Библиографическое описание:

Селиванова Т. А., Атабаева Ш. А. Разработка производственной стратегии на предприятиях отрасли // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 588-589.

Ключевые слова: производственная стратегия, корпоративная стратегия.

Производственная стратегия — это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации. Она связана с разработкой и реализацией основных направлений деятельности предприятия в области выпуска продукции.

К сожалению, многие российские производители не стремятся внедрять на своих предприятиях стратегическое управление и планирование, т. к. заинтересованы в получении прибыли и отдаче инвестиций в краткосрочном периоде.

Согласно мнению О. С. Виханского, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития фирмы, которое касается сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри нее, а также позиции фирмы в окружающей среде, приводящие ее к поставленным целям [2].

Благодаря такому пониманию стратегии детерминизм в поведении предприятия можно исключить, поскольку стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, учитывая изменяющуюся ситуацию, оставляет свободу выбора. В этом случае стратегия характеризуется как выбранное направление, дальнейшее поведение в среде, осуществление деятельности в его рамках приведет к тому, что предприятие достигнет поставленных целей. Стратегическое управление рассматривают также как динамическую совокупность, состоящую из пяти управленческих процессов, взаимосвязанных между собой и логически вытекающих один из другого. Однако имеется устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.

Задачей стратегического управления является обеспечение такого взаимодействия предприятия со средой, которое позволяло бы ему поддерживать свой потенциал на таком уровне, который необходим для достижения его целей, обеспечивало бы выживание предприятия в долгосрочной перспективе. [4]

Чтобы определить стратегию поведения предприятия и провести ее в жизнь, руководители должны иметь представление не только о внутренней среде предприятия, его потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, которое занимает в ней предприятие. Изучение внутренней среды предприятия необходимо, чтобы вскрыть все его сильные и слабые стороны. Внешнее окружение изучается для того, чтобы установить те возможности и вскрыть угроза, которые предприятие должно учитывать, определяя свои цели и достигая их. Определение целей и задач предприятия придает уникальность выбору стратегии в каждой конкретной организации. В целях отражается все то, к чему она стремится.

Разработку моделей производственной стратегии осуществили в конце 70-х — начале 80-х гг. ХХ века исследователи Гарвардской бизнес — школы Уильям Абернати, Ким Кларк и др., основываясь на более ранних исследованиях Уикхэма Скиннера. [1] Ученые уделили основное внимание тому, каким образом руководство промышленных предприятий может применять свои производственные мощности как стратегическое оружие в конкурентной борьбе. В основе их теории лежат такие понятия как фокусировка производства и производственные альтернативы. У предприятия одновременно не может быть максимальных производственных показателей по всем направлениям. Руководство должно обратить внимание по разработке четко сфокусированной стратегии, целью которой является создать предприятие, предельно успешно выполняющее ограниченный спектр задач. Данный подход свидетельствует о том, что, создавая предприятие и управляя им, нужно идти на компромиссы.

Согласно утверждению Ричарда Б. Чейза, производственная стратегия состоит в том, чтобы разработать общую политику и планы использования ресурсов предприятия, которые имеют цель осуществлять максимально эффективную поддержку конкурентной стратегии данного предприятия, рассчитанную на долгое время. Производственная стратегия вместе с корпоративной стратегией охватывает всю сферу деятельности предприятия. Это долговременный процесс, призванный помочь предприятию реагировать на изменения, которые могут произойти в будущем. [3]

Объект производственной стратегии — собственно организация и управление производством. Предмет производственной стратегии — организационно–технические и управленческие отношения, которые складываются между людьми, осуществляющими производственную деятельность, и возникают при выполнении производственных заказов между подразделениями предприятия. Производственную стратегию нужно согласовать с общей стратегией и сформулировать так, чтобы она отвечала задачам и целям предприятия. Для этого руководителям предприятия нужно работать в контакте со всеми функциональными отделами, осуществлять формирование стратегий, не конфликтующих между собой, а дополняющих и поддерживающих друг друга.

На выбор стратегии также оказывают большое влияние финансовые ресурсы организации. Любые изменения в деятельности организации, например, освоение новых рынков, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.

Сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы, кроме финансовых ресурсов, является квалификация работников. Не имея достаточно полной информации о квалификационном потенциале работников, нельзя выбрать верную стратегию. Руководители организации осуществляют выбор стратегии, основываясь на анализе ключевых факторов, которые характеризуют состояние фирмы, учитывая результаты анализа портфеля бизнесов, характера и сущности реализуемых стратегий.

Для получения полноценной оценки способностей фирмы и общей ситуации на рынке разрабатывают SWOT — анализ. SWOT — анализ — это выявление сильных и слабых сторон организации, а также всех возможностей и угроз, которые представляет для нее ее внешняя среда.

Таким образом, разработка производственной стратегии на предприятиях пищевой промышленности осуществляется по общим классическим методикам разработки производственной стратегии на промышленных предприятиях, но с учетом индивидуальных отраслевых особенностей и пониманием высокой значимости данной отрасли для экономики страны и необходимости конкурирования с западными производителями.

Литература:

1.                 Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010

2.                 Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник, 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2010

3.                 Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. — М.: Вильямс, 2009

4.                 Фирсова И. А. Управленческие решения: Учебник / И. А. Фирсова, О. В. Данилова, С. В. Карпова; Под ред. И. А. Фирсовой. — М.: Юрайт, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle