Библиографическое описание:

Полиевктова С. О. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Молодой ученый. — 2014. — №8.2. — С. 47-48.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются резервом государства. Они станут опорой в случае низких цен на нефть и газ, поскольку средства будут использованы для покрытия дефицита бюджета. Именно поэтому, в некризисные годы необходимо как можно больше средств зачислять на счета этих фондов. Безусловно, произойдет изъятие средств из экономики, но это позволит сократить уровень инфляции и увеличить доход от управления средства Резервного фонда и ФНБ, которые в свою очередь уже можно использовать на текущие расходы.

Ключевые слова: Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, ФНБ, управление средствами фонда.

Современный мир не отличается постоянством. Экономические и финансовые кризисы происходят все чаще, последствия от них все масштабней и разрушительней. Аналитики, ведущие специалисты, которые занимаются оценкой состояния мировой экономики, дают прогнозы, но ни один из них не может сказать с абсолютной уверенностью, что действительно произойдет на мировой арене и когда случится новый экономический кризис. Именно поэтому все страны, которые могут позволить себе откладывать средства на «черный день», непременно используют эту возможность.

В наше время резервные фонды страны – «подушка безопасности», которая может смягчить удар при наступлении неблагоприятной конъюнктуры рынка. Миллиарды долларов, которые не используются при нормальном развитии экономики страны, станут серьезным подспорьем, когда бюджет перестанет получать достаточное количество доходов, а расходы останутся прежними.

Стоит отметить, что чаще всего источником наполнения таких фондов являются нефтегазовые доходы. Учитывая, что и нефть, и газ – истощаемые ресурсы, то становится очевидным, что резервные фонды не смогут пополняться вечно, именно поэтому перед руководством страны стоит вопрос: когда начинать использовать деньги, накопленные в фонде. Данный вопрос актуален и для России, именно поэтому необходимо крайне взвешенно приминать решение, оценив все плюсы и минусы использования средств резервных фондов сейчас.

Государственный резервный фонд - это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Резервные фонды создаются в тех странах, доходы которых сильно зависят от изменения конъюнктуры мирового рынка, к ним, как правило, можно отнести товарно-сырьевые (нефть, газ, металлы) государства.

Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные: стабилизационный фонд (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили) и фонд будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа – Новая Гвинея, и бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

Все эти фонды связаны с аккумулированием части доходов от экспорта природных ископаемых и/или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными видами фондов заключается в целях создания фондов: стабилизационные фонды создаются для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительном финансировании государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование, после того как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных платежей населению территорий, на которых ведется добыча ископаемых.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ одновременно с отчетом Правительства Российской Федерации представляется отчет об управлении средствами Резервного фонда и отчет о формировании и использовании средств Резервного фонда.

Совокупный остаток средств на счетах по учету средств Резервного фонда в Банке России в рублевом эквиваленте на 1 января 2012 года составил 811 516,6 млн. рублей, за 2012 год увеличился на 1 074 159,8 млн. рублей, или на 132,4 %, и на 1 января 2013 года составил 1 885 676,4 млн. рублей.

Совокупный объем Резервного фонда увеличился за счет нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году сверх 4 551 358,5 млн. рублей в сумме 1 090 369,0 млн. рублей и которые перечислены в Резервный фонд 30 января 2012 года в соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год на плановый период 2012 и 2013 годов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2012 г. № 1 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году». [1]

Доходность размещения средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах Банка России с 1 января по 31 декабря 2012 года составила по счету в долларах США – 0,33 % годовых, по счету в евро – 1,09 % годовых и по счету в фунтах стерлингов – 1,00 % годовых.

 Совокупная доходность размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России составила 0,74 % годовых.

Для того, чтобы резервные фонды Российской федерации могли функционировать в полной мере и выполнять те функции, ради которых они были созданы, необходимо повышать эффективность вложения средств этих фондов.

Согласно расчетам налоговой и таможенной служб, бюджет РФ может недополучить в 2014-2016 годах около одного триллиона рублей. В частности, объемы приватизации уменьшены по сравнению с тем, что заложено в проект бюджета на ближайшую трехлетку. Счетная палата подвергла проект бюджета 2014-2016 жесткой критике. Средств из внутренних займов не хватит для покрытия дефицита бюджета и поэтому необходимо повысить эффективность управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда с тем, чтобы увеличить их доходность.

Вкладывая деньги Резервного фонда в гособлигации США, мы поддерживаем чужую экономику, имея очень низкую доходность. Так, облигации США приносят доход менее процента годовых, для сравнения, инвестиционный фонд Абу-Даби зарабатывает порядка 6-8 процентов в год, инвестируя в акции, облигации, частные фонды, инфраструктурные компании и недвижимость.

Изучение зарубежного опыта формирования и использования резервных фондов позволит наиболее эффективно использовать данный опыт в Российской Федерации.

С учетом зарубежного опыта и новых предложений Правительства РФ, Министерства финансов РФ и других компетентных органов, можно предложить следующие варианта повышения эффективности и, как следствия, доходности резервных фондов в России:

1)         инвестировать средства ФНБ в долговые обязательства иностранных государств с более высоким уровнем риска до 10% средств. Подобное изменение позволит диверсифицировать портфель инвестиций и повысить доходность, что в долгосрочной перспективе позволит найти новых экономических партнеров и повысить доходность.

2)         вкладывать средства ФНБ в акции, облигации, частные фонды, инфраструктурные компании и недвижимость до 10% средств. Опираясь на опыт зарубежных фондов, можно существенно повысит доходность, которая сейчас находится на крайне низком уровне.

3)         на повышение конкурентоспособности несырьевых отраслей за счет средств ФНБ. долгосрочной перспективе Одна из основных проблем российской экономики – сырьевая зависимость. До 50% доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы. Развитие других отраслей, например, сельского хозяйства, туризма и высоких технологий, позволит стать российским производителям более конкурентоспособными на мировом рынке и сделает экономику страны менее зависимой от мировых цен на сырьевые ресурсы.

4)         инвестировать в проекты для увеличения уровня жизни и доходов населения, т.е. инвестировать в «национальное благосостояние», это может быть строительство стадионов, спортивных площадок, центов образования и переквалификации;

5)         на развитие инфраструктуры регионов. Для того. Чтобы создавать новые рабочие места, новые производства и максимального сократить моногорода необходимо, что бы в соответствующий регион направлялось достаточное количество инвестиций, а большое количество хороших дорог, свободный доступ к электричеству, газу, воде, канализации, будет способствовать привлечению новых инвесторов.

6)         софинансирование крупных проектов ( ЦКАД, БАМ, Транссиб). Масштабные инвестиционные проекты – необходимый шаг для развития экономики и инфраструктуры в России. Однако прежде чем использовать средства ФНБ существенное обоснование экономической целесообразности, осуществления прямых инвестиций в определённый объект, а также сроки возврата средств и доходность проекта.

7)         минимизировать использование средств Резервного фонда до наступления кризисной ситуации. Резервный фонд должен в первую очередь оставаться «страховым» фондом, т.е. быть страховкой на случай наступления экономического кризиса или существенного понижения цен на экспортируемые сырьевые ресурсы России. Его функция очень четко прослеживалась в 2008-2010 гг., если посмотреть на Приложение 5 и Приложение 6, то видно, что значительная часть средств была использована.

8)         До сведения общественности должны быть доведены общие направления политики, правила, процедуры, механизмы, критерии изъятия и расходования средств.

Литература:

1.      Официальный сайт Государственной Думы РФ: URL http://www.duma.gov.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle