Библиографическое описание:

Бозорова Г. З. Идейная направленность сказаний и преданий романа «Шайтанат» Тахира Малика // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 532-534.

Арабское слово «шайтан» (чёрт) согласно учениям ислама и христианства имеет значение - руководитель, предводитель злых духов, символ зла. Он является не только зачинателем всего земного зла, но и черной силой, призывающей к совершению греха.

Фантастический образ шайтана вошел в учение ислама из древнесемитских поверий, убеждений. Согласно исламу, шайтан был создан богом из огня. Позже, из-за непослушания, он был приговорён к закидыванию камнями (вид казни), но бог отсрочил исполнение приговора, дабы проверить преданность людей. Поэтому шайтан и по сей день старается сбить людей с выбранного ими истинного пути, чтобы направить их на путь злодеяний.

Роман Тахира Малика «Шайтанат» начинается с описания проблем таких сокровенных человеческих качеств как совесть, стыд, честь, гордость и достоинство. Об этом красноречиво говорит литературный критик романа Мурод Мансур: «Каждая строка, каждая страница романа рассказывает не о временных, поверхностных мимолётных чувствах, не о будничных событиях, а о высоких нравственно-духовных ценностях людей, о борьбе жизни и смерти за убеждения, честь и совесть. В центре вечной этой борьбы добра и зла стоят личности неповторимого, сильного характера и убеждений, образ которых постепенно вырастает перед читателем».

«Испокон веков нам твердят, что человек человеку не должен быть врагом. Единственный враг человека — дьявол! Основное оружие злого духа — ненасытность, алчность. Следовательно, мы должны искать врага не в окружающей среде, а в своем внутреннем мире»,- говорил автор романа Тахир Малик.

Автор всесторонне и красочно описывает поступки героев романа, людей ненасытных, алчных, для которых нажива, власть превыше всего святого. Ослепленные алчностью не останавливаются ни перед чем. Для них чуждо все человеческое, то, что отличает нас от животных.

Нет сомнения в том, что любой прочитавший роман задумается о своей жизненной деятельности и, оценивая свои поступки, начинает бороться с «внутренним» шайтаном.

Вот в этом и есть духовно-нравственная сила романа, которая выражается в описании поступков алчных действующих лиц.

Автор, описывая истинное лицо представителей мира «Шайтанат» — сонмище дьяволов, их хитрость, плутовство, лукавство, вызывает ненависть к ним. Ненависть удваивается, когда читатель убеждается в том, что их бесчеловечным, зверским поступкам нет предела, для них нет ничего святого, кроме наживы и личной выгоды.

Особое мастерство Тахира Малика выражается ещё в том, что он умеет пользоваться народными преданиями, сказаниями и легендами в раскрытии «Мира дьяволов», постоянно готового на насилие, алчность, подлость и мерзость.

Приведенные в романе сказания являются призывом к человечности. Этот призыв, высказан устами знахаря Абдурахмана, Моштабиба и Абдулхамида сына Асадбека, которые непосредственно являются членами того же мира «Шайтанат». Этот необычный композиционный строй усиливает воспитательную силу романа.

«Согласно преданиям, когда-то место, где проживал муравей, было богато едой. Обилие еды и беззаботная жизнь привело к тому, что он растолстел. Однажды он увидел в небе стаю птиц, и ему тоже захотелось летать, как они. Для достижения этой цели, муравей стал мечтать о крыльях. Неожиданно его мечта сбылась — у него выросли крылья и он полетел. Но высоко подняться он не мог, так как ему мешал излишек веса. Но небольшой высоты его полёта было достаточно птицам для того, чтобы заметить его. И он стал для них легкой добычей…».

Читателю нетрудно понять мораль сказания, которая сводится к тому, что мечта мечте рознь. И мечтаниям тоже есть мера, предел. Другими словами, часто мечты (несбыточные) приводят к плачевному концу.

Уместно вспомнить мечты, желания старухи из сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке») которая хотела стать владычицей не только земного, но и подводного мира.

Другая легенда, рассказанная доктором Худоярхоном, — учителем Абдулхамида и Абдусамада,- заставляет размышлять о смысле жизни.

«Старая кошка под старость лет, покаявшись в грехах, написала письмо мышам: Я знаю, что много вреда нанесла вам за свою беспечную жизнь. В компенсацию за ущерб, перед смертью, хочу накрыть вам обильный стол. Добро пожаловать в гости!». Мыши к этому приглашению отнеслись с недоверием и обратились к мудрецу за советом. Мудрец посоветовал: «Никогда не верьте ни одному слову кошки. Хотя говорят, что горбатого могила исправит, её даже и могила не сможет исправить. Если даже из могилы кошки выступает хоть одна волосинка её усов, избегайте, обходите место её захоронения». Но самоуверенные мыши не послушались мудреца, и пошли на угощение. Так они стали вкусным завтраком кошки…».

Как не бывает друга нового и старого, так и не бывает врага малого и большого. Поэтому в этой жизни люди должны быть предельно осторожными, требовательными в выборе друзей. Ошибка в выборе друзей однозначно приведёт к неисправимой трагедии. Друзьям, близким, родственникам нужно верить, но и неоднократно проверять, т. е. семь раз отмерь — один раз отрежь. Тому пример - история с мышами.

Герой романа Моштабиб Захиду по дороге в лечебницу рассказал следующее народное предание: «У Фаридиддина Аттара имеется сказание, где говорится: «в одном государстве был закон. Каждый падишах (царь, правитель) правил страной в течение десяти лет, а потом его сажали в лодку и отправляли на необитаемый остров, в чем мать родила.

Очередной шах, заняв трон, непрестанно плакал. Тогда его визирь в недоумении спросил: Светлейший шах, что вас не устраивает, волнует? — Как не плакать. Меня также ждет учесть моих предшественников. За десять лет счастливой, праздной жизни меня ждет необитаемый остров, мучения и страдания. К счастью шаха, визирь был мудрым человеком. Он посоветовал шаху: «Мой мудрейший из мудрейших, если вы с первых минут правления показываете свою дальновидность, то нет сомнения в том, что вы за период мудрого своего правления этот необитаемый остров превратите в райский уголок. Таким образом, вы обеспечите себе беззаботное будущее».

Герои этой легенды иносказательны. Падишах — каждый человек или каждая личность. Визирь — это его совесть. Лодка, в которую сажают правителя — это гроб. Обычно гроб несут на плечах. Вот эта толпа, поток, вереница людей, несущих гроб похожа на море (море людей), несущее лодку. Оставление на необитаемом острове без всякой одежды – это символ погребения без одежды (согласно мусульманскому религиозному обряду). Необитаемый остров — это загробная жизнь или потусторонний мир. Она может быть обеспеченной, беззаботной, счастливой, только в том случае, если ты в этой жизни совершал добрые дела, и жил с чистой совестью.

Визирь, т. е. совесть говорит: «Люди, в своей жизни не увлекайтесь наживой, не забудьте творить и добрые дела. Думайте о благе других. А людей алчных, ненасытных, в потустороннем мире ждет божья кара».

Приведенная легенда поучительна тем, что она заставляет каждого оглянуться назад, обдумать и взвесить свои добрые дела.

А кому уже поздно исправлять свои ошибки, тот хотя бы посоветует другим не совершать, и не повторять его ошибки. И такое покаяние тоже не лишено чести.

Абдулхамид сын Асадбека перед смертью с трудом, с отдышкой рассказал отцу предание о милости, где говорится: «Аллах из ста своих милостей девяносто девять оставил себе и только одну послал земле. Он это сделал для того, чтобы все земные существа, в том числе и люди, были милосердны друг к другу. Этому яркий, бесспорный пример то, что лошади так осторожно и обдуманно ступают копытами, чтобы не навредить жеребенку…».

Также все знают, что лошади никогда не наступают ни на упавшего наездника, ни на других людей.

Сила слова Тахира Малика в том, что он прекрасно знает мудрые народные сказания, предания, легенды, и уместно использует их в своем романе «Шайтанат».

Также уместно было бы сказать и о мастерстве автора в описании восточного воспитания. Сын Асадбека даже перед смертью не мог открыться, прямо сказать отцу, чтобы он отказался от мира «Шайтанат». Он ограничился приведенной притчей.

В объеме одной статьи невозможно описать многогранную поучительную сущность романа «Шайтанат». Приведенные в нем предания, сказания и легенды прямо или косвенно призывают людей к милосердию и жалости. Призывает к состраданию — великому человеческому чувству. Кроме того, роман Тахира Малика «Шайтанат» еще долгие годы будет любимой книгой читателей. Хотя бы потому, что он не перестает утверждать простые истины — «что посеешь, то и пожнешь»; преступление не останется без наказания, а доброта — без награды. Другими словами, он не устает презирать алчность, ненасытность, хитрость, плутовство, лукавство, подлость и мерзость в людях.

В противовес этому, с великим удовольствием, автор воспевает в людях благодеяния, справедливость, милосердие, сострадания и жалость, что возвышает их в глазах людей.

Литература:

1.      Далгат У. Б. Литература и фольклор. –М.: Наука, 1981. –С.302.

2.      Жураев М., Шомусаров Ш. Узбекская мифология и арабский фольклор. — Ташкент: Фан (наука), 2001. — 136 с.

3.      Климович Л. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. — Москва: Советский писатель, 1975. — 416 с.

4.      Малик, Тахир. Шайтанат. Книга 3. — Ташкент: Шарк, 1997. — 384 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle