Библиографическое описание:

Саркисян А. Г. Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как одна из причин пенсионной реформы 2013 года // Молодой ученый. — 2014. — №8.2. — С. 51-52.

Выявление основных причин и предпосылок проведения пенсионной реформы 2013 года. Установление недостатка регулирования НПФ, как одной из причин и предпосылок проведения пенсионной реформы в Российской Федерации в 2013 году. Анализ существенных недостатков механизма пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная система, Пенсионный Фонд Российской Федерации, негосударственные пенсионные фонды, пенсионная реформа, ПФР, НПФ.

Identify the major reasons and prerequisites for pension reform in 2013. Establishment of a lack of regulation of non-state penson funds as one of the reasons and prerequisites for pension reform in the Russian Federation in 2013. Analysis of the essential weaknesses of the pension system of Russian Federation.

Keywords:pension system, the Pension Fund of the Russian Federation, non-state pension funds, pension reform in 2013.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование и младше 1967 года рождения, могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление средствами своих пенсионных накоплений. Граждане вправе управлять своими пенсионными накоплениями: [1]

·                    через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав:

o      управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК);

o      государственную управляющую компанию (ГУК) — Внешэкономбанк.

·                    через негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Необходимо уточнить, в чем состоит существенная разница между НПФ и ГУК. Если пенсионные накопления гражданина переданы в доверительном управлении УК или ГУК, то Пенсионный Фонд РФ осуществляет выплату накопительной части трудовой пенсии, переучитывает средства пенсионных накоплений, а также результатов их инвестирования управляющими компаниями.

Если гражданин передал свои пенсионные накопления НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Если с ПФР все более-менее понятно, он имеет узкий инвестиционный портфель, что обеспечивает минимальный риск потери средств, то деятельность НПФ на сегодняшний день вызывает определенные вопросы и споры.

Дело в том, что закон, регулирующий деятельность НПФ «Федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ и сопутствующие ему НПА не способны в достаточной степени проконтролировать деятельность этих организаций, действующих якобы исключительно в интересах своих участников, в данном случае граждан, передающих НПФ право управления своими пенсионными накоплениями.

Как известно, НПФ законодательно имеют право на более широкий инвестиционный портфель, чем ПФР, что позволяет ему получать более высокую прибыль за счет инвестирования пенсионных накоплений своих участников и вкладчиков.

Не смотря на достаточно жесткий контроль, деятельность НПФ не всегда остается прозрачной, плюс ко всему, НПФ забирает значительную долю прибыли, получаемую за счет инвестирования в качестве компенсации операционных расходов — до 25 %, а если НПФ передает средства в распоряжение управляющей компании, то последняя в праве получить в качестве вознаграждения еще 15 % от дохода, поученного при размещении пенсионных накоплений граждан, таким образом, вкладчики теряют достаточно большие суммы, которые могли бы быть прибавлены к их пенсиям. [2]

После того, как Центральный Банк России был назначен мегарегулятором (соответственно отныне в его функции входит и контроль деятельности НПФ) и становления в его главе Эльвиры Набиуллиной, было принято решение о проведении комплексной ревизии деятельности НПФ, которая и выявила множество нарушений и несоответствий законодательству.

Существовала юридическая коллизия, когда за сохранность денег, внесенных в НПФ материально отвечал Пенсионный фонд, а контроль за НПФ осуществлял Центральный Банк.

Реакция последовала незамедлительно. Было принято решение о «заморозке» накопительной части пенсии с 2014 года. Таким образом, Пенсионные накопления россиян за 2014 год будут направлены в солидарную систему, на выплаты пенсий текущим пенсионерам.

Однако непрозрачность деятельности НПФ является далеко не самой важной причиной подобного решения. Дело в том, что бюджет ПФР испытывает достаточно острый дефицит, именно поэтому было решено в 2014 году сократить платежи, направляемые в накопительную часть. Управлять всеми пенсионными накоплениями граждан будет государственная управляющая компания Внешэкономбанка, выбранного НПФ или частной УК. Новые поступления в 2014 году — 6 % процентов от зарплаты, которые в данный момент идут в накопительную часть, будут временно переводиться в страховую часть, которая будет формировать пенсионные права граждан, а реальные деньги будут направляться на выплату пенсионного обеспечения нынешним пенсионерам.

Правительство Российской Федерации хочет постепенно отойти от смешанной пенсионной системы к полностью солидарной, где размер будущей пенсии зависит не только от уже сформированных пенсионных прав, но еще и от размера федерального бюджета и состояния экономики в целом. Однако граждане, уже отчисляющие часть взносов НПФ, при желании могут оставить прежнюю пропорцию распределения средств между ПФР и НПФ или ГУК.

Реформа направлена на то, чтобы увеличить страховые пенсии по старости и в то же время повысить жизнеспособность пенсионной системы. Предлагаемые законопроектами меры позволяют снизить объём трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации с 2,27 % ВВП в 2015 году до 1,17 % ВВП в 2030 году. При этом величина соотношения среднего размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера увеличится с 1,87 в 2015 году до 2,7 в 2030 году.

Есть и другой аспект отмены накопительной части. Он заключается в том, что в западных пенсионных системах пенсионные деньги являются длинными деньгами, которые инвестируются в государственные долговые бумаги разных уровней. В России Правительство Российской Федерации ограничивает список допустимых инструментов для инвестирования максимальной величиной от совокупных активов НПФ: государственные ценные бумаги субъектов РФ — 40 %; облигации российских эмитентов — 40–80 %; акции российских эмитентов, являющихся OAO — 65 %; ипотечные ценные бумаги — 40 %; ценные бумаги международных финансовых организаций — 20 %. [3]

Устанавливая такие ограничения, параллельно Министерство финансов сокращает внутренний и внешний долги. Сложился парадокс, что у государственной УК «Внешэкономбанк» накопилось более 1,6 трлн. рублей, у негосудаственных НПФ более 890 млрд. рублей пенсионных накоплений, на которые наложены инвестиционные ограничения, в то же время на протяжении длительного периода существует дефицит бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации. Величина и глубина российского фондового рынка пока не достаточны, и он не способен предложить финансовые инструменты, которые могли бы обеспечить доходность пенсионных накоплений выше уровня инфляции с приемлемым уровнем риска. В итоге покупательская способность средств накопительной части пенсии снижается из года в год. В связи с этим было принято решении об временной заморозке осуществления отчислений в накопительную часть пенсии на 1 год, пока администрирование всей системы НПФ не будет приведено в порядок и не будет проанализирована необходимость в накопительной части пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Литература:

1.     Сайт Пенсионного Фонда РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pfrf.ru/pensions/

2.     ФЗ № 75 «Федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах».

3.     Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 379.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle