Библиографическое описание:

Ишбулатова И. А. Проблемы государственной поддержки бизнеса // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 280-281.

Развитие малого и среднего бизнеса является актуальной проблемой в условиях модернизации существующей экономики России. Предпринимательство играет важную роль в любой стране: обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает ресурсные потребности крупных предприятий. В условиях медленного и неустойчивого выхода экономики из кризиса государственная политика поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне остается противоречивой и несбалансированной.

Общие проблемы в России, возникающие при поддержке государства малому и среднему предпринимательству — это проблемы макро-уровня. В литературе выделяют следующие проблемы, связанные с мерами государственной поддержки рассматриваемого сегмента рынка:

1)      Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на бизнес в целом и малые предприятия в частности. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства ограничен. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов.

2)      Несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства является фактором избыточных административных барьеров и коррупции в системе государственных и контролирующих органов.

3)      Слабость государственной финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Несовершенство финансово-кредитной системы. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки по кредиту. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов [1].

Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого и среднего предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Уровень развития малого и среднего бизнеса в России существенно отстает от экономически развитых стран. Можно констатировать, что государственная поддержка малых и средних предприятий у нас находится на довольно слабом уровне. Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами [2].

В Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены определенные организационно-правовые формы отечественного предпринимательства, осуществляемого хозяйствующими товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными предприятиями [3]. В условиях современного финансово-экономического кризиса особое внимание уделяется в России малому и среднему предпринимательству как основе рыночного хозяйства. Так, в 2007 году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4]. В декабре 2009 года принят нормативный правовой акт Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, где отмечается роль малого и среднего предпринимательства в реализации антикризисных мер [5]. Реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год осуществляется в настоящее время Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6].

Поддержку малому предпринимательству оказывают негосударственные структуры: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды. Мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне.

Считаем, что реализация государственной поддержки малого предпринимательства позволила снизить социальную напряженность на рынке труда через увеличение количества рабочих мест на вновь создаваемых малых предприятиях, привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в российскую экономику, но этого еще не достаточно.

Можно согласиться с А. Ф. Пьянковой, которая признает субъект малого предпринимательства слабой стороной в договорных отношениях с крупными компаниями [7].

Одной из основных проблем, решаемых гражданским правом, является защита слабой стороны в договорном обязательстве. Для выявления слабой стороны требуется более гибкий подход.

Л. Гарвин в результате экономико-юридического анализа пришел к выводу о том, что бизнес, который составляет сейчас весьма значительную долю субъектов гражданского оборота, не вписывается ни в категорию потребителей, ни в категорию коммерсантов. По его мнению, предпочтителен гибкий правовой режим, основанный на стандартах: суд, рассматривая конкретное дело, должен учитывать относительную опытность, издержки на получение информации, когнитивные способности и другие характеристики [7].

Договорные отношения отличаются значительным разнообразием, в том числе и неоднородностью участников таких отношений. Поэтому нецелесообразно жесткое установление единого критерия «слабости» стороны договора — соотношение договорных возможностей должно определяться применительно к конкретной ситуации. При определении субъекта малого предпринимательства за основу могут быть взяты критерии, данные в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Отголоски рассматриваемого гибкого подхода нашли отражение в новейшей практике Высшего Арбитражного Суда Российской федерации. Так, ВАС РФ признал, что если проект кредитного договора разработан банком и содержал в себе условия, существенным образом нарушающие баланс интересов сторон, то индивидуальный предприниматель — заемщик по договору — вправе ссылаться на положения ст. 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре присоединения.

Подводя итоги вышесказанного, можно отметить следующее, для того, чтобы разрабатываемые программы поддержки и развития малого предпринимательства стали действенными, необходимо учесть недостатки предыдущих программ и обеспечить более высокую их целенаправленность, посредством чего получится сократить безработицу и увеличить налоговые поступления в государственную казну. Во многих случаях решение проблем бизнеса, можно прибегнуть к практике западных стран, где на частных предпринимателей приходится до 60 % ВВП.

Литература:

1.      Любичев Г. В. Перспективы венчурного финансирования малого бизнеса // Молодежный Научно-технический вестник. — 2012. — № 9. — С. 2.

2.      Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. — Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2008. — С. 29, С. 122, С. 154.

3.      Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) // Собрание зак-ва Рос. Федерации от 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301.

4.      Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание зак-ва Рос. Федерации от 30.07.2007. — № 31. — Ст. 4006.

5.      План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год, утв. Правительством РФ 02.03.2010 [Электронный ресурс] ИПС «Консультантплюс» — Дата обращения 18.10.2013

6.      Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов; Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред.от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] ИПС «Консультантплюс» — Дата обращения 18.10.2013

7.      Пьянкова А. Ф. Субъект малого предпринимательства как слабая сторона в договоре // Безопасность бизнеса. — 2012. — № 3. — С. 38–39.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle