда впервые научный мир начал использовать вычислительные машины — компьютеры. Таким образом, компьютерные технологии послужили мощным рычагом развития всех дисциплин в современном научном мире. Но подробно об этом мы раскроем ниже нашей статьи. Данная статья больше акцентрируется на мозговых центрах современности, которые дают импульс развитию государству.

Так, сегодня в эпоху глобализации и массового развития телекоммуникационных технологий способствовали массовому проникновению различных идей и идеологии, как в общественном, так и государственном масштабе. В данном случае по большему случаю той или иной политической системе в рамках государственности становится все более сложней ориентироваться в области политики и в социальной сфере. В первые подобными трудностями согласно геополитики всегда сталкиваются государства, которые имеют высокий потенциал развития в сфере социальной политики и административного управления. Таким образом, становится очевидно, то, что если возникают различные типы проблем и вопросы в рамках социального или государственного уровня то, в данном случае административный аппарат государства всегда сталкивается с трудностями, и парой в большинстве случаев эффективность госуправления в вышеуказанных аспектах проявляют свою слабость и не способность решать подобные проблемы в одиночку.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития государственной системы на сегодняшний день все большее количество государств мира нуждаются в аналитических центрах или иными словами «Мозговыми центрами». На наш взгляд это не случайно. Так как, сегодня исходя из анализа СМИ, все больше и больше государств мира нуждаются в анализе политических и социальных событий, которые происходят в современном мире. Именно анализ политических и социальных событий могут способствовать формированию стратегии и тактики управления при сложных системах. Это значит, анализ текущей ситуации и тенденции развития в той или иной области способствуют построению прогнозов, поиску путей выхода из кризисных ситуаций и решению комплексных задач в сфере внешней и внутренней политики.

Справочно:«Мозговые центры» представляют собой независимые институты, созданные для проведения исследований и приобретения объективного знания, применимого в области политики. Они заполняют критический вакуум в пространстве между академическим миром, с одной стороны, и сферой власти, с другой стороны. В университетах научно-исследовательская работа зачастую определяется теоретическими и методическими дебатами, лишь отдаленно связанными с реальными политическими проблемами. В правительстве же должностные лица, погруженные в конкретные требования повседневной политики, нередко слишком заняты для того, чтобы отступить на шаг и пересмотреть общую траекторию политики в целом. Поэтому основная функция «мозговых центров» — помочь восполнить этот разрыв между миром идей и миром действий [1].

В первые, в истории понятие мозговой центр появился в США. Однако не следует забывать, что по большому счету мозговые центры современности выполняют роль современных исследовательских университетов. Это значит, ее история начинается с появлением первых университетов в человеческой цивилизации. Тем не менее, роль университетов в прошлом носила академический характер и не так сильно влияло на политический процесс того или иного государства с одной стороны, а с другой стороны мозговые центры известны в академических кругах как университеты без студентов и организации, осуществляющие исследования на контрактной основе [2].

Следует отметить, что впервые на государственном уровне начали влиять мозговые центры именно в США. В течение всей истории США у правящего класса существовало стремление привлекать ученых и специалистов в качестве экспертов к принятию важнейших решений. Национальная академия наук (National Academy of Science) была создана специальным решением Конгресса США еще в 1863 г. как коллективный советник конгресса и правительства — 50 ее первоначальных членов должны были и в индивидуальном порядке, и как коллективный орган консультировать руководство страны по важнейшим вопросам общественного развития. В дальнейшем к академии наук также законодательными актами были отнесены Национальная инженерная академия (National Academy of Engineering) и Институт медицины (Institute of Medicine). Все вместе они образовали Национальный исследовательский совет (National Research Council), который остается главным советником правительства и конгресса по всем вопросам, связанным с научно-техническим прогрессом. Появление в США таких организаций, как «мозговые центры», является логическим продолжением линии на привлечение научной и профессиональной экспертизы к решению проблем практической политики. Они охватывают значительный сегмент экспертной деятельности, связанный с социально-политическими и экономическими аспектами жизни общества. Поэтому данный вид научных организаций получил в США заметное развитие [3].

Так и начинается история понятия «мозговой центр» (от англ.- Thinktank). На современном этапе развития «Мозговые центры» подразделяются на пять категорий:

Первое — мозговые центры, ориентированные на военно-промышленный комплекс;

Второе — Футурологические институты, изучающие вопросы о возможных возникновений проблем будущего;

Третье — Мозговые центры, пропагандистского (адвокатского — с англ. advocacy), занимающиеся определением, защитой и отстаиванием интересов гражданского общества;

Четвертое — Локально ориентированные мозговые центры, институты урбанистики и регионального развития (Фонды);

Пятое — Сетевые виртуальные сообщества высококвалифицированных профессионалов по проблеме развития.

Также, уже известно, что впервые значимость знаний и системного анализа сообразили Соединенные Штаты Америки, и им первым удалось внедрить мозговые центры в практику в целях развития и исследования научных дисциплин в различных областях науки. Так был создан в 1916 году Институт Брукингса и в 1919 году Институт Гувера. В компетенциях первых мозговых центров США заключалось в том, что данные институты должны были предоставлять консультации государственным должностным лицам, связанные с внутренней политикой в рамках защиты общественных интересов. Можно сделать вывод о том, что первые мозговые центры США были созданы с целью обеспечить внутри страны стабильную социальную базу.

Затем последовала вторая волна мозговых центров. Вторая волна больше всего акцентировалась на исследованиях в области развития военной техники для достижения военного превосходства. Так как создание новых типов оружия и информационных технологий способствовали (и способствует) сыграть решающую роль в военной победе.

Также известно, что академические круги мозговых центров США вместе с влиятельными политиками Конгресса разрабатывали планы по спасению Европы. В конце 1940-х и до середины 1950-х годов американские корпорации и банки предоставляли безвозмездные финансовые средства для восстановления экономической ситуации Западной Европы (план Маршала).

Это положительно отразилась в развитии военно-политических связей в рамках НАТО и экономического сотрудничества с Западной Европой. Также данный аспект послужил гарантом устойчивых связей между США с Западной Европой. Аналогичным путем затем США пошла и с Японией. Данная стратегия была благоприятным не только для самих Соединенных Штатов, но также и для мозговых центров. Так как, политическая ситуация того времени требовала новейших разработок и стратегии политического курса для США, а это по большому счету проектировалось в мозговых центрах.

После Второй мировой войны в США в 1948 году формируется корпорация РЭНД (Research and Development). Данная корпорация была создана в целях исследования системного анализа. С начала 1950-х годов РЭНД выполнял заказы американских правительственных организаций в области национальной безопасности. Но, с 1960 года сотрудники РЭНД активно перешли исследованиям компьютерным технологиям и программированию [4]. Также, РЭНД ориентировался в области исследования военной стратегии и доктрин политической системы СССР, включая советскую экономику, внешнюю политику и научно-технический прогресс. Также, в открытых источниках интернета авторы различных статьей опубликовали информацию о том, что сотрудники РЭНД активно переводили на английский язык большое количество фундаментальных советских публикаций, а также проводили закрытые совещания с иммигрантами из СССР, которые открывали им различные неофициальные секретные данные. Иными словами можно сделать вывод о том, что данная корпорация собирала все необходимые информации, и согласно этим данным разрабатывали политический курс и делали долгосрочные прогнозы. В целом, следует отметить, что РЭНД как мозговой центр делает упор на долгосрочные прогнозы, всесторонний стратегический анализ и решение технических задач (проблем).

Таким образом, следует сделать вывод, что сегодня количество мозговых центров во всем мире возрастают. В свою очередь, это является сильным толчком эскалации идеологической и политической борьбы, а также разработка различных техноустройств и программных обеспечений, которые стали неотъемлемой частью нашего бытия.

Далее, следует отметить роль вычислительных машин — компьютеров в развитии мозговых центров. Так, первые компьютерные технологии тщательно были использованы сотрудниками РЭНД. Это не случайно, а намеренно. Так как, изучая и создавая различные программные обеспечения они добились многих результатов не только в развитии в сфере программного обеспечения, но также в предсказании возможного будущего в сфере политики применяя эти разработки.

Так, например корпорацией РЭНД был разработан метод «Сценарий» (от англ.-Scenario). Сценарий — это один из наиболее распространенных методов, применяемых в США для прогнозирования международных отношений. Сценарий — это еще не прогноз; последний, как правило, в этом случае будет строиться на выводах, полученных в результате разработки целого ряда сценариев. В ходе такой разработки проверяются различные комбинации внешнеполитических целей, предпосылок и различных факторов, определяющих и развитие международных событий, и возникновение той или иной гипотетической ситуации. Сценарий — пошаговый список наиболее вероятных ситуаций и их решений, и, как правило, является плодом коллективного труда потому, что сценарий — это довольно объемный труд, который нужно создать в кратчайшее время [4].

Также, корпорация РЭНД создала техническую симуляцию (имитацию) с англ. Simulation Technique. Наибольшее практическое применение техника имитации нашла при специально выбранном пути изучения советской системы. Эта программа позволяла учесть сколь угодно большое число постоянно меняющихся и неопределенных факторов, и она была принята как методологически обслуживающее средство для разведывательно-исследовательских разработок в США, направленных против Советского Союза. «Сложные системы логично рассматривать только в динамике, понимая, что изменения, происходящие в них на наших глазах, вызваны отнюдь не только что оказанным на них существенным воздействием, а опосредованы целой цепочкой воздействий и ответных реакций систем на протяжении прошлого периода времени, неопределенно уходящего вглубь десятилетий и даже веков [4].

Для моделирования таких систем начали широко применять методы имитации поведения систем с использованием компьютеров. Имитационная модель описывает структуру и внутреннее взаимодействие в системе. Модель записывается на специализированном алгоритмическом языке имитации. Методы имитации более трудоемки, чем математические методы, менее изящны и лаконичны, но зато имитация обладает большей эвристической силой, проста в использовании и широко доступна для восприятия людьми, не подготовленными специально к работе с моделями.

В отличие от математической модели имитационная модель допускает вмешательство в ее работу на любом этапе моделирования, перестройку, вставление, устранение или замену отдельных блоков модели без существенной перестройки остальных; ее структура независима от характера используемых переменных и от точности исходных данных. В силу своей гибкости, хорошей адаптируемости к условиям моделирования, нечувствительности к его условиям, нечувствительности к изменениям структуры и характера переменных имитационные модели отлично соответствуют особенностям применения системного анализа к исследованию сложных систем».

Но, тем не менее, следует подчеркнуть, что компьютер делает расчеты о будущем математическим путем, а нам известны факты, когда дипломатия находила компромиссы даже в самих кризисных ситуациях и тем самым меняла ход истории человечества. Однако, это не означает, что техническая симуляция истратила свою актуальность, а наоборот западные ученые усовершенствуют ее с каждым днем и ее расчеты становятся еще более ближе к реальному времени.

В заключении хотелось бы отметить, что в современном мире, когда идет процесс глобализации руководители высшего звена того или иного государства нуждаются в постоянном наблюдение различных аспектов в области политики, экономики и социальной жизни. Таким образом, это означает, что аппарат управление нуждается не только в традиционных системах сбора и обработки информации, но и в их анализе, позволяющие оперативно оценить реальное состояние того или иного вопроса. Данные комплекса вопросов могут быть рассмотрены и быть решены аналитическими путями со стороны мозговых центров.

В целом мозговые центры, исходя из вышесказанного, возникают в ответ на актуальные вызовы развития, как общества, так и государства. Мозговые центры являются инструментом, который способствует в содействии управления и вовлечения в процесс решений проблем населения и гражданского общества, а также использования передового международного опыта. Также, цель создания мозговых центров ориентирована на выработку и реализации эффективной политики, направленной на достижения устойчивого безопасного развития в интересах государства. В данном случае роль развития современных информационных технологий способствуют стимулированию создания новых мозговых центров как необходимой формы поддержки принятия решений. Кроме того, одним из приоритетных задач мозговых центров включают в себя содействие налаживанию отношений между властью, бизнесом и обществом. Таким образом, мозговые центры в силу своих исследований проблем в области политики, экономики и общественных отношений занимают важные позиции в развитии государства.

Также необходимо подчеркнуть, что в деятельности мозговых центров не должен вмешиваться жесткий идеологический контроль. Так как, в истории известно, что одним из аспектов развала СССР являлся жесткий идеологический контроль, который негативно отражался в развитии политической альтернативы с одной стороны и реформаторства внутри советской системы с другой стороны. Иными словами негативно отражался в мире науки. Так как идеологическое давление не способствовало развитию и формированию независимых мозговых центров. Но, тем не менее, действующие мозговые центры должны соблюдать все нормы и законы в той стране, где они ведут свою научную деятельность.

Литература:

1.      Политология словарь, Мозговые центры-http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/3871/МОЗГОВЫЕ

2.      Pascal Abb «China’s Foreign Policy Think Tanks:  Changing Roles and Structural Conditions» - www.researchgate.net

3.      Г.Б. Кочетков, В.Б. Супян - «Мозговые центры» в США: Наука как инструмент реальной политики.

4.      Мозговые центры США -http://www.redov.ru/istorija/razgrom_sovetskoi_derzhavy_ot_ottepeli_do_perestroiki/p5.php

Основные термины (генерируются автоматически): США, центр, область политики, Западная Европа, системный анализ, внешняя политика, внутренняя политика, государственный уровень, гражданское общество, жесткий идеологический контроль.


Похожие статьи

Сравнительный анализ политических культур Запада и Востока

Гражданское общество — характерная черта западной культуры.

На Западе относятся к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом.

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Гражданское общество как «мягкая сила». Умная сила («smart power») — сочетание мягкой и жесткой силы, это национально-ориентированной политика, проводимая консенсуальным соглашением, соблюдаемым политической элитой.

Основные теоретические подходы к анализу внешней политики...

Внешняя политика иногда рассматривается как «высокая политика», связанная с государственной безопасностью и ключевыми ценностями, в сферу которой не должна вмешиваться внутренняя политика [34].

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка...

Обостренное стремление общества к консолидации всегда происходит на фоне двух причин: ухудшение благосостояния и отсутствие цементирующего морально-идеологического стержня. Чаще всего происходит так, что при анализе восхождения к власти крайне правых политиков...

Трансформация политики европейской безопасности и обороны...

Ключевые слова: европейская безопасность, НАТО, ЕС, США, политика обороны, Западноевропейский союз. Вопрос обеспечения безопасности — один из ключевых вопросов как внешней, так и внутренней политики любого государства.

Процесс принятия внешнеполитических решений США

Оно ориентировано на оперативную помощь президенту и осуществление контроля за внешней политикой и спецслужбами. Приоритетные цели и задачи СНБ: подготовка рекомендаций президенту по вопросам внутренней, внешней и военной политики...

Влияние крупных держав как ведущих политических акторов на...

Мессианский политический дискурс США нашел отражение еще в статье Георга Зиммеля “Европа и Америка во всемирной

только начинали осознавать[5]. В наши дни главной чертой внешней политики первого и второго сроков нахождения во власти в США администрации Дж.

Похожие статьи

Сравнительный анализ политических культур Запада и Востока

Гражданское общество — характерная черта западной культуры.

На Западе относятся к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом.

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Гражданское общество как «мягкая сила». Умная сила («smart power») — сочетание мягкой и жесткой силы, это национально-ориентированной политика, проводимая консенсуальным соглашением, соблюдаемым политической элитой.

Основные теоретические подходы к анализу внешней политики...

Внешняя политика иногда рассматривается как «высокая политика», связанная с государственной безопасностью и ключевыми ценностями, в сферу которой не должна вмешиваться внутренняя политика [34].

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка...

Обостренное стремление общества к консолидации всегда происходит на фоне двух причин: ухудшение благосостояния и отсутствие цементирующего морально-идеологического стержня. Чаще всего происходит так, что при анализе восхождения к власти крайне правых политиков...

Трансформация политики европейской безопасности и обороны...

Ключевые слова: европейская безопасность, НАТО, ЕС, США, политика обороны, Западноевропейский союз. Вопрос обеспечения безопасности — один из ключевых вопросов как внешней, так и внутренней политики любого государства.

Процесс принятия внешнеполитических решений США

Оно ориентировано на оперативную помощь президенту и осуществление контроля за внешней политикой и спецслужбами. Приоритетные цели и задачи СНБ: подготовка рекомендаций президенту по вопросам внутренней, внешней и военной политики...

Влияние крупных держав как ведущих политических акторов на...

Мессианский политический дискурс США нашел отражение еще в статье Георга Зиммеля “Европа и Америка во всемирной

только начинали осознавать[5]. В наши дни главной чертой внешней политики первого и второго сроков нахождения во власти в США администрации Дж.

Задать вопрос