Библиографическое описание:

Одилов О. О. Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему войны, на примере героев романа Уткира Хошимова «Между двух дверей» — Олимжона, и Коли Охотникова, в произведении «Отважные» Александра Войнова // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 554-556.

Образ ребёнка занимает в художественной литературе столь важное место, что издревле в народном фольклоре сформировалось отдельное направление для детей. Детский фольклор, вобравший в себе психологию, внутренний мир и чистое мировосприятие ребёнка является неотделимой частью литературы. В художественной литературе есть отдельное направление, называемое детской литературой, в котором создаются произведения для детской аудитории. В таких произведениях возвеличиваются лучшие человеческие качества как чувства дружбы и патриотизма, простота и трудолюбие.

Есть такие произведения, написанные для взрослых, в сюжете которых особое место занимает образы детей. В эти произведения образ ребёнка вноситься в разных литературных целях. Многие писатели создали образы детей исходя из идеи своих произведений и требований изображаемой в них действительности. В данной статье мы стараемся завести речь о сходствах и различительных чертах образов Олимжона и Коли Охотникова в произведениях «Между двух дверей» узбекского писателя Уткира Хошимова и «Отважные» — русского писателя — реалиста Александра Войнова.

Прежде всего, следует подчеркнуть один факт: оба писателя, то есть и У. Хошимов и А. Войнов, являются представителями литературы двадцатого века. Но Александр Войнов — непосредственный участник войны, а Уткир Хошимов — представитель послевоенного поколения. Следовательно, А. Войнов описывает в своих произведениях непосредственно ужасы войны, а У. Хошимов, в основном, рассказывает о людях, самоотверженно трудившихся в тылу. Хотя У. Хошимов собственными глазами не видел войну, в период начала его литературной деятельности раны войны ещё не зажили в сердцах людей. В прологе романа «Между двух дверей» автор говорит так: «Многих людей — героев этой книги видел сам, разговаривал с ними. С некоторыми — воочию, с некоторыми — с их душами…». [1, с. 3]

Горе — великая сила, способная заставить человека взрослеть за один миг. Психология ребёнка такова, что может не в полной мере осознавать постигшее горе, но очень тонко чувствует это сердцем. Именно эту правду жизни в своих романах особо подчеркивают оба писателя. Одна из героев романа «Между двух дверей» (Робия — девушка, которую постигло горе) говорит так: «Хотелось плакать, но заплакала. Даже мать не заметила это. Нежданное горе, оказывается, в один день превращает ребенка во взрослого». [1, с. 55] Что интересно, эта же мысль есть и в романе «Отважные», только в нём она звучит не из уст героя, а автора произведения: «Коля сидел молча. Он за последние дни пережил столько ужасов, что повзрослел мгновенно». [2, с. 21] Как видно, оба писателя одинаково почувствовали воздействие в психику детей огромных трагедий Второй Мировой войны.

Герой романа «Между двух дверей» Олимжон — десятилетний ребёнок, но он изнутри чувствует горе постигшее всю страну. Он говорит и мыслит по-взрослому, от души хочет внести свой вклад в победу над врагом. В романе есть такая сцена: «- Нет, ты иди, ладно! — прервала я его. — Тебе утром в школу надо. Иди, возьми портфель свою, тетрадь промокнет.

— Сестра! — громко заплакавши, обнял меня Олимжон. — Не уйду! — кричал он. — Не уйду! Не нужна мне школа, сестра!» [1, с. 207]

На первый взгляд такие слова десятилетнего мальчишки кажутся обычной шалостью ребенка, чтобы не пойти в школу. Интересно, если Олимжон не хотел учиться, тогда почему Уткир Хошимов описывает его как весьма одаренного мальчугана? Если он не одаренный, тогда почему учится после войны в институте и дослуживается до председателя горисполкома? Ведь он был сыном простого колхозника! Дело в том, что Олимжон, хотя и не совсем осознавал истинную суть слова ВОЙНА, в глубине души чувствовал огромное горе, постигшее людей. Его стремление работать в колхозе рядом с взрослыми вместо учёбы в школе — не детская шалость! Просто он горит желанием сделать что — то для страны, своим трудом помочь тем, кто сражался на фронте!

Однажды он говорит Робие так: «- Сестра! Когда стану взрослым я тоже пойду на фронт, да?». [1, с. 214]

Обратите внимание, на самом деле он не полностью ещё осознает, что такое война, но хочет быстрее повзрослеть и защищать Родину (он под словом Родина понимает своё село) от врага. Потому что он знает, что Родина нуждается в защите.

Для сопоставления рассмотрим образ Коли Охотникова из романа «Отважные» русского писателя Александра Войнова. В этом произведении повествуется об освобождении от фашистских захватчиков одного из городов-героев на берегу реки Сейм и о подвигах в этих сражениях 13-летнего парнишки — партизана Коли Охотникова. В отличие от героя узбекского писателя, герой произведения А. Войнова с первых дней войны чувствует на себе её тягости, а с момента казни фашистами своей матери полностью осознаёт — что такое война. Следует заметить, стиль раскрытия психологии ребёнка у А. Войнова в отличие от У. Хошимова довольно резок. Коля Охотников, как и Олимжон — умный, стойкий к трудностям ребёнок. Но каждым его действием управляет неиссякаемая жажда мести за казненную мать, за отца в концлагере врага. У Олимжона нет таких переживаний. В его переживаниях преобладает чувства помощи старшим, долг перед Родиной.

Динамика душевных переживаний главных героев в обоих романах приобретает разное направление. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что изображать ребёнка в образе мыслящем как взрослый, задача весьма непростая, так как чрезвычайная его отвага могла бы вызвать сомнение у читателя. В данном вопросе оба писателя пошли по своеобразному пути. Создавая образ Олимжона, Уткир Хошимов не упускал это из поля зрения. Возмём, к примеру, два эпизода из его романа: «…ребята, из среды девушек вышел один мальчик и побежал сюда. Узнал его сразу — Олимжон! Бежит с пустым мешком над головой. Прибежав, он быстро запрыгнул в кабину двигающегося трактора, устроившись рядом, громко крикнул — Хотите яблока, опа? Затем, не дожидаясь ответа, достал из штанов два яблока, вытянув одно из них мне». [1, с. 322] Один только данный штрих прекрасно воссоздаёт перед взором читателя наивность, непосредственность и чистоту мыслей присущих только детям. Или возьмём другой эпизод: По наставлению председателя колхоза Умара закунчи сельские дети помогают собрать зерно, оставшееся после жатвы. Председатель обещает отдать им половину зерна собранного с колхозных земель, но сдерживает слово. Олимжону он отдает одну пятую часть всего собранного им добра. Обратите внимание на реакцию ребёнка на эту несправедливость: «Олимжон тоже обомлел от услышанного. — Маловато ведь. Не обманывайте! — сказал он, улыбаясь и подумывая, что председатель шутить. — Отдаёте половину. Сами сказали! — Сказав так и не отрывая глаз от председателя, стал загружать зерно обратно в мешок». [1, с. 325] (После этого председатель колхоза беспощадно избивает его). [3] Как видите, детское сердце Олимжона не может воспринять такую подлость председателя, человека которого боятся все сельчане, с детской наивностью думает, что тот шутит.

Уткир Хошимов, изображая образ ребёнка военного времени, раскрывая его сильную волю в художественных деталях, не удаляется от правды жизни. В романе «Отважные» это выглядит по другому. Коля Охотников ребёнок, давно распрощавшийся с детством, настоящий мститель. Образ ребёнка, мать которого повесили враги, конечно, не может быть иначе. Вспомните эпизод, когда Коля взрывает вражеские танки на железнодорожной станции.

Сопоставляя образы героев созданных двумя писателями в основе всего вышесказанного можно сделать нижеследующие выводы:

Во-первых, в отличие от А. Войнова, Уткир Хошимов создавая образ ребёнка изображает изменение его сознания постепенно. В образе, созданном А. Войновым, психологическое изменение ребёнка происходит внезапно. Вспомните эпизод, когда убежавший от гестапо Коля по совету Власенко, идёт к Клавдии Фёдоровне. Начиная с этого момента, образ Коли определенное время не участвует в развитии событий. Появляется он в середине девятой главы книги, но это уже совсем другой парнишка — серьёзный, ответственный человек, беспощадный к врагам партизан. В романе есть такой эпизод: «… в нескольких шагах отсюда, в кустах стоял невысокий, худой ребёнок в изодранном черном костюме. В его лице чувствовалось недоверчивость, серьёзность присущая взрослым…. Это он — вчерашний ученик Коля, но теперь совершенно другой: возмужавший, переживший много трудностей, с взглядом взрослого». [2, с. 87] Обратите внимание в этом плане оба писателя пошли по своеобразным путям. То есть, как отметили выше, в романе У. Хошимова изменения в психологии ребёнка приобретают эволюционный характер, а у А. Войнова этот процесс происходит внезапно. Тем не менее, в обоих произведениях эти примененные методы удачно служат к раскрытию мысли авторов.

Во-вторых, У. Хошимов в образе своего героя в каком-то смысле сохраняет его детское мировосприятие. У героя А. Войнова это не наблюдается. Наоборот, характер Коли Охотникова от удара судьбы меняется внезапно. Он начнёт мыслить и рассуждать как взрослые, сомневается во всём. С одной стороны это даёт возможность автору изображать действия своего героя в густых художественных красках, но с другой стороны это может стать причиной возникновения непонимания характера героя у читателя.

Обобщая всё, можно сказать, что на примере героев в обоих произведениях созданы яркие, правдивые образы детей военного времени. Мастерским пером изображен образ ребёнка стойко выдержавшего все испытания тяжелого периода истории.

Литература:

1.                  Уткир Хошимов. Между двух дверей. Ташкент: Мериюс. 2011.

2.                  А. Войнов. Отважные (Перевод: С. Юнусова). Ташкент: Ёш гвардия, 1973.

3.                  Белинский В. Г. Полное собрание сочинени. Москва: Издательства Академии наук СССР, 1955.; Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. Тошкент: Манавият, 2008.; Уткир Хошимов. Между двух дверей. Ташкент: Мериюс. 2011. Ст. 320–335.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle