Библиографическое описание:

Алиева А. Э. Приоритеты нетрадиционных методов в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 457-458.

В последнее время в Республике Узбекистан уделяется большое внимание изучению иностранных языков, особенно английского языка как средства международного общения. В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» подчёркивается, что «в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество». Вместе с тем указывается, что необходимо использовать передовые информационные и медиа-технологии, а также нетрадиционные методы обучения.

С 2013/2014 учебного года в Узбекистане «изучение иностранных языков, преимущественно английского языка, поэтапно на всей территории республики начинается с первых классов общеобразовательных школ в форме игровых уроков и уроков разговорной речи, а начиная со второго класса — с усвоением алфавита, чтения и грамматики; преподавание в высших учебных заведениях отдельных специальных предметов, особенно по техническим и международным специальностям, ведется на иностранных языках» [1].

Сегодня во всех образовательных учреждениях Узбекистана обучение иностранным языкам, особенно английскому языку, организовано в рамках требований современности, когда масштабы преподаваемых обучающимся знаний всё более и более увеличиваются. Это требует ежедневного упорного и активного труда, методического совершенства, а также педагогического мастерства от преподавателей иностранных языков.

В последнее время преподаватели иностранных языков активно используют в своей деятельности нетрадиционные и интерактивные формы обучения. Как мы знаем, в Законе Республики Узбекистан «Об образовании» особо подчёркивается необходимость использования самых современных форм новых педагогических технологий, в частности, применения современных методических и дидактических методик, отвечающих требованиям Европейских образцов, при обучении иностранным языкам. Современных школьников, учащихся колледжей и лицеев, студентов вузов необходимо воспитывать всесторонне развитыми, достойными гражданами своей страны. Кроме этого, по старым методикам преподавания преподаватель всего лишь объяснял новую тему учащимся, а потом требовал от них знаний путем ответов на вопросы непосредственно на уроках и путем контрольных работ в конце четверти. Сегодня же современные педагогические, инновационные технологии позволяют объяснять учебный материал от простого к сложному, путем использования интерактивных методов обучения, различных игр, дебатов, семинаров и др. Основная же сущность современных технологий в том, чтобы всесторонне расширить мировоззрение учащихся, формировать их мышление.

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме, а также обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку.

В настоящее время на занятиях по английскому языку применяются в основном такие нетрадиционные методы, как урок-путешествие, игра, конкурс, беседы и другие. При этом рекомендуется работать с микрогруппами. К примеру, урок-путешествие может быть на тему «Путешествие в англоязычные страны». Группа или класс делится на 3 микрогруппы. Одна группа получает задание по Великобритании, вторая — по США, третья — по Канаде. В задании предлагается рассказать о стране, о достопримечательностях, о городах. Можно дать задание подготовить маленькое слайд-шоу по теме с помощью Интернета. Можно также дать задание по работе с картой, с фотооткрытками, с таблицами. Основное внимание должно быть уделено развитию устной речи. При работе с подготовленными слайд-шоу можно организовать своеобразный конкурс «Кто лучший экскурсовод».

На семинаре по английской литературе работу можно организовать работу с кластерами, с диаграммами. При работе с кластерами студентам даются рекомендации по составлению кластера. После составления кластера каждая микрогруппа делает маленькое сообщение о жизни и творчестве писателя: краткая биография, произведения, герои произведений, о чем идет речь в произведениях и т. д.

Во время педагогической практики студентам-практикантам рекомендуется применять игры. К примеру, на уроке английского языка с помощью кубиков можно организовать игру «Вопрос — ответ» для закрепления новых слов. На каждую из 6 сторон кубика пишутся новые слова. Кубик кидается. Кому какое попадётся слово, тот должен сразу перевести его на русский или узбекский язык. Затем должен задать вопрос с использование этого слова и ответить на него.

При игре «У кого больше друзей?» класс делится на две группы. Первая группа — иностранцы, а вторая — местные. Они знакомятся друг с другом, задавая вопросы и отвечая на них. Спрашивают о том, как зовут, сколько лет, откуда приехал, в каком классе учится и т. д. Например: -What is your name? — My name is Tom. -Where are you from? — I am from Birmingham, the capital of West Midlands. — How old are you? — I am twelve. — What from are you in? — I am in the first form of a Grammar school. — How many pupils are there in your group? — Twenty five. — What is your father? -My father is a Teacher.

Таким образом, при применении нетрадиционных методик уроки английского языка становятся интересными и содержательными и помогают развивать устную речь обучаемых. Нетрадиционные формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Нетрадиционные формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Сама организация нетрадиционной формы урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. нетрадиционные формы урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе. В процессе проведения нетрадиционных форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. [2]

Литература:

1.         Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» URL http://uza.uz/ru/documents/21669/

2.         Кузнецова Л. Н. Выступление на городской опытно — экспериментальной площадке по теме: «Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку». URL http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/ispolzovanie-netraditsionnykh-sposobov-i-priyomov-raboty-na-uroke

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle